- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по воспитательной работе ГПД
Рабочая программа по воспитательной работе ГПД
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гуськова О.С. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по воспитательной работе
в группе продлённого дня
на 2015-2016 учебный год
Воспитатель группы продлённого дня:
Гуськова Ольга Сергеевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию. Познавательная деятельность школьника в современном обществе представляет собой систематически совершаемую деятельность подрастающего поколения. Также отличительной чертой познавательной деятельности школьника является характер протекания. В зависимости от активности, самостоятельности школьника в одних случаях познавательная деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений, навыков. Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная рабата, в нашем случае в условиях ГПД, позволяет развивать познавательную активности младших школьников. В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть, защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно. Данная программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся начальной школы 8-9 лет (2 класс) прибывающих в группе продленного дня. Программа краткосрочная, рассчитана на 1 год. Актуальность программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
Цель программы: создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.
Данная программа имеет потенциал для решения следующих задач:
1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет
дополнительного образования, а именно:
• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
2. Подготовка школьника к жизни в обществе:
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование у младших школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
• эстетическое воспитание.
Основные направления воспитательной работы с детьми в ГПД 2-ых классов:
-
Интеллект - формирование у учащихся интеллектуальной культуры, развитие любознательности, кругозора; создание условий и оказание помощи учащимся в развитии в себе способности мыслить рационально, проявлять целесообразно и эффективно свои интеллектуальные знания и умения в жизни.
-
Общение - формировать у учащихся культуру общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель», «взрослый-ребенок»; вооружить детей приёмами преодоления проблем в общении, создать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех воспитанников; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, их опытом общения (как позитивным, так и негативным).
-
Нравственность - формирование у учащихся нравственной культуры, понимания смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей; развитие у детей желания и потребности поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях и умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
-
Гражданин - формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между государством и гражданином; формирование ответственного отношения к законам и правовым нормам, умений и навыков правового поведения; формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
-
Здоровье - формирование у учащихся культуры сохранения, защиты и совершенствования своего здоровья, собственной «я» позиции к данной проблеме; формирование понимания значимости физического и психического здоровья человека как в настоящем, так и для будущего самоутверждения.
-
Я, мы и природа - формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека, о роли и месте» Я» в этой среде; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами; введение учащихся в проблему охраны окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения; о месте «я» и «мы» в решении этой проблемы.
-
Профориентационная работа - формирование первичных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважительного отношения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека.
-
Этнокалендарь - воспитание культуры толерантности у воспитанников, формирование у них интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре разных народов, приобщение к семейным традициям; знакомство с историей родного города, страны.
-
Семья - создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - детей, родителей, воспитателя; обучение родителей приёмам воспитания и взаимодействия с детьми; создание условий для сближения интересов родителей и воспитателя в вопросах формирования развитой личности ребенка.
Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах:
- гуманизма и педагогического оптимизма,
- признания уникальности каждого ребенка;
- гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов;
- интеграции различных видов деятельности.
Ожидаемые результаты:
-
Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда; повышение качества обучения учащихся.
-
Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности обучающихся.
-
Формирование у школьников полезных привычек, гражданской позиции, толерантности, объективного подхода к себе и к окружающим, ответственности за свои поступки.
Гигиенические требования к организации работы ГПД
- Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно.
- Одежда и обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру занятия.
- Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
- На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей.
- Места для занятий выбираются с учетом предупреждения детского травматизма.
- К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием.
- Помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание).
- Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр.
- У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены.
- Дети должны находиться на воздухе не менее 1,5 часов.
- Спортивные занятия должны быть не менее 45 минут.
- Приготовление домашнего задания.
- Перерывы между уроками 10-15 минут.
- В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.
