- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению К. Паустовский Кот-ворюга
Урок по литературному чтению К. Паустовский Кот-ворюга
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шакирова Ф.Ф. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
- Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
- Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
- Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
- Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Ход урока
1.Организационный момент.
(приветствие, настрой на работу)
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
- Как вы догадались, что это кот?
- Первое слова в заголовке - кот. - Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (ворюга). - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".
- Как вы думаете, про что это произведение?
- Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
- Поставьте цель урока. Закончите предложения:
Узнать… .
Учиться….
Определить….
Развивать….
- Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)
- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
- Что вам известно об этом писателе?
- Каким видится он через свой портрет? - Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском. Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта - любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. 4. Открытие нового знания. 1) работа с текстом до чтения - Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас. - Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? - Как называет его автор? - Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят? - Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) 2) первичное чтение, словарная работа - Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике) Кукан - верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу. Плотица - небольшая рыбка плотва. Заросли - частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало - производить сильный и глухой звук. Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). - Понравилось ли произведение? - Чем? Какое настроение вызывает? - Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ - это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.) 2) учимся читать вдумчиво - Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно. - Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние) - Как вы понимаете слово «отчаяние»? - Есть ли от чего приходить в отчаяние? - Зачитайте, какие проделки совершал кот? - Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя. - Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка) 3) исследовательская работа в группах Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется. 1 группа: 1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное? 1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот - задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. 2 группа: 1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. 3 группа: 1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? 1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. 2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга. 3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться. 4 группа: 1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом. 4 группа читает отрывок по ролям.
Динамическая пауза. - Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Умывается собственной лапой.
- Хорошо видит в темноте.
- Называют другом человека.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.