Рабочая программа по русскому языку в 1 классе УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по русскому языку для начальных классов общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной, издательство М.:Просвещение, 2011. рекомендованная Министерством образования и науки РФ, в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2011-2015 учебные годы ОУ. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. По сравнению с авторской программой данная рабочая программа не претерпела изменений и соответствует структуре изучаемых тем и количеству часов. Психолого-педагогические особенности детей 1 класса класса будут выявлены в процессе обучения и диагностик.

Цели и задачи: В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели: 1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся); 2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека). Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Задачи на этапе обучения грамоте:

  • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
  • применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
  • осуществлять приемы связного воспроизведения букв и их соединений на письме.
Период обучения грамоте включает три этапа: 1) подготовительный; 2) основной; 3) послебукварный. 1) На подготовительном этапе создается необходимая мотивация в обучении, обеспечивается постепенность вхождения ребенка в жизнь школы и класса. Первоначальное введение детей в мир языка и литературы начинается со знакомства их со словом, его значением, с осмысления номинативной функции языка («Мы узнаем мир по именам»). Слово, вписанное в различные коммуникативно-речевые ситуации, легко осмысливается и со стороны содержания (значения), и с точки зрения его формы (фонетической и графической). Содержание обучения развивается от устной речи к письменной с постепенным переходом от наглядно-практического и образно-символического уровней (с использованием жестов, мимики, выразительных движений, рисунков, пиктограмм и различных символов) к знаково-символическому уровню, где объектом внимания учащихся становится звучащая речь, проводится первоначальная ориентировка в звучащем слове (искомый звук в начале, середине, конце слова). Знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Таким образом, в подготовительный период дети на наглядно-образной основе поэтапно осваивают важные понятия: общение, слово (значение, звучание), предложение, речь (значение, форма). Формирование интереса ребенка к звуковой стороне речи начинается с развития у него внимания к миру звуков, который его окружает, со слушания рифмовок, стихов, дающих представление о звукописи, аллитерации. Проводятся упражнения на развитие фонетического слуха детей, формирование умения определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Вводится акрофонический принцип записи звуков с помощью предметных рисунков. Выделение первых звуков проводится в словах, одновременно являющихся высказыванием (Мама!Иди!). Дети учатся делить несложные слова на слоги, выделять звуки и обозначать их в схемах. Овладевают умениями складывать слоги в слова, читать слова «по следам» звукового анализа, ориентироваться на знак ударения и букву ударного гласного звука. Учащиеся получают первоначальные сведения о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках. 2) Основной этап обучения грамоте посвящен изучению букв русского алфавита, освоению письма и чтения с использованием звукобуквенных схем.
  • Схемы для звукового анализа, используемые в обучении, упрощены, их введение мотивировано (связь с артикуляцией). В этот период проводится многогранная работа со
  • словом на основе использования его структурно-семантической модели, наглядно показывающей детям взаимосвязь звучания и значения слова. Осмыслению элементарных семантических связей слов способствуют упражнения на сопоставление слов в тематических группах, когда выявляются различные типы их отношений: целое - часть, вид -род и т. д. (дерево - ствол, корень, ветви и т. д., ива, дуб -дерево); упражнения на составление антонимических пар слов и простейших синонимических рядов (малютка -
  • крошка, малыш и т. д.), наблюдение за образованием переносного значения слова.
  • Основное внимание при обучении письму и чтению обращено на овладение детьми механизмом чтения слогов и слов различной слоговой структуры, на поэтапность в формировании навыка чтения и графических навыков письма.
  • При обучении письму внимание учеников обращается на образцы печатного шрифта, что помогает им лучше запомнить графическую форму буквы и обеспечивает вариативность в обучении. Учитель, учитывая слабую подготовку детей своего класса к письму, может организовать изучение букв на печатной основе с постепенным переходом к изучению письменного шрифта.
  • В этот период учащиеся получают элементарные представления о графических и орфографических правилах письма.
  • Обучение чтению идет на небольших литературно-художественных текстах, пословицах и загадках. Активная работа ведется не только над прочтением текста, но и над его смыслом, что способствует развитию языкового мышления.
  • 3) Послебукварный период служит для закрепления полученных знаний о языке и речи, упражнений в чтении и письме.
  • В этот период ставится задача сформировать не только слоговое чтение, но и чтение целыми словами, которое является важнейшим структурным компонентом навыка чтения как умственно-речевого действия. Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений.
  • Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.)

