Урок русского языка на тему Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока по русскому языку для 2 класса

Автор: учитель начальных классов Алферина Ю.В. МБОУ «Ореховская средняя школа» Сакского района Республики Крым Тема урока: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Тип урока: урок закрепления полученных знаний. Цели урока: формирование навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Образовательная: формирование навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Развивающая: способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления (внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы); развивать опыт использования в речи слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Воспитательная: формировать потребности к новым знаниям; воспитывать интерес к изучению русского языка; создать условия для воспитания коммуникативной культуры общения и умения учащихся работать в паре. Используемые технологии: проблемного обучения; игровые технологии; технологии развивающего обучения; ИКТ. Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический. Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах. Оборудование: мультимедийная установка; раздаточный материал. Прогнозируемый результат (формируемые УУД): Предметные (актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК,ЧН,ЩН; уметь определять способы обозначения мягкости на письме.) Метапредметные:

  • Личностные УУД:

-признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

  • Регулятивные:

-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

--в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

  • Познавательные:

-формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведение под понятие).

  • Коммуникативные:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

-выражать свою точку зрения;

-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Ожидаемый результат: Дети должны к концу урока уметь находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета и задавать к ним вопросы.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Слайд 1

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы - ученики.

- Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока это зависит прежде всего от вас. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

- С какой целью вы пришли на урок?

- Для чего?

Слайд 2

На доске фразеологизмы:

  • ушки на макушке(внимательно)

  • зарубить на носу(запомнить)

  • бить баклуши (бездельничать)

  • знать как свои пять пальцев (очень хорошо)

- Что записано на доске?

Для чего они нам нужны в жизни?

- Какой фразеологизм нам не подходит на уроке?

Приветствуют гостей.

«Дарят» друг другу улыбки


Чему-то научиться

Фразеологизмы

Чтобы речь была более выразительной.

Бить баклуши.

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества)



Личностные (Смыслообразование, Учебно-познавательная мотивация, внутренняя мотивация школьника)

Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

II. Актуализация знаний

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

  1. Словарная работа.

Слайд 3

а) Зарядка для ума.

- Переставьте буквы, чтобы получились слова. (завод, город, Москва, мороз)

-Что общего?

- Какое слово лишнее?

б) Работа в парах. Письмо по памяти

Проговариваем вслух орфографически. Самостоятельно. Запись по памяти.

Взаимопроверка по слайду.

Оценить друг друга по линеечке правильность.

Самооценка

- С какой целью выполнили задание?

Слайд 4

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении "запомнить".

Слайд 5

в) Знакомство с новым словом.

Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Называется …

- Дайте определение, что такое тарелка?

- Где найти информацию?

- Один ищет в словаре, другой подходит к гостям и спрашивает.

- Как правильно пишется?

- Вслух произносим слово, записываем в тетрадь, ставим ударение, выделяем орфограмму - безударную гласную.

Самооценка

Завод, город, Москва, мороз

Это словарные слова. В них по 2 слога, второй слог ударный.

Москва - собственное имя существительное, в нем 6 букв.


Чтобы лучше запомнить словарные слова.

Чтобы правильно написать словарные слова, нужно зарубить себе на носу как они пишутся.

Тарелкой

Дети определяют.

Словарь, взрослые, Интернет.

Дети проговаривают.

Выполняют задания с комментированием






Познавательные (извлечение из памяти сохраненной информации)

Познавательные (умение использовать полученные знания на практике)

Познавательные (выделение необходимой информации) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) Логические (анализ) Регулятивные (самоконтроль)







Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

III Постановка цели урока.

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

-Как сказать в уменьшительно-ласкательной форме?

-Какую орфографическую задачу надо решить?

-Запишите рядом слово "тарелочка".

-Может догадались какая тема урока?

- Какую поставим цель?

Слайд 6

Обращение к таблице.

ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ , УЗНАЛ

-Что вы уже знаете по теме?

- Что узнали нового на уроке?

-Что хотели бы узнать ещё?

Тарелочка.

Дети говорят правильный ответ, т. к. помнят, что ЧК пиши без ь.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН

Научиться писать сочетания ЧК, ЧН без ь

Что сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без Ь.

Как правильно пишется слово ТАРЕЛКА, в слове ТАРЕЛОЧКА Ь не пишется.

