Растительноядные и хищные животные на Земле

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход - это учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На своих уроках использую приёмы системно-деятельностного подхода Илюшина Л.С., такие как «Необъявленная тема», «Да-нет», «Изложи свою версию», «Предложи свой вариант», «Телеграмма», которые, направлены на формирование умений анализировать, выделять и формулировать главное, позволяют применять полученные знания, создавать и открывать новое.

Тема: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ И ХИЩНЫЕ ЖИВОТНЫЕ НА ЗЕМЛЕ.
Цель урока: Формирование знаний учащихся о группах животных по способу питания.
Ход урока:

  1. Организация класса.

    1. Приветствие.

    2. Задание - подбери подходящее по смыслу слово:

Мы пришли сюда…(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Только тот, кто много …(знает)

В жизни что-то…(понимает).

  1. Мотивация (слайд 1).

2.1. Чтение стихотворения. Вопросы по содержанию:

- Какой красивый шар мы видим? Что это? (Глобус)

- Что такое глобус? (модель Земли)

- Почему мы должны беречь нашу планету? (На планете есть условия для жизни человека, мы должны их сохранить).


  1. Повторение пройденного.

3.1. Игра «Да, нет» (зелёная, красная сигнальные карточки)

- Жизнь зародилась в воздухе (нет)

- Первые папоротники были высотой до 45 м (да)

- Слово «динозавр» означает «огромное животное» (нет)

- Ящеру эдафозавру «парус» нужен для красоты (нет)

- Археоптерикс - это самая древняя птица (да)

- У гигантского ящера диплодока головной мозг был размером с огромный камень (нет).


  1. Актуализация знаний. Практическая работа:

Работа с карточками (приложение к рабочей тетради Н.Я. Дмитриевой) стр. 23 зад 27.

4.1. Деление на группы:

Природа - сделано руками человека;

Живая - неживая природа;

Царства живой природы: растения и животные;

Растения: 1) культурные - дикорастущие; 2)деревья, кустарники, травы; Животные: млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные.

4.2. Задание: разделить имеющиеся изображения животных на 2 группы.

(Детям предлагается обсудить этот вопрос в паре и высказать свои предположения:

- одни животные не боятся холода, другие живут в жарком и умеренном поясе;

- у одних животных тело покрыто шерстью, у других - перьями;

- одни летают, другие ходят;

- одни питаются пыльцой, другие любят траву).

4.3. Учитель с учащимися выслушивают все версии. Учитель предлагает проверить предположения.

Определение темы и целей урока.

5.1. Вопросы учителя:

- Без чего не могут жить животные?

(Без воздуха, без воды, без пищи).

- Чем питаются животные?

(Листья, стебли, ветки, зерна, семена, орехи, плоды, мясо, конфеты, печенье, варенье - карточки со словами висят по классу, дети выбирают и закрепляют на доске).

-Какие понятия можно объединить?

-Что не относится к этим понятиям?

1-ая группа 2-ая группа

листья

стебли

ветки

зерна мясо

семена

орехи

плоды

- Что объединяет все понятия, которые объединили в 1-ую группу (Растение)

- Как называют животных в зависимости от того, чем они питаются? (Растительноядные, хищники) На доску вывешиваются новые слова - хищные, растительноядные

- Какова же тема нашего урока? (Учащиеся сами формулируют и озвучивают тему, выслушивают ответы нескольких учащихся).

Тема: «Растительноядные и хищные животные»

Определим цели урока. Цель: научиться сравнивать хищников и растительноядных животных по способу их питания, внешним признакам, указывающим на способы питания.

6. Работа по теме урока:

6.1. Отличие во внешнем строении растительноядные животные от хищных? (слайд 2) (Учащимся даётся время на рассмотрение слайда и нахождение отличий)

6.2. Работа с учебником.

(Работа с учебником стр.12-13(2 часть), чтение определения. Чтение текста учебника цепочкой)

6.3. Работа со словарём С.И. Ожегова. Учитель называет понятие - плотоядный и предлагает объяснить значение нового слова. Выслушиваются ответы детей. Хорошо читающий ученик зачитывает определение слова в словаре С.И. Ожегова.

