Урок по окружающему миру для 2 класса «Невидимые нити в осеннем лесу»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру для 2 класса «Невидимые нити в осеннем лесу».Урок по окружающему миру для 2 класса «Невидимые нити в осеннем лесу».Урок по окружающему миру для 2 класса «Невидимые нити в осеннем лесу».

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы центр образования № 1420




УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

( Программа «Перспектива», учебник: авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)


Учитель: Коношенко Любовь Васильевна

Тема: Невидимые нити в осеннем лесу.





Цель: создать условия для ознакомления учащихся с невидимой пищевой цепью в дубовом лесу.

Задачи:

  • выявить невидимую связь между животными и растениями в осеннем лесу;

  • расширить представление учащихся об экологических связях,

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные результаты:

  • приводить примеры невидимых связей в осеннем лесу;

  • делать выводы: 1) о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире; 2) о возможности построения разных вариантов схем для отображения одних и тех же связей;

Метапредметные результаты:

  • извлекать из текста информацию о связях в природе;

  • анализировать рисунок и схему

  • моделировать связи в осеннем лесу

  • формулировать правила экологической этики

Личностные результаты:

  • осознавать важность взаимосвязей между растениями и животными

Оборудование:

  • желуди, орехи;

  • разнообразные схемы: опорные знаки для моделирования связи между растениями и животными дубового сообщества;

  • презентация в программе Power Point «Невидимые нити»;

  • у учителя и учащихся компьютер Macbook ( 1 на парту);

  • а/з 2 куплета песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева);

  • рисунки животных и растений;

  • клубок ниток;

  • у учащихся клей, цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

Виталий Бианки писал: «Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное. Самое увлекательное занятие в мире».

Мы сегодня тоже попытаемся открыть тайну.

II. Сообщение темы и целей урока.

( На доске изображение осеннего дуба, объектов живой и неживой природы)

Ребята, на доске разбежались карточки, соедините их и получите тему сегодняшнего урока.

В ОСЕННЕМ ЛЕСУ

ДИ

ВИ

МЫ

НЕ

Е

ТИ

НИ

«Невидимые нити в осеннем лесу»

- Какую цель поставим себе на уроке?

(На доске)

- закреплять знания о …

-устанавливать ….

1) Закрепим знания о живой и неживой природе.

2) Установим связи в осеннем лесу.

3) Научимся строить цепь питания.

III. Актуализация знаний.

- Назовите царства живой природы. (Животных, растений, бактерий, грибов, микроорганизмов.)

- А что относится к неживой природе?

(Вода. Камни. Солнце. Воздух, … )

- Как связаны между собой неживая и живая природа?

- Какую пользу приносит вода растениям, животным, человеку?

- Какую пользу приносят растения животным?

- Какую пользу приносят грибы растениям?

- А как помогают животные растениям?

На доске схема - опора. Что вы видите на этой схеме?

Животные Живая природа

Животные Неживая природа

Растения Животные Человек.

Итак, мы в осеннем лесу. А отличается ли он летнего?

Назовите природные явления осени. С чем это связано?

( Листья изменили окраску, меньше птиц, меньше насекомых, зверей. С изменениями в неживой природе: солнце ниже, день короче, на улице прохладнее. Меньше корма, идет подготовка к зиме у деревьев, у животных.)

Какую связь мы установили?

Какой можно сделать из этого вывод? ( Все в природе взаимосвязано)

IV. Работа по новой теме.

Давайте обратимся к нашему учебнику.

а) Прочитайте внимательно текст на стр. 102

( Читает вслух ученик, остальные следят по учебнику).

О чем узнали из этого отрывка? ( О том, что дуб кормит желудями различных животных). Рассмотрите плоды дуба ( на парте на каждого ученика).

Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Кто узнал эту птицу? (Это сойка).

Мини-рассказ сойки ( подготовленная ученица)

Сойка: Я, сойка, - большая любительница желудей. Много перетаскаю их за день. Сорву клювом желудь и улетаю далеко в лес. Где-нибудь сяду на дерево, прижму лапкой желудь к ветке и начинаю его расклёвывать. Но расклёвывать могу не каждый. Самые крепкие падают на землю. Из множества потерянных желудей какой-нибудь прорастет, и через год -другой в траве появится маленький, слабенький росточек будущего могучего дуба.

- О каких связях узнали?

(Из рассказа сойки поняли, что она питается желудями, припрятывает их про запас, а те, которые она не съедает, прорастают весной).

Покажем стрелочкой, что сойка питается плодами дуба, направим стрелочку на сойку. А что должна показать другая стрелка? ( Сойка помогает дубу расселяться)

- А вы знаете, кто еще любит лакомиться желудями? (Мыши, белки, кабаны).

Добавим стрелки на схеме. (К белке и мыши).

- С помощью чего составлена эта схема? (С помощью картинок и стрелок).

