Статья Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Е. В.Лебедева учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 27» имени героя Советского Союза В.Е. Смирнова» г. Барнаула




Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для развития навыков решения проблем. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Учителю очень важно не упустить этот период и при этом поддержать интерес и зажечь увлечённость детей.

Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения. Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях "прагматической педагогики", основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 - 1952). В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Создание проектов приучает детей к самостоятельности. На каждом этапе подготовки учебного проекта ученик активен, а деятельность учителя направлена на создание условий для этого. Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование исследовательских, коммуникативных, информационных умений. Дети учатся генерировать идеи, выбирать лучшее решение, сотрудничать в процессе деятельности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать и сохранять информацию.
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта

Ученик

  • Субъект обучения


  • Определяет цель деятельности

  • Открывает новые знания

  • Экспериментирует

  • Выбирает пути решения

  • Активен

  • Несёт ответственность за свою деятельность


Учитель

  • Партнёр ученика


  • Помогает определять …


  • Рекомендует источники информации

  • Раскрывает возможные формы работы

  • Содействует прогнозированию результатов

  • Создаёт условия для активности школьника

  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки



Тема проекта выбирается из содержания учебных предметов, она должна быть близка и понятна детям, находиться в зоне их ближайшего развития. Работа над проектом не должна быть формальной. Во время подготовки дети должны решать актуальные для них проблемы, отвечать на интересующие их вопросы.


Виды проектов:

По количеству участников

По продолжительности

  • личностные

  • парные

  • групповые

  • кратковременные (1-3 урока)

  • средней продолжительности

(2-4 недели)

  • долгосрочные (1-6 месяцев)


По характеру доминирующей деятельности проекты могут быть:

  • творческие

  • исследовательские

  • информационные

  • игровые

  • фантастические

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть, уже определившись с целями и задачами, но, еще не начав действовать), нужно познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

  • подумать самостоятельно;
  • посмотреть книги;
  • спросить у взрослых;
  • обратиться к компьютеру;
  • понаблюдать;
  • проконсультироваться со специалистом;
  • провести эксперимент;
и другие.



Этапы работы над проектом:


Этап

Содержание деятельности


Подготовительный

Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели.



Проектировочный


Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции.


Практический

Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.



Аналитический

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.



Контрольно-коррекционный

(рефлексия)

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок



Заключительный

Защита работы. Представление содержания работы, обоснование выводов


Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта - некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, - все это должно найти свое отражение в продукте проекта.


Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • реферат

  • альбом, газета

  • устный журнал

  • книжка-раскладушка

  • макет, модель, сувенир

  • учебное пособие


Правила и принципы успешной проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  • Команды не соревнуются

  • Каждый должен получать удовольствие от самой деятельности и от чувства уверенности в себе.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
  • Результат проекта может быть использован другим коллективом
Уже в первом классе мы с детьми готовим проекты к урокам «Мир вокруг нас», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Литературного чтения»:
  • «Что такое загадки?»
  • «Ребусы»
  • «Животные Алтайского края»
  • «Электричество - друг и враг»
Работа над коллективным проектом увлекает детей больше, чем простое написание реферата, позволяет проявить своё творчество, обсуждать, оценивать результат. Для создания проекта учащиеся класса делятся на группы. Каждая группа определяет цель деятельности и намечает пути её достижения. Дети работают, определённое количество времени под руководством учителя, помощь родителей приветствуется. Например, при подготовке проекта «Жил-был Зубик…» в 1классе группы были такими:
  • Теоретики (сбор и подготовка материалов о зубах)
  • «Врачи - стоматологи» (дети, которые выступали в роли врачей-стоматологов и объясняли правила ухода за зубами)
  • Художники (представили рисунки с изображением здорового и больного грустного Зубика)
  • Писатели (сочиняли сказки о маленьком Зубике)
Защита проекта проходила на уроке «Мир вокруг нас» по теме «Почему нужно чистить зубы?» Его тема оказалась актуальна для нашего класса, так как в это время в школе проходил осмотр и лечение зубов у младших школьников. А многие дети, как известно, боятся стоматологов. После защиты проекта были подведены итоги работы. Дети отмечали, что им было интересно слушать своих товарищей, что урок прошёл интересно и необычно, что они узнали много нового не от учителя, а от своих одноклассников. Было приятно слышать и такие высказывания: - Теперь я точно буду чистить зубы. И не два раза в день, а целых три! - Я больше не буду бояться идти к стоматологу, потому что он может помочь моим зубкам. Дети, которые по собственному желанию не приняли участия в подготовке первого проекта, подходили и спрашивали, когда ещё будем готовить такой урок. Значит, такая работа их заинтересовала, они поверили в свои силы.
Во 2 классе работа по созданию учебных проектов продолжается. На этом этапе использую авторскую методику Александра Ильича Савенкова, позволяющую детям осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Большую помощь оказывает учебное пособие «Я - исследователь» (рабочая тетрадь для младших школьников), которое помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения или во внеурочной работе. Это пособие позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления защиты полученных результатов.


