- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие графических навыков у домашних детей
Развитие графических навыков у домашних детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Спиридонова И.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие графических навыков у «домашних» детей
В том человека украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чувствует он значенье
Того, что делает рука.
Шиллер.
Завершился 2-ой год работы эксперимента по введению предшкольной ступени образования в Смоленской области. С этой целью на базе муниципальной гимназии в октябре 2007 года была открыта экспериментальная площадка и произведен набор детей в возрасте 5-6 лет, ранее не посещавших дошкольные образовательные учреждения, для подготовки к школе по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора». Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы: социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. За время работы с этой группой получены определенные положительные результаты, но высветились и проблемы. Одна из них - развитие графических навыков у «домашних» детей. Типичный случай: ребенок развит, хорошо говорит, умеет читать, имеет широкий кругозор, большой словарный запас, обладает высоким интеллектом и творческими способностями, а на собеседовании сказали, что в школе у него будут проблемы. Дело в том, что у ребенка плохо развита тонкая моторика руки, что скорее всего вызовет проблемы при формировании графических навыков. Особенно часто такое случается с "домашними" детьми, которые не ходят в детский сад. Если в детском саду на специальных занятиях дети тренируют свою руку, то дома родители зачастую не уделяют должного внимания развитию тонкой моторики. В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движение кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку к письму. Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить писать ребенка до школы не следует. Каждый ребенок, подрастая, заново открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию непрост, очень часто ребенок совершает ошибки. Вот почему так важно помочь ему ориентироваться в большом мире, научить принимать самостоятельные нестандартные решения. Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский). Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма. Авторы программы, предвидя эту трудность, уделили развитию графических навыков особое внимание. С этой целью во все 11 тетрадей (основного) методического комплекта, включены задания, направленные не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие мелких мышц кисти и всей руки. Первые попытки печатания букв при выполнении заданий по «Азбуке для дошкольников» (автор Журова Л.Е., Кузнецова М.И.) не у всех детей были удачными, но с каждым днем эти задания выполнялись лучше и лучше. Этому способствовало то, что дети постоянно выполняли графические задания и на других занятиях в других рабочих тетрадях: закрашивали, штриховали, дорисовывали, незаметно для себя развивая необходимые мышцы руки и кисти. Как это происходило? Например, в тетрадях:
- «Учимся думать» Салминой Н.Г. при выполнении разнообразных заданий на счет и нахождение местоположения геометрических фигур;
- «Знакомимся с математикой» Щербаковой Е.И., выполняя задания на развитие логического мышления;
- «Я хочу в школу», «Я и мои друзья», знакомя друг друга со своей семьей, друзьями, с тем, что им нравится делать, и т.д.
- Активно развивались графические навыки в процессе работы с комплектом рабочих тетрадей «Учимся рисовать».