- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочке Доноведение
Программа по внеурочке Доноведение
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Удодова Т.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
М
Введение.
Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Наш Донской край - это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество - это часть русского народа, имеющая свои уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением. Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила своеобразный отпечаток на повседневный быт, архитектуру, народное творчество. Богатое фольклорное наследие донских казаков представлено в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон», других его бессмертных произведениях.
В настоящее время, в связи с возрастанием роли регионов в жизни государства и общества, становится более актуальной задача изучения природы истории родного края в начальной школе.
1.Пояснительная записка
-
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
-
ФГОС НОО
-
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года №761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
-
Федеральный перечень учебников, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31 марта 2014 года.
-
Образовательная программа школы
-
Учебный план МБОУ Лысогорской СОШ на 2014-2015 учебный год (утвержден педагогическим советом, протокол №5 от 22.05.2014)
-
Положение МБОУ Лысогорской СОШ о рабочей программе от 26.08. 2014г.
-
Программа вариативноно курса «Доноведение» 2 класс (Е.Ю.Сухаревская, Ростов - на Дону «Баро - Пресс» 2008 г.)
Цель курса:
Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
1.Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3.Воспитательные.
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственн6ым эталоном;
-воспитание уважен6ия к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
2.Общая характеристика
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» ( начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигатся за счёт интеграции содержания.
В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено единство системы « природа-человек-общество» Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
-
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
-
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
-
История Донского края - часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.
Принцип спиралевидности.
Обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. На самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.
3.Место в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год,( 1 учебный час в неделю,34 уч. недели)
4.Содержание курса.
2 КЛАСС (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (18ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (8ч) Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город (село). Знакомство со знаменательными событиями военных лет - День освобождения города (села). Вместе дружная семья.
Экскурсии1
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
5. Тематический план.
№
Тема раздела
Количество
часов
1
Я и окружающий мир.
5 ч.
2
Природа Донского края.
18 ч.
3
Человек и природа.
3ч.
4
Жизнь на Дону.
8 ч.
Итого:
34 ч.
6. Календарно- тематический план
№
Тема
Кол-во часов
число
Образовательные задачи
Виды деятельности
Я и окружающий мир -2ч.
1
С чего начинается Родина… презентация
1
1.Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села ( города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.
1.Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»
2
Школа- светлая гавань детства.
1
Жизнь на Дону - 1ч.
3
С днём рождения, родной город (село)! Экскурсия по родному городу (селу)
1
1.Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями.
1.Составление альбома о родном городе(селе).
2.Выставка рисунков, фотографий.
3.Праздничное представление.
Я и окружающий мир -1ч.
4
Дорога от дома до школы
(экскурсия)
1
1.Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
-правила перехода через проезжую часть;
-сигналы светофора;
-правила посадки и высадки из общественного транспорта;
-дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.
1.Игры «Мы на проезжей части»,
«Мы пассазжиры»
2.Рисование макета»Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Природа Донского края - 10 ч.
5-
6
Природа (экскурсия)
«Учимся наблюдать»
Викторина «Живая и неживая природа родного края»
1
1
1.Углубить понятия о живой и неживой природе родного края.
1.Наблюдение предметов живой и неживой природы.
7
Город и природа
( экскурсия)
1
1.Систематизировать знания детей о природе родного города( села)
1.Исследовательская деятельность по проблемам:
«Флора родного города(села)»,
«Фауна родного года (села)».
8-9
10
Что за дерево такое? презентация
Кустарники
(экскурсия)
2
1
1.Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края ( 3-4) вида.
2.Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека ( на примере растений родного края)
1.Игра «У кого детки с этой ветки ?»
1.Сбор трав и изготовление гербария.
2.Композиционное панно из растений.
11-12
Травушка-муравушка
2
1.Исследовательская деятельность по проблемам»Дерево моего края», «Кустарники моего края»
13
Растения и мы. презентация
1
1.Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.
2. показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли.
3.Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.
1.Игра «Фитоаптека»
2.Изготовление справочника лекарственных трав.
14
Краски Тихого Дона. презентация
1
1.Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.
1. Чтение стихов о родном крае.
2.Рисование пейзажей родного края.
Я и окружающий мир -2ч.
15
Моё имя, отчество, фамилия. презентация
1
1.Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.
2.Углубить понятие «семья».
3.Рассмотреть на основе знаний уч-ся понятие «семейная родословная»
1.Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия».
2. Мини - сочинение «Любимый семейный праздник».
16
Что ты знаешь о роде своём.