- А что еще видите на доске? (Еще одну схему из карточек со словами и стрелочек)

Сравните две схемы.

( Различие: 1 - представлены рисунки, 2 - карточки со словами. Общее: схемы об одних и тех же связях между дубом и животными.)

Физминутка.

V. Моделирование связей «Невидимые нити в осеннем лесу».

I шаг

Продолжим работу с учебником. Прочитаем текст на стр. 104.

- Чем, кроме желудей, еще питается белка? О какой птице узнали? (Яркие кисти рябин радуют не только человеческий глаз, но и птиц, которые кормятся ее ягодами. Это дрозд-рябинник.)

У вас на партах лежат орехи. Рассмотрите их.

Оказывается, мыши и белки способствуют распространению по лесу не только дубов, но и орешника.

II шаг

Выполнение задания № 1 и 2 в рабочей тетради на стр. 60.

Наклейте в окошки схем рисунки и впишите названия животных.

Проверьте со схемами на доске.

III шаг

(Моделирование пищевой цепи в ролевой игре)

Давайте составим пищевую цепь. Вызвать к доске троих учащихся.

(Шапочки мыши, лисы; листочки дуба; клубок ниток)

- Какие роли будут выполнять Даня, Артемий, Таня? Подумайте, кому вы дадите клубок ниток, чтобы разматывая его, показать пищевую цепь. Что самое главное в цепочке?

Какой можем сделать вывод?

(Цепь питания всегда начинается с растения. Растение питается энергией солнца и минеральными веществами из почвы. В цепь питания входят живые организмы. В дубраве растения и животные взаимосвязаны, приспособлены к совместной жизни. Они друг без друга не смогут просуществовать. Мы говорили о невидимых нитях, а вот теперь увидели явную нить, которая их связывает.)

VI. Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю поработать в парах с презентацией «Невидимые нити». Какие связи вы увидели? ( На втором слайде связи представлены с помощью картинок, на третьем - картинки дуба и карточек с названием животных.)

Рябина → дрозд → ястреб. Береза → заяц → волк.

Береза → лось → волк. Желудь → сойка → орел.

Листья дуба → гусеница → кукушка → орел.

Желудь → мышь → лиса.

Желудь → кабан → волк. Желудь → лось →волк.

Приведите свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобразите его в виде схемы ( задание № 3 в рабочей тетради). Выберите для себя наиболее удобную схему.

Физминутка для глаз.

VII. Прогнозирование детей о нарушении невидимых связей.

1). Вы уже знаете, что такое прогноз погоды.

(Это научное предположение о будущем состоянии погоды.)

Но прогноз может быть и экологическим.

- Что произойдет, если люди срубят могучий дуб? (Нарушится «экологическое равновесие».)

2). Послушайте 2 куплет песни И.Николаева «Расскажите, птицы

Расскажите, птицы, времечко пришло,

Что планета наша хрупкое стекло.

Чистые березы, реки и поля

Сверху все это нежнее хрусталя.

Неужели мы услышим со всех сторон

Хрустальный звон, прощальный звон?

Почему в песне поется, что планета наша хрупкое стекло?

Человеку необходимо знать природные связи и благодаря этому предвидеть последствия своих поступков, чтобы не допускать нежелательных последствий.

3). Поработайте в группе, выполните задание и попытайтесь доказать, что произойдет, если нарушится экологическое равновесие.

Повторим правила групповой работы.

1 группа, 3 группа

Если запретить охоту на хищных птиц, но вырубить все крупные деревья, сохранятся ли в данной местности хищные птицы?

2 группа, 4 группа

Пример пищевой цепи:

Слива-- тля----- муравей ------- дятел ------- сова
(насекомоядная (хищная птица)

птица)

Что произойдет при уничтожении хищных птиц?

Проверка работы групп.

(Если вырубить крупные деревья, то уменьшится численность хищных птиц, т.к. деревья - это дом для них, там они строят гнезда. Хищники оказывают пользу, т.к. они являются санитарами леса.

Уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.)

Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие. Посмотрите, как всё просто и как всё сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями. И сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки.

Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

( Цепь питания начинается с растения, а взаимосвязь организмов называется невидимыми нитями.)

Достигли ли поставленных целей?

Возьмите лист оценивания, поставьте знаки «+» или «?» .

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1). Тема урока мне понятна.

2). Я достиг цели урока.

3). Я могу построить пищевую цепь.

4). Я умею приводить пример связей в осеннем лесу.

5). Мне необходимо поработать над …

Оцените свою работу на уроке с помощью линеечки достижений.

VIII. Итог урока.

- Мне хочется закончить урок словами ученого, путешественника Тура Хейердала:

« Мы настолько изменили все вокруг себя, что теперь, для того чтобы существовать, мы должны изменить себя»

Любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.


© 2010-2022