Режим группы продленного дня для 2 класса МБОУ «Грачевская СОШ» на 2015-2016 учебный год 13.10 - 13.30 Прием детей в группу продленного дня 13.30 - 14.00 Обед 14.00 -15.00 Прогулка(отдых и деятельность на воздухе) 15.00 - 16.00 Самоподготовка 16.00 - 16.20 Полдник 16.20 - 17.20 Внеурочная деятельность (кружки, секции, клубные часы, занятия по интересам) 17.20 - 17.50 Занятия на свежем воздухе 17.50 - 18.00 Подведение итогов дня 18.00 Уход домой
Цели и задачи
режимных моментов в группе продленного дня № п/п Режимные моменты Основные воспитательные задачи и направления деятельности
Формировать навыки личной гигиены
Корректировка внешнего вида, поведения, настроения учащихся.
Обеспечение психологического комфорта.
Воспитание культуры поведения и привитие санитарно-гигиенических навыков.
Сообщение распорядка дня, работа дежурных по столовой и по классу
Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.
Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в классе
Учить быть внимательными к указаниям взрослых, выполнять их просьбы
Учить детей вежливо выражать свою просьбу
Развить навыки самообслуживания, закреплять навыки культуры поведения за столом.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.
Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Вызывать чувство уважения и благодарности к труду поваров и других работников столовой.
Привитие навыков культурного поведения в столовой, за столом
Воспитание уважительного и бережного отношения к пище,
Формирование умения входить в общественные помещения и выходить из них, общаться во время еды.
Выполнять правила поведения за столом, Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу. Формировать представление об этикете
Восстановление сил, работоспособности.
Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю.
Формирование умения вести себя в свободном общении, играх, соревнованиях.
Закрепить знания о временах года.
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.
Учить детей понимать взаимосвязи в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Формировать умение видеть красоту природы.
Формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Активизировать и расширить словарь по теме.
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, устанавливать простейшие связи между ними Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни.
Закрепить навыки самообразовательной работы.
Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке. Закрепление знаний, формирование умений и навыков через выполнение домашних заданий, выработка рациональных методов и приемов организации труда; Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой; Развитие воли, умения преодолевать трудности; характера;
Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.;
Совершенствование развития памяти, мышления, речи и других познавательных.
Виды занятий на неделю № п/п День недели Занятия на воздухе Тематические занятия
Спорт и мы (игры, эстафеты, соревнования, беседы, конкурсы, игровая программа)
Посещение кружка «»Юный художник», «лепка» (ЦНКД), участие в конкурсах, викторинах с различными видами художественной и трудовой деятельности. Посещение ЦРТДЮ танцевальная аэробика Zumba и игровая деятельность.
Библиотечный час «По дорогам сказок». Клубный час, чтение, прослушивание аудиозаписей, обсуждение, викторины, ребусы, кроссворды, шарады.
Учебная нагрузка (34 учебные недели)
170
Методический аспект:
Программа направления «Занимательный час» (Интеллектуальное воспитание, правовое воспитание и воспитание культуры безопасности) Это учебные занятия, которые проходят в форме игры. Игра во внеклассной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности ребенка. Школьник становится субъектом деятельности. В данной программе осуществляется личностный подход к воспитанию: ребенку предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей. Формирование у детей осознанного отношения к собственному поведению и поведению окружающих на улице. Формирование знаний, умений, навыков Правил дорожного движения, основ безопасности на дороге
Программа направления «В творческой мастерской». (Воспитания положительного отношения к труду и творчеству) Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности (познавательную, оценочную, воспитательную, игровую), которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Главной целью программы является не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство. Ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.
Программа направления «Хочу все знать». (Нравственного и духовное воспитание, экологическое воспитание, семейное воспитание)
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, истории возникновения праздников. Основные понятия этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, любовь и др.). Экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Программа направления «Расти здоровым». (Здоровьесберегающие воспитание) Данная программа отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребенка происходит на физиологическом и социальном уровнях путем сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как об многоаспектном явлении в данной целевой программе выделены спортивно-оздоровительное и общегигиеническое направления здорового образа жизни.
Программа направления «Гражданин, нравственность» ( Гражданско-патриотическое воспитание) Дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация повременных тенденций образования: "Научить жить здесь и теперь", "Формирование способности жить в условиях постоянных перемен".
Программа направления «Занимательный час» Основные задачи занятий: Формирование у детей осознанного отношения к собственному поведению и поведению окружающих на улице. Формирование знаний, умений, навыков Правил дорожного движения, основ безопасности на дороге . Развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Содержание программы (34 часа)
№ Тема занятия Форма занятий. Задачи
Беседа, игра. Знакомство. Знакомство первоклассников с воспитателем и друг с другом.
