Развитие графических навыков у домашних детей

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие графических навыков у «домашних» детей

В том человека украшенье

И честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он значенье

Того, что делает рука.

Шиллер.
Завершился 2-ой год работы эксперимента по введению предшкольной ступени образования в Смоленской области. С этой целью на базе муниципальной гимназии в октябре 2007 года была открыта экспериментальная площадка и произведен набор детей в возрасте 5-6 лет, ранее не посещавших дошкольные образовательные учреждения, для подготовки к школе по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора». Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы: социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. За время работы с этой группой получены определенные положительные результаты, но высветились и проблемы. Одна из них - развитие графических навыков у «домашних» детей. Типичный случай: ребенок развит, хорошо говорит, умеет читать, имеет широкий кругозор, большой словарный запас, обладает высоким интеллектом и творческими способностями, а на собеседовании сказали, что в школе у него будут проблемы. Дело в том, что у ребенка плохо развита тонкая моторика руки, что скорее всего вызовет проблемы при формировании графических навыков. Особенно часто такое случается с "домашними" детьми, которые не ходят в детский сад. Если в детском саду на специальных занятиях дети тренируют свою руку, то дома родители зачастую не уделяют должного внимания развитию тонкой моторики. В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме. Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движение кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку к письму. Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить писать ребенка до школы не следует. Каждый ребенок, подрастая, заново открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию непрост, очень часто ребенок совершает ошибки. Вот почему так важно помочь ему ориентироваться в большом мире, научить принимать самостоятельные нестандартные решения. Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский). Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма. Авторы программы, предвидя эту трудность, уделили развитию графических навыков особое внимание. С этой целью во все 11 тетрадей (основного) методического комплекта, включены задания, направленные не только на развитие познавательных процессов, но и на развитие мелких мышц кисти и всей руки. Первые попытки печатания букв при выполнении заданий по «Азбуке для дошкольников» (автор Журова Л.Е., Кузнецова М.И.) не у всех детей были удачными, но с каждым днем эти задания выполнялись лучше и лучше. Этому способствовало то, что дети постоянно выполняли графические задания и на других занятиях в других рабочих тетрадях: закрашивали, штриховали, дорисовывали, незаметно для себя развивая необходимые мышцы руки и кисти. Как это происходило? Например, в тетрадях:

  • «Учимся думать» Салминой Н.Г. при выполнении разнообразных заданий на счет и нахождение местоположения геометрических фигур;
  • «Знакомимся с математикой» Щербаковой Е.И., выполняя задания на развитие логического мышления;
  • «Я хочу в школу», «Я и мои друзья», знакомя друг друга со своей семьей, друзьями, с тем, что им нравится делать, и т.д.
  • Активно развивались графические навыки в процессе работы с комплектом рабочих тетрадей «Учимся рисовать».
В начале обучения детей (в октябре) на занятиях «Учимся рисовать» детям предлагались задания из тетради «Клетки, точки и штрихи». Работая в этой тетради, дети учились ориентироваться в пространстве отдельной клетки и всего листа, правильно располагать изображение на нем, проводить разные линии с заданными характеристиками, не меняя положения листа. Все эти задания служат хорошей основой для развития графических навыков у детей дошкольного возраста. Перед тем как начать работу в тетрадях «Анализ форм и создание образов», «Графика, живопись и народные промыслы», «Учимся думать» с детьми повторяем правила работы с карандашами или красками. Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности. Усвоение правил дает возможность сознательно овладеть техникой рисования и сознательно ее применять. Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов. Дети 5-6 лет не всегда выполняют качественно то или иное задание, часто торопятся, что ведет к нарушению правил закрашивания. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться. Это способствует тому, что ребенок более качественно выполняет задание. На интегрированных занятиях «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» используется две-три тетради для работы. С учетом того, что детская рука в этом возрасте еще не окрепла, чтобы не допустить перегрузки, графические задания разделяются на занятии по времени. Проведенный хронометраж показал, что общее время выполнения графических заданий на одном занятии колеблется от 3 до 7 минут. Например, в «Азбуке для дошкольников» задания дети выполняют обычно 3-4 минуты, в тетрадях «Учимся думать» -5-10 минут. Больше всего времени уделяется развитию графических навыков, разумеется, на занятиях «Учимся рисовать» - 15-20 минут. Таким образом, на выполнение графических заданий всего в день отводится с учетом занятия «Учимся рисовать» - 20-30минут, без его учета 10 - 20 минут, в зависимости от характера и содержания занятия. На развитие руки очень хорошо влияет работа с пластилином и бумагой, поэтому детям постоянно предлагаются задания творческого и развивающего характера по аппликации, лепке, изготовлению пластилиновых рельефов, которые дети выполняют с удовольствием. Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а, значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка. Используя тренажеры - пазлы , дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами. Обычно для подготовки пальцев проводится пальчиковая гимнастика. Работа с родителями Данная программа не предусматривает домашних заданий, но педагогом поощряются домашние занятия по вырезанию из бумаги, рисованию в альбомах или в тетрадях-раскрасках, игры с конструктором. Особенно это важно для тех детей, у кого эти навыки развиваются медленнее в силу разных причин (по болезни, неусидчивости и т.д.). С родителями проводились беседы на тему: «Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?» Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотреть, как ребенок моет и вытирает руки. Приучить его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если есть дача и приусадебный участок, воспользоваться этим и привлекать ребенка к сбору ягод. « Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная». Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная! Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем. Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны многим давно. Н-р, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что нужно. Наверняка многие знают и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет. Дополнительная литература В своей работе педагог использует и дополнительную литературу для достижения наилучшего результата в развитии тонкой моторики руки. Это тетрадь «Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А.Филипповой. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр из этого пособия способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга. Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, педагог должен использовать разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект «Предшкольная пора», он может, конечно, проявлять творчество, вносить новые элементы знаний, применять другие средства обучения, но пособия данного УМК должны оставаться основными и ведущими. Таким образом, системный подход к решению вышеуказанной проблемы способствует успешному развитию графических навыков у детей-дошкольников, занимающихся по программе «Предшкольная пора».



© 2010-2022