Задачи на этапе изучения русского языка:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания необходимые для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов: 1)коммуникативного; 2)познавательного; 3)принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся. Коммуникативный принцип предусматривает: • осмысление и реализацию основной функции языка - быть средством общения; • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения); • знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми); • формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности; • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной; • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности. Познавательный принцип предполагает: • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово; • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения; • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме; • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия); • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания; • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции; • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи; • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение; • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы. Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает: • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности; • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования); • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми; • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся. Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане - от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает: • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения; • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся; • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению; • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению; • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах. Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем - как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся. Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса - анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение). В число основных содержательных линий Программы входят: • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация ; • развитие речи. Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.). В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики. В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные - невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий. Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания - своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка. Отдельный, весьма важный элемент Программы - знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов. Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных). Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения. Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» из обязательной части учебного плана относится к предметной области «Филология» для 1 класса. Разработана в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, реализующего программу начального общего образования на 2014-2015 год. Программа рассчитана на 4 года(1-4 класс), 1 а класс - 5 часов в неделю, всего 165 часов (33 учебные недели).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - отказ от деления на «своих» и «чужих»; - уважение истории и культуры каждого народа. 2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества. - доброжелательность, доверие и внимание к людям, - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; 3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; 4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); 5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
  • Владеющий основами умения учиться.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
  • Умеющий высказать свое мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. 4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления. 3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения. 4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. 5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности. 6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач. 7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. 8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме. 9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. 11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение. 12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества. 13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции. 4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка. 5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения). Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение: • раздельное написание слов; • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); • употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных; • употребление ъ и ь как разделительных знаков; • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; • перенос слов по слогам без стечения согласных; • знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

Добукварный период (25 ч)

1.

Мир общения

2

2.

Слово в общении

2

3.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

6

4.

Рисунки и предметы в общении.

4

5.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные.

5

6.

Звучание и значение слова.

1

7.

Слова и слоги. Ударение в слове.

2

8.

Слово и предложение.

3

Букварный период (80 ч)

9.

Гласные звуки и буквы.

15

10.

Согласные звуки и буквы.

42

11.

Буквы е,ё,ю,я.

9

12.

Буквы ь и ъ.

7

13.

Повторение.

7

Послебукварный период (10 ч.)

14.

Пиши красиво.

10

Русский язык (50 часов).

15.

В мире общения.

2ч.

16.

Роль слова в общении.

2ч.

17.

Слово и его значение.

3ч.

18.

Имя собственное.

2ч.

19.

Слова с несколькими значениями.

2ч.

20.

Слова, близкие и противоположные по значению.

2ч.

21.

Группы слов.

3ч.

22.

Звуки и буквы. Алфавит.

2ч.

23.

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами.

2ч.

24.

Слоги. Перенос слов.

2ч.

25.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

3ч.

26.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

3ч.

27.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

3ч.

28.

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.

3ч.

29.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

5ч.

30.

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения.

5ч.

31.

От предложения к тексту.

6ч.











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

(ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ)

№ п/п

Тема укока.

Дата

I четверть 45 часов

Добукварный период. Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч.)

1.

«Новые друзья» Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение.

02.09.

2. «Что в центре?» Ориентировка на листе. Обведение фигур по образцу.

03.09.

3.

«Сравни». Форма и количество фигур.

04.09.

4.

«Сравни». Прямые и наклонные линии.

05.09.

5. «Определи направление». Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой.

06.09

6. «Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

09.09.

7. «Целое и часть» (анализ графической формы).

10.09.

8. «Целое и часть». Параллельные линии. Обведение образца.

11.09.

9. «Головоломки». Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв.

12.09.

10. «Сравни дома». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие воображения. Письмо элементов печатных букв.

13.09.

11. «В походе». Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

16.09.

12. «На коньках». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие линии. Классификация.