1
Жизнь на дону - 3
17
Обряды на Дону. презентация
1
1.Дать общее представление о зимних обрядах на Дону.
1.Изготовление новогодних игрушек;
маски для колядования, куклы - Масленички.
18
Зимние обряды.
презентация
1
19
Зимние обряды (праздничное мероприятие)
1
Природа Донского края - 8ч.
20
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
1
1.Расширить представление о животном мире родного края.
1. Наблюдение за животными в природе, дома.
2.Посещение краеведческого музея.
21
Домашняя мохнатая азбука
1
1.Расширить представления о домашних животных родного края ( 3-4 представителя каждого вида)
2. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.
1. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»
2.Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»
22
Мой домашний милый друг.
1
1.Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве РО.
2. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.
1. Наблюдение за животными дома.
2.Мини-сочинение о своём домашнем животном.
23
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми.
презентация
1
1.Закрепить правила безопасного обращения с животными.
1. Изготовление книжки-малышки «Мой мохнатый друг»
24
Родные просторы.
(экскурсия)
1
1.Познакомить с особенностями поверхности родного края
(холмистая поверхность)
1.Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.
2. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»
25
Чем богаты наши недра.
презентация
1
1.Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.
1.Рисование иллюстраций к сказкам:
«Сказка о каменном угле»,
«Кто главнее?»
26
Что такое почва?
1
1.познакомить с понятием «почва», её составом, образованием.
2. Проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.
1.Опыты:
исследование состава почвы.
27
Почва нам и стол и дом.
(экскурсия)
1
Человек и природа -4 ч.
28
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.
(экскурсия)
1
1.Познакомить с общими представлениями о природных сообществах.
1.Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.
29
Человек- хозяин природы?
1
1.Показать влияние человека на природное сообщество.
1. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества
30-31
Спасём и сохраним!
(открытое праздничное мероприятие, посвящённое защите природы)
2
1.Закрепить знания уч-ся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.
1. Ролевое театрализованное представление.
Жизнь на Дону - 3ч.
32
День освобождения
(экскурсия в исторический музей) презентация
1
1.Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.
1. Изготовление рисунков, поделок, посвящённых данной тематике.
33-34
Вместе -дружная семья.
(праздничное мероприятие) презентация
1
1.Сплочение людей разных национальностей, населяющих Донской край.
1. Разучивание и показ танцев, песен народов, населяющих родной край.
2.Национальная кухня (ознакомление с национальными традиционными блюдами)
7. Учебно-методического и материально - техническое обеспечение обеспечение.
1. Книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» 2- 4 класс, М.П.Астапенко, Е.Ю. Сухаревская, 3-е издание Ростов-на-Дону «Баро- Пресс» 2009 г.
2.Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс.Е.Ю. Сухаревская, Ростов-на- Дону «Баро - Пресс»2009г.
3.Методические разработки уроков и праздничных мероприятий. 2 класс. Е.Ю.Сухаревская,
Е.А. Зыбина, Т.Г. Степагова, А.г. Ткаченко. «Баро -Пресс» 2008 г.
4.Электронное приложение «Доноведение» 1-4 класс, Е.Ю. Сухаревская
5.Технические средства: компьютер, проектор, экран, э /диски.
Материальное обеспечение программы. 1. Доска магнитная 2. Компьютер с проектором 3. Экран 4. Таблица «Птицы», «Звери» 5. Фотоаппарат 6. Рабочая тетрадь «Доноведение» 2 класс Е.Ю. Сухаревская. ( у каждого ребёнка) 7. Диск «Доноведение» -
8. Планируемые результаты.
могут научиться:
правила поведения в общественных местах и на улице:
1. Личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите.
2. Регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца.
3.Познавательным универсальным учебным действиям
- включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Требования к уровню подготовки младших школьников
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области
родственные связи в семье;\
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Ожидаемые результаты.
К концу года учащиеся 2 класса должны знать:
-название своего региона( края, области), района, хутора;
-уметь находить место своего района на карте Ростовской области;
-признаки времён года, характерных для РО;
-названия растений ( 5-6), названия животных (4-5), обитающих в краях РО;
-названия растений и животных РО занесённых в Красную книгу;
-обряды на Дону ( 3-4)
- краткую историю своей школы;
Уметь:
-уметь ответить на вопрос: « -Кто такие казаки?»
-сделать проект на выбранную тему;
-сотрудничать с педагогом и товарищами.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
МБОУ ЛСОШ
от ___________ 2014 года
Руководитель МО
_____________/_Л.С.Кушнарева/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ / Т.А. Одинцова/
____________ 2014 года
1
12