Правила поведения в ГПД
(в классе, в столовой, на прогулке).
Познакомить с понятиями: безопасность, чрезвычайная ситуация.
Закрепить правила поведения в школе, на прогулке, в столовой. Уяснить, что всякая деятельность (труд, учеба, игра и т.д.) потенциально опасны.
Наиболее безопасный маршрут в школу и домой.
Повторить знания учащихся о ПДД.
Отрабатывать умение выбирать верный маршрут по улицам города.
Понимать причины дорожно-транспортных происшествий.
Мы - пешеходы.
Учить детей быть внимательными на дороге.
Воспитывать дисциплинированность на улицах города.
Усваивать общие правила безопасности жизни.
Движение группами.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
Закреплять знания по ПДД, учить понимать сигналы светофора и жесты регулировщика, дорожные знаки.
Формировать навыки поведения на улице.
Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц.
О чем говорят дорожные знаки?
Учить детей обращать внимание на дорожные знаки.
Воспитывать дисциплинированность детей на улицах города.
Учиться понимать причины дорожно - транспортных происшествий и как сберечь здоровье, сохранить жизнь в современном мире.
Опасные незнакомцы. Особенности поведения с незнакомыми людьми.
Учить детей правильно вести себя на улице, предвидеть опасность среды обитания, защищать себя от мошенников.
Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретных действий.
Личная безопасность дома. Правила поведения, если ты остался дома один.
Повторить правила личной безопасности в доме, правила защиты в случае опасности.
Взрывы и их причины.
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. Обучить правилам безопасного обращения с пиротехническими, взрывчатыми веществами. Воспитывать чувство уверенности в своих действиях при возникновении ЧС.
Общие правила пользования газом. Действия при обнаружении запаха газа.
Изучить правила пользования газовыми приборами в быту, дать понятие, насколько может быть опасен газ при неправильном с ним обращении.
Детские шалости с огнем и их последствия. Меры предосторожности с огнем.
Прививать детям навыки осторожного обращения с огнем. Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность.
Спички - это не игрушки!
Обсудить причины возникновения пожара и их последствия. Изучить правила пожарной безопасности, познакомить со средствами пожаротушения.
Как действовать при возникновении пожара в школе, дома, в транспорте?
Формировать умения по выходу из пожарных ситуаций.
Активно участвовать в обсуждении предложенных на занятии проблем.
Электробытовые приборы. Лекарственная и бытовая химия. Правила безопасности.
Учить правилам обращения с бытовыми приборами, с разными видами лекарственных препаратов, правилами безопасности использования лекарств.
Приемы оказания первой помощи пострадавшим.
Учить оказывать первую доврачебную помощь, принимать правильное решение.
Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осеннее и зимнее время года.
Изучить особенности зимнего водоема, возможные опасности, правила безопасного поведения; какие правила и меры безопасного поведения на льду учащиеся должны знать.
Мы - пешеходы.
Учить детей быть внимательными на дороге.
Воспитывать дисциплинированность на улицах города.
Усваивать общие правила безопасности жизни.
О молниях, змеях, собаках и прочем.
Познакомить детей с чрезвычайными ситуациями природного характера .
Виды ветра (буря, вихрь, ураган, смерч, метель…)
Обучить правилам поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья в условиях природы и быта во время природных явлений.
Братья наши меньшие. Безопасность при обращении с животными.
Познакомить с историей появления собаки в жизни человека, с породами собак и их ролью. Формировать знания о правилах поведения с животными на улице. Воспитывать чуткость и любовь к животным. Развивать любознательность и внимание.
Лес - как объект опасностей.
Если ты заблудился - твои действия?
Обеспечить усвоение учащимися мер безопасности в экстремальных ситуациях в природной среде.
Если ты попал в грозу - твои действия?
Познакомить детей с природным явлением молнией, правилами поведения во время грозы, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.
Лесная аптека. Лекарственные травы и ягоды.
