Технология педагогических мастерских в предшкольном образовании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология педагогических мастерских

в предшкольном образовании.

Ты хочешь идти со всеми?

Или впереди?

Или идти сам по себе?

Нужно знать, чего хочешь,

И знать, что ты этого хочешь…

Ф.Ницше

Неведомая для традиционной школы педагогическая технология «мастерская» появилась в педагогике сравнительно недавно. Поначалу её называли французской. И не только потому, что узнали мы о ней от французов. Педагогические мастерские - необычная система обучения, зародилась во Франции в 20-х годах прошлого века. Это был «демарш» французских педагогов-новаторов. «Демарш» (с франц. - протест, выступление) - заявление о несогласии с устоявшимися взглядами, идеями, положениями, формами работы. Позже демарш стал основополагающим методом педагогики ЖФЕН. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевьен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Французские педагоги заявили во всеуслышание о новых методиках обучения, создав Группу Нового Образования (ЖФЕН). Президентом ЖФЕН стал Одетт Бассис, его заместителями - Мишель Дюк и Пьер Колен. В деятельности Группы активное участие принимали современные французские педагоги, психологи и теоретики. Примечательно, что и в России тогда нашлись сторонники этого движения. Взгляды французов разделяли в разное время Л.Толстой и Л.С.Выготский, однако, по ряду причин эта передовая образовательная система не нашла должного применения в России.

Целью движения стало внедрение в практику образования эффективных методов обучения и развития ребёнка. Не к этому ли российские педагоги стремятся и в наши дни?

Основные идей ЖФЕН:


  1. Образование должно стать новым, иным. Сама личность способна строить новое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни.


  1. Гражданин - личность самостоятельная, творческая, социально-ответственная и конструктивно-вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.


  1. Каждый человек (ребёнок) обладает способностями практически по всем видам человеческой деятельности. Концептуальный лозунг организации «Все способны!» ярко отражает одну из основных идей ЖФЕН.


  1. Для методов ЖФЕН было характерно:


  • Отношение учителя к ученику как к себе равному;

  • Самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации;

  • Учитывание разных мнений, подходов, уважительное отношение к позиции каждого.

Некоторые аспекты, заслуживающие внимания


  • Получение знаний в мастерской - поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие со своими открытиями индивидуально и в коллективе;

  • Демарш - это цепочка творческих заданий, которые предлагается решить сначала одному и от которых каждый не сможет уйти;

  • Демарш - это занятие-действие по самообучению и социализации (обобществлении знаний в коллективе);

  • Лозунг «Все способны!» понимается как завоевание, перелом, разрыв с самим собой;

  • Идеи и принципы нового образования близки и понятны педагогам России;

  • В новом образовании ставят в центр проблемную ситуацию, которая стимулирует детей к постановке множества вопросов, ответы на которые они получают, работая как индивидуально, так и коллективно;

  • К тому же, педагогические мастерские можно проводить для учащихся, для педагогов, для учителей.

Педагогические мастерские по праву можно считать инновационной технологией, поскольку она готовит личность к сознательному построению своей жизни, к активному участию в жизни коллектива и общества.

Феномен новой образовательной технологии заключается в подходе к образованию как к процессу открытия себя, своего отношения к себе и другим, открытие собственных средств взаимодействия с миром и людьми.

Мастерская - это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. В мастерской ребёнок приобретает жизненный опыт, открывает истину, сам устанавливает ценности, выстраивает собственные знания, культуру. Работа в мастерской построена на принципах свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор. Свободно и независимо выстраивая свои мысли, свою деятельность, ребёнок учится по-своему, индивидуально реагировать на то, что происходит вокруг.

Особая ценность технологии в разрыве (наличии разных точек зрения), в создании собственного продукта творчества, в подъёме на вершину открытия. Незавершённость мастерской, когда итогом оказываются новые вопросы, темы для размышления, формирует собственную культуру действия, мысли.

«Задача мастерских состоит в том, чтобы сформировать в ребёнке институт мыслительного продолжения…»

А.М.Пятигорский,

профессор истории культуры


Особенности технологии мастерских


Педагогические мастерские - нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая

  • создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт;
  • способствует росту личности учителя и ученика;
  • дарит радость сотворчества.
В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, организованном и продуманном мастером.

Принципы работы мастерской

  1. Атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. Включение в изучение проблемы эмоциональной сферы ребёнка.

  3. Работа мастера и ученика на равных.

  4. Неспешность рассуждения и обдуманность ответов на вопросы.

  5. Подача информации малыми дозами, по потребности.

  6. Социализация, афиширование работ.

  7. Чередование индивидуальной и коллективной работы в атмосфере сотрудничества, взаимопонимания.

  8. Повышение уровня коммуникативной культуры (диалогический способ восхождения к истине).

  9. Построение процесса по законам проблемного обучения.

  10. Принцип выбора: мастера, вида деятельности, способа предъявления результата.

Алгоритм процесса работы мастерской

Технология педагогических мастерских включает семь этапов, каждый из которых решает определённые задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и логически связан с последующим этапом.

ИНДУКЦИЯ» (ИНДУКТОР): создание эмоционального настроя, включение чувств ученика (ребёнка), создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать или произнести вслух ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений. Заметим, что дети старшего предшкольного возраста имеют достаточный жизненный опыт для того, чтобы ассоциировать предметы или явления.

САМОКОНСТРУКЦИЯ: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать (сказать) всё то, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков понятия, проблемы и пр.)

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ: работа учащихся в парах по построению определённых элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.) Следует отметить, что в парах дети 5,5 - 6,5-летнего возраста работать любят и даже пробуют спорить, высказывая своё мнение.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных результатов). Учитель просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания.