17.09.

13. «На волнах». Развитие фонематического слуха. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

18.09.

14. «Мы рисуем». Тематическая классификация. Развитие воображения. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

19.09.

15. «Под грибом». Развитие воображения. Нахождение закономерностей. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

20.09.

16. «Мы спортсмены». Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

23.09.

17. «Кто построил домики?» Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

24.09.

18. «Рассмотри и расскажи». Слова-названия предметов. Логические упражнения. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

25.09.

19. «В гости к бабушке». Усвоение последовательности действий при письме с образца.

26.09

20. «Прогулка в парке». Классификация; обобщение. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца.

27.09

21. «Знаки в городе». Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

30.09.

22. «Подумай и сравни». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв.

01.10.

23. «В спортивном зале». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв.

02.10.

24. «Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

03.10.

Букварный период (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит» (1 часть)

25.

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

04.10

26.

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о

07.10.

27.

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о

08.10.

28.

Заглавные (прописные) буквы А и О

09.10.

29.

Строчная и заглавная буква Уу

10.10.

30.

Строчные буквы и, ы

11.10.

31.

Заглавная буква И.

14.10.

32.

Строчная буква э

15.10.

33.

Заглавная буква Э

16.10.

34.

Повторение изученных букв

17.10.

35.

Буквенная мозайка

18.10.

36.

Строчная и заглавная буква Мм

21.10.

37.

Строчная и заглавная буква С с

22.10.

38.

Строчная и заглавная буква Нн

23.10.

39.

Строчная и заглавная буква Лл

24.10.

40.

Строчная и заглавная буква Лл

25.10.

41.

Повторение изученных букв Мм, Сс, Нн, Лл

28.10.

42.

Строчная и заглавная буква Тт

29.10.

43.

Строчная и заглавная буква Тт

30.10.

44.

Строчная буква к

31.10.

45.

Заглавная буква К

01.10.



II четверть (35 ч.)

46.

Повторение. Буквенная мозаика

11.11.

47.

Повторение. Буквенная мозаика

12.11.

48.

Повторение изученных букв

13.11.

49.

Строчная буква р

14.11.

50.

Заглавная буква Р

15.11.

51.

Строчная и заглавная буква Вв

18.11.

52.

Строчная и заглавная буква Пп

19.11.

53.

Повторение изученных букв, письмо слогов, слов

20.11.

54.

Строчная буква г

21.11.

55.

Заглавная буква Г

22.11.

56.

Повторение изученных букв, письмо слогов, слов

25.11.

57.

Повторение изученных букв, письмо слогов, слов

26.11.

58.

Письмо букв Ее

27.11.

59.

Письмо букв Ёё

28.11.

60.

Письмо букв, слогов, слов

29.11.

61.

Буква Ее в начале слова и после гласных.

02.12.

62.

Буква Ёё в начале слова и после гласных.

03.12.

63.39

Буквы е и ё после согласных.

04.12.

Прописи «Мой алфавит». (2 часть).

64.

Строчная буква б

05.12.

65.

Заглавная буква Б

06.12.

66.

Письмо слов, предложений

09.12.

67.

Строчная и заглавная буква Зз

10.12.

68.

Парные звуки[з] и [с]

11.12.

69.

Буквы Бб, Зз. Повторение

12.12.

70

Письмо слов, предложений

13.12.

71.

Строчная буква д.

16.12.

72.

Заглавная буква Д

17.12.

73.

Парные звуки[д] и [т]

18.12.

74.

Строчная буква ж.

19.12.

75.

Заглавная буква Ж. Слог «жи».

20.12.

76.

Повторение изученных букв Зз, Бб, Дд, Жж

23.12.

77.

Письмо слов, предложений

24.12.

78.

Строчная и заглавная буква Яя

25.12.

79. Буква Яя в начале слова и после гласных

26.12.

80.56 Буква я после согласных

27.12

III четверть (35 ч.)

81.

Повторение

12.01.

82.

Строчная буква х

13.01.

83.

Заглавная буква Х

14.01.

84.

Буква ь - показатель мягкости согласных

15.01.

85.

Буква ь - показатель мягкости согласных

16.01.

86.

Строчная и заглавная буква Й й

19.01.