Познакомить детей с разными видами лекарственных растений, об их пользе для человека. Расширить знания о лекарственных растениях, их применении, способах приготовления. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Растительный мир. Ядовитые грибы и ягоды.
Познакомить с опасными растениями. Учить правилам безопасного общения с незнакомыми растениями.
Оказание первой медицинской помощи.
Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Первая помощь при ушибах, синяках, порезах, ожогах, обморожении.
Учить оказывать первую доврачебную помощь.
Закрепление знаний и умений. Ролевые игры.
Актуализация знаний о здоровом образе жизни.
Об ухудшении экологической ситуации. Восстановление окружающей среды.
Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять окружающую природу, чем мы можем помочь.
«Мир, в котором мы живём!» Конкурс рисунков на асфальте.
Прививать детям желание быть здоровыми.
Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни.
«Это нужно знать!»
Конкурс плакатов.
Закреплять знания детей об ОБЖ.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Правила и меры поведения на водоёмах в летний и осенний периоды.
Изучить опасности при купании, ловушки в воде.
Сформировать представление учащихсяся об особенностях состояния водоемов в разное время года; обеспечить усвоение правил безопасного поведения; сформировать навыки оказания само - и взаимопомощи терпящим бедствие.
Программа направления «В творческой мастерской» Основные задачи направления: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной и трудовой деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников. Содержание программы (34 часа) № Тема занятия Форма занятий. Задачи
Викторина. Воспитывать любовь к животным. Учить передавать в рисунке характерные особенности животных.
Конкурс рисунков. Учить детей передавать свое настроение с помощью цвета.
Воспитание уважения и любви к женщинам, внимания, заботливости к своим мамам. Развитие творческих способностей детей.
Лепка. Развивать творческие способности. Научить работать со скорлупой.
Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников. Экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Содержание программы (34 часа)
№ Тема занятия Форма занятий. Задачи
Я - ученик.
Беседа. Вызвать у детей чувство радости, удовольствия со школой, учителем, одноклассниками. Разъяснить учащимся, для чего ходят в школу.
Поведение в школе
Беседа. Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представление о школьной дисциплине.
Зеленый дом.
Расширять представления детей о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними. Вызвать интерес и желание участвовать в работе по озеленению и благоустройству класса и школы.
Их надо охранять.
Формировать представления детей о науке экологии. Учить бережному отношению к окружающему миру.
Поделки из природного материала.
Развивать фантазию, воображение при изготовлении поделок из природного материала, развивать умение рассказывать связно о ходе работы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Вот и осень пришла!
Уточнять знания о признаках осени, осенних месяцах. Развивать описательную функцию речи, активизация словаря.
Ребятам о зверятах
Посещение музея. Познавательная беседа, игры. Расширить зная детей о дикой природе, о повадках и жизни зверей. Узнать новые интересные факты.
Руки человека
Беседа. Подвести учащихся к пониманию роли рук человека в жизни. Воспитывать уважительное отношения к людям труда.
Доброе слово
Игры. Развить представление учащихся о добре и зле. Воспитать стремление делать добрые дела.
Как зимуют домашние и дикие животные? Презентация.
Акция «Поможем зимующим птицам».
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, формирование бережного отношения к животным, отрицательной оценки ( на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу, умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Мы и домашние животные
Беседа. Игра. Уточнить и расширить представление о кошке и собаке, как о домашних животных и друзьях человека. Развивать речь, мышление, воспитывать интерес к животным.
История Нового года
Беседа. Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям.
Снеговичок
Наблюдения-практикум. Выявить и расширить представление детей о свойствах снега. Развить речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к неживой природе.
Письмо снегурочке. Изготовление снежинок
Закреплять умение читать. Писать, научить детей вырезать красивые снежинки, приучать соблюдать правила игры.
Экзотические животные
Конкурс загадок. Развивать интерес к экзотическим животным, желание больше о них узнать. Воспитывать доброе и отзывчивое отношение к ним. Дать сведения о зоопарках и заповедниках.
История праздника. День защитника Отечества.
Беседа. Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям.
История праздника. Женский день 8 марта.
Беседа. Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям.
Весна -красна
Наблюдения, беседы. Понаблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе. Расширить и углубить знания об объектах природы. Воспитывать в детях эстетические чувства.
