Системно-деятельностный подход конструирования урока математики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно-деятельностный подход конструирования урока математики. Технология системно-деятельностного подхода. В чем его сущность? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию.
Предлагаю рассмотреть структуру урока ведения нового знания в рамках деятельностного подхода.

Урок математики в 1 классе по системе Занкова Л.В.

(учебник Аргинской И.И., Бененсон Е.П.)

Тема урока: Знакомство с различными единицами измерения длины. Дециметр. Метр.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
Нас торопит в класс,
Математика у нас!

Ребята! Представьте, что на нас это солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. Каждому из вас достался лучик, возьмите его в руки. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким и пожелайте им любви и добра.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (после устного счета и минутки чистописания).
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Однажды мартышка решила измерить длину попугая. Но не знала, как это сделать.

На помощь пришел попугай.

ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «38 попугаев»

Кем был измерен удав?

38 - попугаев, 5 - мартышек, 2 - слоненка.

Почему удав получился разной длины?

Правильно, чем больше мерка, тем меньше число и наоборот.

Какие старинные меры длины вы знаете?

Посмотрите на следующий слайд и скажите, какую меру длины показывают люди?

Почему мы сейчас не пользуемся старинными мерами длины? (Локти у всех разные)

Так вот, ребята, чтобы не ошибаться, используют общие для всех стран единицы измерения.

С какой современной единицей длины мы уже познакомились?

Сколько клеток в тетради занимает отрезок в 1 см?

Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления?

0- начало отсчета. 1,2,3 - расстояние между цифрами одинаково, равно 1 сантиметру.

У каждого из вас есть две мерки.

Покажите мне мерку в 1 см.

Измерьте мне этой меркой длину карандаша.

А теперь измерьте длину парты.

  1. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Что вы замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки).

Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

Эта единица называется дециметром. Сокращено обозначается дм.

Выясним, как же образуется новая единица измерения длины?

Я наклеила на полоску в 1 дм мерки в 1см.

Сколько у меня см поместилось?

Посмотрите на свои вторые мерки. Может это и есть мерка в 1 дм?

Как узнать? (с помощью линейки)

Как мы должны приложить линейку, чтобы узнать длину полоски?

Какой вывод мы можем сделать, сколько см помещается в 1 дм?

1дм= 10 см

Я вам предлагаю измерить меркой в 1дм длину доски.

Что вы снова замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)

Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Эта единица называется дециметром. Сокращено обозначается дм.

Выясним, как же образуется новая единица измерения длины?

Я наклеила на полоску в 1 дм мерки в 1см.

Сколько у меня см поместилось?

Посмотрите на свои вторые мерки. Может это и есть мерка в 1 дм?

Как узнать? (с помощью линейки)

Как мы должны приложить линейку, чтобы узнать длину полоски?

Какой вывод мы можем сделать, сколько см помещается в 1 дм?

1дм= 10 см

  1. Выявление места и причины затруднения.
Так как на уроке происходит знакомство с двумя новыми единицами измерения длины, то два последующих пункта повторяются.

Я вам предлагаю измерить меркой в 1дм длину доски.

Что вы снова замечаете? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки)

Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Эта единица называется метром. Обозначается на письме м.

Выясним, как же образуется новая единица измерения длины?

РАБОТА В ГРУППАХ

Практическое выполнение наклеивания мерок дм на мерку м.

Какой вывод мы можем сделать, сколько дм помещается в 1 м?

1м= 10 дм

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Системно-деятельностный подход конструирования урока математики.

№184.

С каким названием мы познакомились сегодня? С дециметром или сантиметром?

Как закончить первое равенство?

Запишем его в КАРТОЧКУ-СПРАВОЧНИК.

А как закончить второе равенство?

И его запишем в КАРТОЧКУ-СПРАВОЧНИК.

НА ДОСКЕ РАВЕНСТВА.

Прочитайте задание, которое нужно выполнить в парах.

РАБОТА В ПАРАХ

Подумайте, когда удобно использовать для измерения длины сантиметр, дециметр, метр. Точнее - где?


  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Системно-деятельностный подход конструирования урока математики.

№185

Что нам нужно узнать?

На какие геометрические фигуры похожи пути насекомых? (ломаные)

Из скольких звеньев состоит путь улитки? (2)

Измерьте длину каждого звена и найдите сумму.

Аналогично с другими кривыми.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИ:

5+5=10см

4+1+5=10см

3+3+4=10см

Чем похожи линии, по которым двигались насекомые? (у всех одинаковая длина - 10см)

Чем различаются? (состоят из различных по длине звеньев)

А можно выразить путь в других единицах измерения длины?

Каким равенством мы воспользуемся? (1дм=10см)

5+5=10см=1дм

4+1+5=10см=1дм

3+3+4=10см=1дм

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

С какими новыми единицами длины познакомились на уроке?

Сколько см в 1 дм?

Сколько дм в 1 м?

Для чего нужны эти единицы измерения длины?

Чем бы вы посоветовали измерить Удава: м, дм или см?

Ребята, к нам в начале урока заглядывало солнышко. Давайте мы с вами создадим свое солнышко, которое будет жить в нашем классе.

Мне очень понравился этот урок, а именно то, как вы работали на нем. Поэтому свой лучик я подарю нашему солнышку.

Если вам урок поправился и все вам было понятно, то вы можете добавить свой лучик.

Если вам урок не очень понравился и вам что-то было не понятно, то вы можете тучке подарить свою капельку.

Вот какое замечательное солнышко у нас получилось. Я надеюсь, что под его лучиками мы с каждым днем будем все добрее, умнее и внимательнее.


© 2010-2022