- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира «Ты и твои друзья»
Урок окружающего мира «Ты и твои друзья»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вамишеску З.В. |
Дата | 07.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Ты и твои друзья. Цели деятельности учителя: способствовать формированию представления о различных средствах и способах коммуникации; содействовать развитию умения уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова; способствовать воспитанию общей культуры поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Планируемые результаты образования: Предметные: умеют объяснять мир: объяснять, как люди помогают друг другу жить; умеют определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту (правила общения). Личностные: самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие). Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебнике; логические - перерабатывают полученную информацию; осуществляют анализ ситуаций. Коммуникативные: участвуют в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Оборудование: песня «Настоящий друг», пословицы, таблица детям, цв. карандаши, правила дружбы(прямоуг.), сундук, слова к игре «Это я», маски.
Ход урока.
-
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. (Дети стоя слушают стихотворение)
Мы приветствуем гостей -
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
- А теперь - начнём урок. Садитесь.
-
Введение в тему урока. (Звучит песня «Настоящий друг»)
- Вы прослушали фрагмент песни.
- Кто знает, как она называется?
- Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
- Да мы действительно будем говорить о дружбе и друзьях, о том, кто такой друг, каких друзей можно назвать настоящими, умеете ли вы быть друзьями. Тема?
- Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Как вы понимаете?
Дружба - взаимоотношения между людьми, где есть доверие, искренность, взаимная симпатия, общие интересы и увлечения.
- Ребята! Умеют дружить не только люди, но и животные и даже сказочные герои.
-
Викторина «Кто с кем дружит?»
- Вспомните, кто с кем дружит, кто кому нужен? (презентация «Сказочные герои»)
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок, Тигра)
3. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
4. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
5. Лунтик и … (Кузя, пчелёнок, Майя )
6. Добрая Белоснежка и… (семь гномов)
7. Забавный бурундук Чип и… (Дейл)
8.Львёнок и …. (Черепашка)
9. Крошка Енот и …(Обезьянка)
- Какое прекрасное слово - "дружба"! Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем.
-
(На доске слова: друг, приятель, товарищ. )
- Прочитайте слова. Все ли эти слова обозначают одно и тоже? Да, они близки по смыслу. А чем они отличаются друг от друга?
Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Приятель - знакомый, который к тебе хорошо относится. (Старинный мой приятель, н-р я)
Товарищ - человек, близкий тебе по взглядам, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
Проблема: - А каждого ли приятеля или товарища можно назвать другом? Сложно найти себе верного друга, тем более настоящего. Сегодня мы попытаемся разобраться, кто же такой настоящий друг? Как правильно дружить и что делать, чтобы друга никогда не потерять.
- А помогут нам в этом … Крокодил Гена, Чебурашка и другие герои этого мультфильма.
- Ребята, а что строили эти герои . (Дом Дружбы)
- Вот и мы попробуем вместе построить дом Дружбы. Прежде, чем возводить стены, мы уложим крепкий фундамент, на котором будет стоять наш Дом Дружбы.
Задание 1.
У многих из вас уже есть друзья. Расскажите о своём друге? Как его зовут? За что вы его любите? Почему вы считаете его своим другом? Когда он вёл себя как настоящий друг? Чем помог, защитил, поделился, порадовал тебя?
- Да, счастлив тот, кто имеет друга. А кто из вас сделал другу, что-нибудь хорошее?
Откройте учебник на с.76. Внимательно рассмотрите картинки. Давайте выберем совет, который подходит вам и вашим друзьям. (СЛАЙДЫ)
- Превосходно. Вы замечательно справились с заданием. У нас получился очень крепкий фундамент.
Физминутка
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга. Мы любим друг друга (обнимаются).
Задание 2.
Продолжаем строить дом. Сейчас мы будем возводить стены.
Игра "Собрать половинки".
- Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.
Я буду читать начало, а вам надо будет продолжить. (Заполняем таблицу)
Старый друг…. (лучше новых двух).
Один за всех, … (все - за одного).
Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).
Человек без друзей …… (что дерево без корней).
- Почему так говорят?
- Какие красивые и прочные стены выстроили мы. Молодцы.
Задание 3.
- Фундамент возвели. Стены выстроили. Что же нам сейчас предстоит сделать?