Мой край
Посещение музея. Развивать интерес к истории родного края, национальной культуре, гордость за свой родной край.
В лес пускают без билета
Игра. Расширить знания детей о праве на отдых, об обязанностях. Учить бережно относиться к природе.
История праздника «День космонавтики»
Викторина. Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к героям нашей страны.
История праздника. Пасха
Беседа с настоятелем церкви. Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям.
Растения лечат
Беседа. Познакомить детей с лекарственными растениями, о правилах их сбора.
История праздника. День Победы
Посещение школьного музея. Познакомить детей с историей праздника. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к героям нашей страны.
Доброе слово
Игра. Развить представление учащихся о добре и зле. Воспитать стремление делать добрые дела.
Растения лечат
Познакомить детей с лекарственными растениями; дать знания о простейших способах использования некуоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора.
Хлеб - всему голова.
Расширять кругозор детей, представления детей о труде людей разных профессий. Воспитание уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека, бережного отношения к природным ресурсам, к хлебу как к жизненно-важной ценности.
«Золотые» руки.
Расширять кругозор детей, представления детей о труде людей разных профессий. Воспитание уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека. Дать понятие о важности в современной жизни науки, знаний и образования; понимание особой роли творчества в жизни людей; отрицательная оценка лени и небрежности.
Растительный мир родного края. Ядовитые травы и грибы.
Воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Расширение кругозора, представлений об окружающем мире, активизация словаря. Познакомить с опасными растениями и грибами, учить правилам .,общения" с незнакомыми представителями растительного мира.
Что нужно растению для роста?
Уход за комнатными растениями. Практическое занятие.
Расширение кругозора, представлений об окружающем мире, необходимых факторах роста растений, активизация словаря. Воспитание трудолюбия, стремление и умение делать полезные дела для других людей своими руками, проявлять настойчивость в работе, умение доводить начатое дело до конца, соблюдение порядка на рабочем месте, умение работать в коллективе.
Цветущая лужайка. Художественное конструирование с использованием природного материала.
Развивать умение составлять план действий, работать в малых группах, договариваясь с товарищами. Формировать объемное воображение; развивать фантазию, эстетический вкус, стремление к творческому, нестандартному выполнению работы, выражение своей личности в разных видах творчества, проявление настойчивости в работе - доведение начатого дела до конца, соблюдение порядка на рабочем месте.
Времена года. Лето.
Экскурсия. Понаблюдать за летними изменениями в живой и неживой природе. Расширить и углубить знания об объектах природы. Воспитывать в детях эстетические чувства. Программа направления «Расти здоровым» Основные задачи направления: формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье; развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела; обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека. Содержание программы (34 часа)
№ Тема занятия Форма занятий. Задачи
Давайте жить дружно
Игра на сплочение. Сплочение детского коллектива. Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу. Развивать познавательную активность учащихся.
Познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах; развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся; привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.
Программа направления «Гражданин, нравственность» ( Гражданско-патриотическое воспитание) Дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация повременных тенденций образования: "Научить жить здесь и теперь", "Формирование способности жить в условиях постоянных перемен".
Герб, флаг, гимн России.
Закреплять знания о символике государства.
Воспитывать любовь к своей Родине.
Что такое Конституция?
Познакомить детей с основным документом государства.
Долг и совесть в жизни человека.
Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки.
«Что такое хорошо и что такое плохо» в пословицах русского народа.
Воспитание нравственных чувств, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. Разумное управление речью как гарантия достойных поступков личности.
Что значит любить Родину?
Воспитание любви к Родине.
Что связывает меня с моей Родиной?
Просмотр и обсуждение видеофрагментов. Воспитание любви к Родине, к своему народу. Побуждать детей к действиям во благо людей, даже вопреки собственным интересам.
Как разные народы могут жить в мире друг с другом?
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Кем из своих предков я горжусь?
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Мой рисунок: «я- против войны!»
Знакомство учащихся с нравственными позициями прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества. Воспитание патриотизма.
Страна Справедливости.
Учить детей замечать нарушения прав человека, защищать свои права и права других людей.
Город, в котором мы живем.