АФИШИРОВАНИЕ: предъявление коллективных работ учеников (текстов, проектов, рисунков, схем) всему классу (группе), ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

«РАЗРЫВ»: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания (умения) новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания (умения) на данном этапе (проблемная ситуация, противоречивая информация). Ученики (дети) на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия, предлагают свои способы и пути решения, работая с предложенным источником информации, находят оптимальный вариант решения проблемы, закрепляют и применяют полученные знания.

РЕФЛЕКСИЯ: Учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Практика показала успешную реализацию технологии педагогических мастерских по различным учебным предметам с использованием различных УМК в том числе и в начальной школе. Почему бы не попробовать применить данную технологию и в предшкольном образовании?

Главной целью предшкольного образования является «…выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства неудовлетворённости, которые могут отбить желание учиться на последующие годы…»

Показателями общей готовности ребёнка к школьному обучению является совокупность его физической, психологической, социальной, личностной и коммуникативной готовности.

Готовность ребёнка к школе предполагает развитие системы деятельности ребёнка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться её):

  • расширение его кругозора,

  • стимулирование познавательной активности,

  • формирование познавательной произвольности и свободности поведения,

  • самостоятельности, умения обслуживать себя,

  • умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Рассмотрев и сопоставив основные принципы, характеристики, идеи и особенности технологии педагогических мастерских с целями и задачами предшкольного образования, попытаемся преломить технологию нового образования в образование предшкольное. Очевидно, что данная технология позволит разработать систему занятий с детьми 5,5-6,5 -летнего возраста, отвечающую требованиям «Комплексного плана формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012г.г. и на плановый период до 2020 года».

Предлагаю разработанные и апробированные мной серии занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Мои ладошки» и «Волшебные полоски» в педагогических мастерских.

Название серии: «Мои ладошки»

Количество занятий: 1 занятие в неделю.

Тематика занятий.

Тема занятия

Материалы и инструменты

Изделие

1

Мы - друзья

Цветной картон, ножницы, клей

Гирлянда «Дружба»

2

Солнышко для всех

Цветной картон, ножницы, клей, одноразовые картонные тарелочки

Модель солнышка

3

Великан из леса

Цветной картон, ножницы, клей

Изображение головы лося

4

Ладошки- художницы

Цветной картон, ножницы, клей, лист ватмана

Летний пейзаж

5

Золотая рыбка

Одноразовые картонные тарелочки, цветная радужная фольга, шаблоны, клей, ножницы, дырокол (у учителя), верёвочки или нитки

Подвесная игрушка «Золотая рыбка»

6

Ладошки-художницы

Белая рисовальная бумага, ножницы, клей; большой лист ватмана голубого цвета

Зимний пейзаж


План-конспект 4 занятия серии «Мои ладошки»

(творческая мастерская построения знаний)

Тема занятия: Ладошки-художницы.

Изделие: летний пейзаж, составленный из силуэтов детских ладошек.

Технологические этапы

Действия (вопросы) учителя

Действия детей

1. Индукция

Учитель просит детей прислонить свои ладошки к щёчкам:

-Что чувствует? (тепло или прохладу, ответы могут быть разными)

-Какое время года вспомнилось вам?

Высказывают свои чувственные ощущения

2. Самоконструкция

-Что хотите рассказать о лете? (о зиме?)

-Что видели, где бывали летом?

Выстраивается ассоциативный ряд

3. Социоконструкция

Расскажите друг другу, на что похожи ваши воспоминания (на что похожа бабочка, облако, деревце…)

Рассказывают друг другу в парах, с чем можно сравнить предметы или явления

4. Социализация

-Сложите ваши ладошки так, чтобы получились ромашка, солнышко, деревце, травка…

-А затем постройте такие летние изображения из картонных ладошек.

Прикладывают ручки на столах друг к другу, выстраивая изображения предметов, предложенных учителем.

Затем обводят на картоне свои ладошки, вырезают их по контуру, строят изображения, скрепляя ладошки клеем.

5. Афиширование

Учитель помогает представить полученные «продукты»,

Дети могут сами представить продукт своего творчества,

поясняя, что у них получилось и почему родился именно такой образ

6. Разрыв

Учитель собирает и выстраивает из детских изображений ( травки, деревца, облаков, солнышка, ромашек, васильков,…) на большом листе ватмана целую картину - летний (осенний, зимний) пейзаж

Советуют как и где лучше разместить изображения, чтобы получилась красивая картина

7.Рефлексия

-Приглашаю вас, дети, в летнюю сказку (читает стихи о лете, включает музыку и т.д.).

Учитель может показать детям слайд-шоу, приготовленное к теме занятия

Дети обсуждают работу в группах, могут анализировать, что получилось наиболее удачным…

Занятие лучше проводить зимой или поздней осенью, когда воспоминания о лете особенно приятны детям

Вполне возможно, что найдётся среди детей такой ребёнок (или группа ребят), у которого родится не летний образ, не следует пугаться и паниковать - этот малыш почувствовал и увидел что-то своё, личное, мыслил особо. Учитель всегда сумеет найти место в общей работе казалось бы не подходящему образу (возможно, на одном занятии свет увидят сразу две картины) - от такого поворота событий выиграют все.

Учеников в мастерской ждут открытия.

Сверяя свои старые знания с новым знанием, которое ученик выстроил сам, он испытывает внутреннее осознание их неполноты или несоответствия, ощущает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий его к углублённому изучению темы или проблемы, к поиску ответов.


© 2010-2022