Почему не пишется ь, в каких словах встречается ЧК, ЧН, есть ли ещё сочетания, где не пишется Ь



Познавательные (выделение необходимой информации)

Логические (сравнение)

Познавательные (формулирование проблемы)

Логические (обобщение, анализ, выведение следствий)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (предположение)

Познавательные (работа с информацией)

Логические (подведение под понятие)

Слайд 7

IV. Физкультминутка

Цель: снятие утомления через физические упражнения

- Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение. Коммуникативные

V. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах с целью закрепления полученных знаний

1. Закрепление нового знания.

Слайд 8

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении «быть внимательным»

Слайд 9

а) Стихотворение про синичку.

Прилетела к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И, чтоб ей полегче стало ,

ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

-Какое задания я хочу предложить?

-Какие слова запомнили?

Письмо с проговариванием.

Самооценка

Слайд 10 б) Составление кластера.

-Какой звук одинаковый во всех словах?

- Что мы о нём знаем?

-Какой ещё звук подходит под все эти категории?

в) Работа в группах.

Слайд 11

- Сейчас мы поработаем в группах. «Колокольчики» - это I группа, «Ромашки» - это II группа, а «васильки» - это III группа. Собирайтесь.

- Давайте повторим правило работы в группе.

Выбор командира, чтеца, докладчика.

-Посовещайтесь и скажите, почему в сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН не пишется ь?

- Соединить слова в карточке, где надо писать Ь, а где нет. Сделать вывод, может есть ещё какие-то случаи, подходящие под наше правило.

цыпочки

маленькие

корочка Ь

бульвар

мечта

Урок русского языка на тему Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩУрок русского языка на тему Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩ пончик Ь

беленькая

помощник

Проверка выполненного задания.

Слайд 12

-Составьте предложение с фразеологизмом в значении "очень хорошо знать"

Самооценка



Мы будем выполнять упражнения держа ушки на макушке.



Выписать слова с ЧК

Дети записывают слова с проговариванием.

Звук Ч.

Он согласный, шипящий, всегда глухой, всегда мягкий

Звук Щ


Называют правила работы

Потому что Ч и Щ всегда мягкие, их не нужно смягчать.

Учащиеся получают карточки со словами изученной орфограммы, показывают стрелочками, где пишется Ь, где не пишется.

Мы будем знать правило правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН как свои пять пальцев.






















Коммуникативные (планирование учебного струдничества)



Познавательные (моделирование)

Логические (анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение)

Познавательные (построение устного высказывания)

Регулятивные (самоконтроль, самооценка)

Личностный (учебно-познавательная мотивация)

Познавательные (построение устного высказывания) VI. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Цель: Применение новых знаний, обогащение словарного запаса.

  1. Игра "Да, нет"

Пальто, страничка, вечный, коньки, налью, мощный, польза, девочка, Танечка.

  1. Самостоятельная дифференцированная работа с проверкой.

Слайд 13

1 уровень- кто понял, но хочет ещё раз закрепить

2 уровень -кто все понял и хочет проверить свои знания

1 уровень (На слайде. Проверка вместе с учителем. Самооценка)

- Списать, вставить пропущенные буквы, если надо.

Камен?щик, скрипоч?ка, ночен?ка, песоч?ница.

2 уровень. (Самопроверка по слайду. Самооценка)

- Поставь слова в уменьшительно-ласкательную форму. Запиши их.

Кисть - кисточка

Курица - курочка

Птенец - птенчик

Самооценка

Дети говорят ДА, если нужно ставить Ь, НЕТ, если его ставить не нужно.



Логические (анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей)

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

- Подведем итог нашего урока.

Слайд 14

- Какая тема урока была? Цель? Достигли её?

-Что понравилось?

- Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке?

(метод «Светофор»)

- А теперь я хочу, чтобы каждый из вас оценил свою работу на уроке.

У каждого из вас на партах лежат картинки, выберите одну, которая соответствует вашему состоянию.

Урок русского языка на тему Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩУрок русского языка на тему Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ, НЩ

* Узнали много нового и интересного, отлично поработали. солнышко

* Не всё получилось. тучка

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь - левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке - соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН. Научиться писать слова с этими сочетаниями.



Дети поднимают карточку.

Ученики поднимают ладошки, потом хлопают

Познавательные (рефлексия)

Регулятивные (самооценка)

Личностные (мотивация на успех)

10

© 2010-2022