87.

Письмо слов, предложений

20.01.

88.

Буква Юю в начале слова и после гласных

21.01.

89.

Буква ю после согласных.

22.01.

90.

Буквенная мозайка. Повторение.

23.01.

91.66

Письмо слов и предложений.

26.01

92.

Строчная и заглавная буква Шш.

27.01.

93.

Парные звуки[ж] и [ш].Правописание слов жи-ши

28.01.

94.

Строчная и заглавная буква Чч

29.01.

95.

Письмо слов с буквосочетаниями ча-чу

30.01.

96.

Строчная и заглавная буква Щщ

02.02.

97.

Письмо слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.

03.02.

98.

Строчная и заглавная буква Ц ц.

04.02.

99.

Строчная и заглавная буква Фф

05.02.

100.

Письмо слов и предложений.

06.02.

101.

Разделительный твёрдый знак (ъ) и мягкий знак (ь).

09.02.

102.

Повторение букв ь и ъ.

10.02.

103.

Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит

11.02.

104.

Буквенная мозаика. Обобщение.

12.02.

105.

Обобщение. Алфавит

13.02.

Послебукварный период (10 ч.)

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

107.

Алфавит. Письмо основных элементов букв

17.02.

108.

Письмо плавных линий с точкой

18.02.

109.

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

19.02.

110.

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

20.02.

111.

С чего начинается общение?


112.

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями


113.

Письмо прямых линий с петлёй вверху и внизу


114.

Письмо овалов и полуовалов


115.

Повторение изученного.


116.

Большие и маленькие секреты. Волшебство слова.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс

Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык» учебник для 1 класса
(УМК «Перспектива»)

III четверть (10 часов)

117.

Вводный урок по курсу русского языка.


118.

В мире общения. Цели и формы общения.


119.

В мире общения. Родной язык - средство общения.


120.

В мире общения. Смысловая сторона русской речи.


121.

Слово, его роль в нашей речи


122.

Слово и его значение.


123.


Урок развития речи. Слово как средство создания образа.


124.

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.


125.

Имя собственное. Правописание имен собственных.


126.

Имя собственное. Правописание имен собственных.



127.

Слова с несколькими значениями


128.

Слова, близкие по значению (синонимы).


129.

Слова, противоположные по значению (антонимы)


130.

Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.


131.

Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.


132.

Слова, отвечающие на вопросы кто?что?


133.

Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.


134.

Звуки и буквы.


135.

Звуки и буквы.


136.

Алфавит.


137.

Гласные звуки. Обозначение их буквами.


138.

Согласные звуки. Обозначение их буквами.


139.

Согласные звуки. Обозначение их буквами.


140.

Слоги.


141.

Деление слов на слоги.


142.

Перенос слов.


143.

Перенос слов.


144.

Ударение.


145.

Ударение.


146.

Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно»


147.

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.


148.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме


149.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме


150.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я


151.


Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я


152.

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


153.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


154.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


155.

Разделительный мягкий знак.


156.

Разделительный мягкий знак.


157.

Разделительный твердый знак.


158.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.


159.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.


160.

Предложение. Отличие слова от предложения.


161.

Предложение. Отличие слова от предложения.


162.

Знаки препинания в конце предложения.


163.

Текст. Отличие предложения от текста.


164.

Текст. Отличие предложения от текста.


165.

Повторение.



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Книгопечатная продукция 2. Технические средства обучения: - классная доска с набором магнитов для крепления таблиц и картинок; - компьютер и сканер (по возможности); - принтер струйный цветной (по возможности); 3. Экранно - звуковые пособия: - аудиозаписи в соответствии с программой обучения; -DVDдиск «Русский язык 1 класс» 4. Оборудование класса: - ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.; подставки для книг, держатели для схем и таблиц.



Информационно-коммуникационные средства. Веселая Азбука Кирилла и Мефодия (CD). Детский энциклопедический словарь» (CD). Электронное приложение к учебнику «Русский язык»

Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа : gramota.ru 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok 4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193 5. Детские электронные презентации. - Режим доступа :viki.rdf.ru 6. Азбука для малышей с картинками. - Режим доступа : bomoonlight.ru/azbuka/index.html








© 2010-2022