Работа по данной методике позволяет выявить одарённых детей, а в дальнейшем разнообразить формы работы с ними. В своих классах на занятиях с одарёнными детьми не только решаем задания повышенной сложности по предметам, но и готовим исследовательские работы и проекты, выходящие за рамки программы начальной школы. Один-два раза в неделю провожу занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомлю с методами исследования и т.д., при необходимости провожу консультации с родителями, где уточняю основные принципы, правила, структуру проекта, действия каждого. В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. В 3-4 классах дети создают свои творческие проекты и проводят исследования, которые представляют своим одноклассникам, ученикам других классов. Некоторые работы были представлены моими учениками на городском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь», где были отмечены дипломами «За лучший эксперимент» в номинации «Живая природа», «За лучшую защиту проекта» в номинациях «История, искусство» и «Человекознание». Работа по методике А.И. Савенкова не всегда выходит за рамки учебной деятельности и оказывается очень полезной при формировании и расширении базовых знаний. Учащиеся, которые готовят исследование или эксперимент, проводят уроки-практикумы, мастер классы, выступают с сообщениями на уроках. Например, в 3 классе трое учеников готовили исследование на тему «Искусство Японии», каждый из них изучал свою отрасль искусства: живопись, поэзию (хокку), оригами. Эти дети провели для своих одноклассников мастер классы по изготовлению фигурок оригами (на уроке трудового обучения), по написанию японских трёхстиший - хокку (на уроке литературного чтения), по рисованию в стиле японской живописи (на уроке рисования). Таким образом, все учащиеся класса в той или иной степени поучаствовали в данном проекте: пробовали писать хокку, изготавливали фигурки оригами, иллюстрировали хокку в стиле японской живописи. Ещё один проект был связан с предметом «Мир вокруг нас». Дети под руководством учителя проращивали семена фасоли в разных условиях, а затем выращивали растения в удобряемой почве и в песке и сравнивали результат. В 4 классе зимой дети часто болели простудными заболеваниями и пропускали занятия в школе. Перед нами встала проблема: как побороть простуду и сохранить здоровье. Так появился проект «Что такое простуда и как с ней бороться». Результатом проекта стал устный журнал, который дети провели в своём классе, а затем в других классах начальной школы.


По истечении второго года внедрения этой технологии, я увидела, что дети активнее включаются в работу над проектом, умеют вовремя оставить работу, с которой не могут справиться, перейти в другую группу. Учащиеся получают навыки работы с информацией, учатся выступать перед аудиторией. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика. Проектная деятельность и исследовательская работа создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки.

Работая по этой технологии, могу отметить следующие положительные моменты:

  • интерес к познавательной деятельности;

  • рост школьной мотивации;

  • навыки самообразования;

  • навыки групповой деятельности;

  • моделируется реальная технологическая цепочка: задача - результат.

Всё это позволяет мне сделать вывод о том, что это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности и развития исследовательских навыков младших школьников.

Список литературы

  1. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - Брянск, 1999.
  2. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания./Ярославль: Академия развития: 2002. Развивающее обучение. Практические задания.
  4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Коллективное творчество младших школьников./ Ярославль: Академия развития: 2004. Развивающее обучение. Практические задания
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников//Начальная школа. - 2009. - № 9 - с.55-59


    Статья Учебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

© 2010-2022