Урок по литературному чтению К. Паустовский Кот-ворюга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга». Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков. Задачи:
  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ожидаемые результаты:
  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: компьютер, экран, портрет К.Г. Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

Ход урока

1.Организационный момент.

(приветствие, настрой на работу)

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание. - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку:

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

- Как вы догадались, что это кот?

- Первое слова в заголовке - кот. - Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота (ворюга). - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".

- Как вы думаете, про что это произведение?

- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

- Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

- Что вам известно об этом писателе?

- Каким видится он через свой портрет? - Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском. Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта - любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. 4. Открытие нового знания. 1) работа с текстом до чтения - Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас. - Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? - Как называет его автор? - Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят? - Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) 2) первичное чтение, словарная работа - Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике) Кукан - верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу. Плотица - небольшая рыбка плотва. Заросли - частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало - производить сильный и глухой звук. Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). - Понравилось ли произведение? - Чем? Какое настроение вызывает? - Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ - это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.) 2) учимся читать вдумчиво - Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно. - Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние) - Как вы понимаете слово «отчаяние»? - Есть ли от чего приходить в отчаяние? - Зачитайте, какие проделки совершал кот? - Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя. - Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка) 3) исследовательская работа в группах Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется. 1 группа: 1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное? 1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе. Этот кот - задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. 2 группа: 1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет. 3 группа: 1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? 1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник. 2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга. 3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться. 4 группа: 1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом. 4 группа читает отрывок по ролям.
Динамическая пауза. - Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

  • У него бесшумная походка.
  • Прекрасный нюх.
  • Умывается собственной лапой.
  • Хорошо видит в темноте.
  • Называют другом человека.
  • Любит гулять сам по себе.
  • Дружит с собаками.
4) работа по содержанию - Почему же у кота были такие повадки? - Как он попался? Зачитайте. - Почему именно Ленька смог выманить кота? - Как хотели поступить с котом после того, как его поймали? - Какое решение оказалось верным? - Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким? - Кто и как помог в этом коту? 5. Итог. Осмысление авторской идеи. - Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту? - Какова главная мысль этого произведения? - Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему. Воровал → поймали → накормили → изменился Добро побеждает зло - основная мысль, идея рассказа. Доброта и милосердие - великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. 6. Творческая работа. - Встречались ли вам в жизни подобные истории? - Как вы поступали в таких случаях? (Составление рассказа) 7. Домашнее задание. - Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ. - Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков. 8. Рефлексия. Продолжите фразу: Сегодня на уроке… Было интересно… Я понял, что … Мне захотелось … Урок дал мне для жизни … Трудно было … Я почувствовал … Я научился … Я смог …



© 2010-2022