Расширение знаний о родном крае, активизация словаря, обучение диалоговому общению. Воспитание любви к малой родине , людям.
Мой папа ( дедушка) был…
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Развитие интереса к истории семьи. Содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения.
День пожилых людей.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Развитие интереса к истории семьи. Содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения.
4 ноября - День народного единства.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
16 ноября международный день терпимости (толерантности).
Воспитание уважительного отношения к людям иного устройства жизни, обычаев, веры, культуры, дружбы с ними.
28 ноября - День матери.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Развитие интереса к истории семьи. Содействие установлению тесных семейных отношений, развитие связной речи, творческого воображения.
9 декабря - День героев Отечества.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Воспитание любви к Отечеству.
7 января - Рождество Христово.
Воспитание уважительного отношения к людям иного устройства жизни, обычаев, веры, культуры, дружбы с ними. Воспитание толерантности.
19 января Крещение Господне.
Воспитание уважительного отношения к людям иного устройства жизни, обычаев, веры, культуры, дружбы с ними. Воспитание толерантности.
27 января - День воинской славы России( День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады).
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Мы хотим жить в мире.
Формирование у уч - ся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
23 февраля - День защитника Отечества.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Наши девочки - самые прекрасные.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию. Прививать уважение к девочкам.
12 апреля - День космонавтики.
Развивать чувство патриотизма и расширять кругозор.
Преданья старины глубокой…
Праздник русских традиций.
Знакомить с традициями русского народа, воспитывать уважение к традициям, любовь к Родине.
С чего начинается Родина…
Воспитание гражданственности, патриотизма.
Закон твоей жизни
(Ю. Яковлев).
Элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о правах и обязанностях граждан. Препятствование нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия.
Человек приходит из детства
(Л. Симонова).
Воспитание уважения к правам и обязанностям. Отрицательная оценка нарушения порядка в классе, на улице, в обществе в целом. Участие в принятии и исполнении коллективных решений, управляющих жизнью класса, умение отвечать за свои проступки.
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей» (о добросовестном отношении к учению и труду).
Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно - правового выбора.
Моё и наше (о бережном отношении к общественному имуществу).
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Тимуровцы блокадного Ленинграда (Б. Камов).
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Осуществление чего - то полезного для сверстников, граждан своей страны, даже вопреки своим личным интересам и желаниям.
Как на свете жить?
(В. Сухомлинский).
Воспитывать уважительное отношение к старшим, к традициям семьи, школы, общества, к чести и достоинству других людей.
День Победы.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Развитие интереса к истории семьи. Содействие установлению тесных семейных отношений.
Работа с родителями обучающихся в условиях
группы продленного дня
Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.
В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:
-
изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др.
-
Учет полученных сведений при организации взаимодействия;
оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;
-
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;
План работы воспитателя группы продленного дня с родителями обучающихся
месяц
Организация работы с родителями
Работа с коллективом родителей
Индивидуальная работа с родителями
Наглядно-информационное просвещение родителей
Изучение семей и условий семейного воспитания
сентябрь
Родительская встреча «Давай познакомимся».
Привлечение родителей к моделированию воспитательной системы группы
Книжная выставка "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как система обязательных требований"
Анкетирование родителей «Мой ребёнок».
ноябрь
Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности»
Индивидуальные консультации с привлечением психолога «Проблемы детей и пути их решения»
Книжная выставка "Сохранение и укрепление здоровья детей"
Тестирование родителей «Вы - воспитатель»
февраль
Родительская встреча «Наказание и поощрение в семье»
Индивидуальные беседы с привлечением психолога «Нужно ли наказывать ребенка?»
Книжная выставка "Государственная политика в системе общего образования Российской Федерации"
Анкетирование родителей и детей по вопросам проявления жестокости в детско-родительских отношениях.
май
Итоговая родительская встреча «Перелистывая страницы календаря».
День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей»
Беседы с родителями о предстоящих летних каникулах и действующей на территории школы летней площадке.
Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы»
Проектное исследование мнения родителей «Мой ребёнок и группа»
САМОПОДГОТОВКА Самоподготовка - это форма внеурочной учебной деятельности в ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка. Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные способности. Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких занятий - 10-15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит - полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних заданий. У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут, да и не должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое предложить занятие, чтобы и им было интересно, и другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами. Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры с математическим содержанием, которые развивают сообразительность, внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.
Рекомендации по организации и методике подготовки домашних заданий Задача подготовки домашних заданий вытекает из общих задач специальной школы, которые заключаются в выработке и развитии у учащихся навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Реализация этих целей достигается, прежде всего, правильной организацией подготовки домашних заданий, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление и совершенствование. На уроке самостоятельная работа учащихся является только элементом на том или другом его этапе, при подготовке домашних заданий - это главный вид деятельности. Его необходимо правильно организовать в целях коррекции познавательной деятельности, выработки самостоятельности в учебной работе. Домашние задания не должны дублировать того, что происходило на уроке. Это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может. Таким образом, домашняя работа - не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя. Ценность домашних заданий состоит также в том, что определенный вид работы, невыполнимый в условиях урока (наблюдения длительного характера за ростом растений, изменениями в природе по временам года, изменения погоды и т. д.), становится возможным во внеурочное время. Урок и самостоятельная последующая учебная работа дома являются единым процессом. Важно, чтобы при выполнении домашних заданий были разграничены функции учителя и воспитателя. Учитель готовит учащихся к выполнению домашних заданий, объясняя, что задано и как следует выполнять ту или иную работу. Он контролирует качество приготовления уроков дома. Педагог учитывает индивидуальные особенности детей, придает домашней работе творческий характер, включая в содержание заданий решение задач, составление задач и примеров, чтение дополнительной литературы, выполнение заданий с использованием словаря и т. д. В функции воспитателя, осуществляющего педагогическое руководство подготовкой домашних заданий, входит: • формирование познавательной учебной деятельности детей; • обучение навыкам самостоятельной работы; • привитие учащимся навыков самоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи; • обеспечение правильного выполнения домашних заданий всеми детьми. Чтобы, успешно осуществлять эти задачи, воспитателю необходимо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, содержание программ учебных предметов и требования, предъявляемые к умениям и навыкам учащихся. Единство требований, с которыми подходят к учащимся при подготовке домашних заданий учитель и воспитатель, предполагает постоянный контакт между ними. Основной формой связи в их работе является взаимное посещение уроков и часов самоподготовки. Посещение самоподготовки помогает учителю проверить степень усвоения учебного материала учащимися при самостоятельной работе. Посещение уроков дает возможность воспитателю вникнуть в методику работы учителя, выделить наиболее существенные и трудные для детей разделы по учебным предметам с тем, чтобы в процессе подготовки уроков уделять им больше времени.
Санитарно-гигиенические требования к самоподготовке 1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную - раз в полугодие. 3. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями. 4. Поддержание нормального температурного режима. 5. Регулярное проветривание классной комнаты. 6. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 8. Соблюдение школьниками личной гигиены. 9. Сохранение у детей правильной позы во время работы. 10. Проведение «физкультминуток», динамической паузы. 11. Устранение шумовых раздражителей. 12. Учащихся не следует нагружать дополнительным учебным материалом. 13. Варьировать смену деятельности за счет школьных предметов.
Дидактические требования 1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно время, имеют определенную продолжительность. 2. Задание ученики выполняют самостоятельно. 3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем). 4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы. 5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками. 6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
САМОПОДГОТОВКА Организационный момент
- Организация рабочего места.
- Настрой детей.
- Постановка цели и мотивация работы.
- Определение времени на каждый предмет.
- Предупреждение возможных трудностей (дидактическая игра, таблицы, схемы).
- Работа с памятками.
- Определение плана выполнения работ по предмету.
- Использование сигнальных карточек.
- Самоконтроль по таблицам, схемам, памяткам.
- Контроль со стороны воспитателя.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Использование памяток.
- Сверка с образцом, правильным ответом на доске.
- Повторение правила.
- Исправление недочётов, ошибок в работе.
- Подключение к работе консультантов.
- Общая оценка работы группы.
- Проведение рефлексии.
- Организация выставки работ.
- Похвала, поддержка слабого ученика.