(Плотоядный: о животных: питающийся мясом других животных, хищный зверь).

Физминутка (слайды 5-10)

- Если на экране растительноядное животное учащиеся «прячутся» - приседают,

если хищное животное «нападение» - прыжок.

После физминутки учащиеся образуют группы.


  1. Продолжение работы по теме урока в группах:

    1. Работа с загадками:

Мой белый брат во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную.

( Медведь)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель…

(ёжик)

На ветке не птичка -

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это?...

(белка)

7.2. Определение к какой группе по способу питания относятся эти животные? (коллизия)

Учащиеся в группах высказывают свои предположения (предугадывание).

7.3.Для того чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения учитель предлагает работу с текстом каждой группе. 1 группа - Белый медведь. Белые полярные медведи живут на Севере, они большие, у них «железные» мышцы. От холода их спасает толстый слой жира и белая шкура с густой, теплой шерстью. Они отлично плавают в ледяной воде, ныряют. У них отличный слух и зрение. Белые медведи питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Белый медведь занесен в Красную книгу, так как из-за охоты их осталось мало на Земле (слайд 13).

2 группа - Бурый медведь Бурых медведей много разновидностей, и живут они в различных местах на Земле: в Европе, Азии и Северной Америке. Любят жить в лесу, недалеко от рек. Медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками. Они готовы терпеть укусы различных пчёл, лишь бы добраться до мёда. Медведи бывают разных цветов: чёрные и жёлтые, бежевые и ярко-рыжие, очковые (жёлтые круги вокруг глаз).

3 группа - Ёжик. Если подойти в лесу к какому-нибудь зверю, он убежит. А вот ёж может подпустить человека очень близко. Ёж сворачивается в клубок и выставляет свои твёрдые острые иглы. Попробуй, подступись! Ёж не может быстро бегать, так как у него слишком короткие ноги. Зато на охоте он проворен и ловок. Немало уничтожает ёж лесных мышей и других вредных грызунов. А про насекомых и говорить нечего. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Ёж полезный зверёк: он истребляет мелких грызунов и многих вредителей-насекомых. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.

4 группа - Белки. Белки никому не причиняют вреда. Зимою и летом живут белки в хвойных лесах. На зиму они заботливо запасают в дуплах корм. Летом и осенью сушат шляпки грибов. В зависимости от времени года белка ест плоды или семена, почки, ветви, кору, ягоды, зерна и грибы. Главную ее пищу составляют сосновые семена, почки и молодые побеги. Иногда она поедает насекомых, яйца и птенцов, мелких грызунов и ящериц. 7.4. После работы над текстами учащиеся выступают (определён один выступающий от группы), подтверждают свои предположения или отрицают, приводят пример из текстов (слайд 11).

7.5. Работа над понятием всеядный.

Вопросы учителя:

-Если говорить о белом медведе, он - хищник, т.к. он питается другими животными.

-Вспомните, чем питается бурый медведь? (Рыбой, мясом, медом, ягодами, корнями)

-Можно ли его отнести к хищникам? (Скорее всего нет, т.к. он питается всем).

-То есть, всё ест. Как назвать группу животных, которые всё едят. Догадайтесь.

(Предположения детей. Учащиеся предлагают свои названия для этой группы животных).

Выход на слово « ВСЕЯДНЫЕ»

- Какие же группы по способу питания вы можете назвать? (Растительноядные, хищные, всеядные)

8. Закрепление изученного материала. Работа в группах:

Каждой группе предлагается индивидуальное задание (См. приложение)

1 группа

«Четвёртый лишний», определить лишнее животное и доказать;

2 группа

«Раздели на группы», определить хищное и растительноядное животное, объяснить свой выбор;

3 группа

«Подчеркни названия хищников», определить хищное животное, объяснить свой выбор;

4 группа

«Соедини корм и животных», объяснить свою точку зрения.

  1. Итог урока.

9.1. «Телеграмма другу». Учитель предлагает написать кратко самое важное, что узнал, уяснил ученик с урока. Свою телеграмму ученик отправляет соседу.

9.2. Рефлексия.

Сегодня я узнал… (слайды 14, 15)

У меня получилось…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

© 2010-2022