- Правильно крышу, чтобы никакой дождь нам не смог бы помешать . Выполнение задания 1 на с. 33 рабочей тетради. Учитель. Рассмотрите портреты ребят, выражающие их различное настроение. Вот лица разные друзей. Выбери друга себе поскорей. С кем бы ты хотел дружить? Свой выбор прошу объяснить! (Учащиеся, как правило, выбирают себе в друзья портреты с доброжелательными и оптимистическими выражениями лиц, поэтому необходимо продолжить обсуждение.) - Почему вы не выбрали плачущего мальчик, обиженного, угрюмого, злого?(Ответы) А может случиться такое, что если вы выберите кого-то из ребят, ваша дружба поможет им стать другими - добрым, радостным, приветливым.
-С чего начинается дружба? (С улыбки, знакомства)
- Покажите как вы здороваетесь с другом, со старшим по возрасту, с младшими.
- А зачем люди вообще здороваются? Текст (Дети повторяют обычаи- движения) Как люди здороваются. Русские обнимаются и трижды целуются в обе щёки. Китайцы кланяются друг другу, во многих странах касаются друг друга лбами. Калмыки, встречаясь с особенно близкими друзьями, трутся носами. Таджики, адыги и айны здороваются двумя руками. А вот у японцев до недавнего времени протягивать руку считалось не очень вежливым... В России, как и во многих других странах, принято здороваться за руку. Старший первым протягивает руку младшему, а девочка - мальчику. Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой. Из двух людей одного возраста и положения первым здоровается тот, кто лучше воспитан. Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе. Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседней квартиры, учителя, который преподает в другом классе), даже если ты с ним незнаком, обязательно. Запомните эти правила приветствия. По-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Задание 4.
- Наш домик готов. А теперь посадим возле домика клумбу цветов. Они вырастут, если мы
обсудим такие ситуации: "Как бы я поступил?".
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
- Домик Дружбы мы выстроили. А что же надо делать, чтобы он никогда не разрушился? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите сценку.
Мини-спектакль «Подружки». (Девочки Анжелы) Девочки не могут поделить игрушку, отбирают друг у друга мишку с криками: «Отдай!», «Не дам, это мой!» Далее инсценируется стихотворение «Подружки» А. Кузнецова. 1-я девочка. Мы поссорились с подругой И уселись по углам. 2-я девочка. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. 1-я девочка. Я ее не обижала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам». 2-я девочка. Я пойду и помирюсь. 1-я девочка. Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай. 2-я девочка. Я скажу: «Играть давай!» Учитель. Кто из девочек умеет общаться? Среди вас есть такие подружки? О каком общении можно судить по этой ситуации? Девочки нашли правильный выход, как вы думаете?
Задание 5.
- Учитель: Чтобы Доме Дружбы было всегда весело и уютно давайте (проговорим) правила дружбы.
Учитель: Что же у нас получилось? (Дети проговаривают я цветные прямоугольники складываю в сундук)
-
Чаще улыбайся
-
Умей выслушать своего друга
-
Называй друга по имени
-
Совершив ошибку, признай и исправь её.
-
Уступать
-
Не бояться просить прощения, если обидел друга
-
Не грубить
-
Не злиться
-
Не жадничать
-
Помогать другу
-
Быть честным
- Эти правила будет оберегать дерево мира и согласия, которое мы высаживаем в нашем дворе.
- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами поиграть.
Игра «Это я»
(Учащиеся читают стихотворение «Дружба» - по ролям в масках. Коля, Ратмир, Анна)
Давайте подведем итог нашего урока.
- Что такое дружба?- спросила я у птицы.
- Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: - Что такое дружба?
- Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: - Дружба - что такое?
- Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
- Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.
(Читаю стих. На слайдах картина)
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
- Дружба, друзья помогают во всем, любую невзгоду преодолеют. Я желаю вам всегда оставаться дружными и веселыми, дорожить своими друзьями.
Итог. Рефлексия. - С каким человеком приятнее общаться и дружить? - Что нужно делать для того, чтобы ты был окружён хорошими людьми? - Трудно ли это? - Какой вывод можете сделать? - Прочитайте вывод на с. 79. Совпали ли наши мысли с мыслями автора учебника?
Всё ли мы сказали о дружбе людей?
- Давайте поговорим об этом и на следующем уроке.
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? - Отметьте своё настроение в дневнике.