Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Имя прилагательное.

Роль имен прилагательных в речи.

(интегрированный урок

русского языка и риторики в 3 классе)






Учитель

высшей квалификационной категории

Смелова Т.Л.






Бугульма, 2015

Цели урока:

  1. Знакомство с ролью имён прилагательных в речи.

  2. Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.

  3. Обучение правильной, грамотной, красивой речи.

  4. Обогащение словарного запаса детей.

  5. Воспитание любви к родному языку.




Оборудование:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Электронная презентационная программа.

  4. Напечатанный текст песни для индивидуальной работы.

  5. Карточки для дифференцированного домашнего задания.

Вид урока: комбинированный.


Тип урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.

Ход урока:


  1. Сообщение темы и цели урока.
-Начинаем интегрированный урок русского языка и риторики с загадки, из которой вы узнаете, какая часть речи так о себе рассказала: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? -Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи - тема урока. (1 слайд). Поэтому задача нашего урока - понаблюдать за именем прилагательным и определить его значение в речи. А также не забывайте, что это урок обучения правильной, грамотной, красивой речи. -А что такое имя прилагательное? Сначала послушайте, что об этом думает Митрофанушка - герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом выскажите своё мнение. (Инсценировка отрывка: Ведущий. Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: « Много. Существительна да прилагательна». Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна. Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. -Ваше мнение. -Что такое имя прилагательное? -С какой частью речи связаны имена прилагательные в речи? -Почему именно с именами существительными?
  1. Работа над темой урока.
1. а) -Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (2 слайд). б) -Запишите в два столбика. -Что можно сказать о количестве записанных слов? -Прочитайте имена прилагательные. Докажите. (3 слайд). -Найдите среди прилагательных лишнее слово. Почему? (Жаркий, т. к. не является синонимом.) -Какие слова мы называем синонимами? -С каким существительным первого столбика могут быть связаны прилагательные - синонимы второго столбика? в) -Подберите синонимы к слову «жаркий». Запишите. -Как вы думаете, какое значение имеют прилагательные - синонимы в речи? Вывод: они обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. 2.а) -А знаете ли вы, что обозначают прилагательные в переводе с латыни? -А с греческого? Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого - эпитет. -Эпитет - это образное, художественное определение, сравнение. (4 слайд). -Само слово эпитет у нас тоже применяется, как говорили древние греки, это почти то же самое, что и прилагательное. Эпитет передаёт настроение, состояние, отношение к предмету. Сейчас мы в этом убедимся. б) -Выполним упражнение №307 (учебник русского языка, 3 класс, часть II, под ред. Р.Н.Бунеева). Прочитайте текст. Найдите в нём все прилагательные. Признаки каких предметов они обозначают? Выпишите словосочетания: сущ. + прил. с вопросом. (Проверка, 5 слайд). -Какое словосочетание лишнее, почему? -Обратите внимание и задумайтесь над тем, что лес, оказывается, может быть не только зелёным, а … (юным), дым не только серым, а … (зелёным), а грозы могут быть … (тёплыми). -Это и есть эпитеты.

Физминутка.

(Релаксация под музыку.) в) -Какую музыку слушали? -А ещё можно применить такие прилагательные: беззаботная, благоговейная, возвышенная, божественная. Это уже не просто прилагательные, а эпитеты, самые яркие, нужные слова для описания. -Какую роль играют прилагательные - эпитеты в речи? Вывод: они украшают нашу речь, делают её поэтичнее, ярче, выразительнее. 3.а) -Ответьте на вопрос: как можно увидеть то, чего не видишь? Возможно ли это? -Нарисуйте в воображении животное выхухоль. (6 слайд). -Смогли вы представить? Почему? Как быть? -Рисовать можно не только красками и карандашами, но и мысленно, а также и словами. Я вам помогу, читайте текст и рисуйте это животное мысленно. (7 слайд). -Что можете сказать? Чего не хватает до полной картины? Я вам ещё раз помогу. Закройте глаза, положите голову на парту, попробуйте ещё раз создать образ выхухоли. (Чтение полного текста учителем). -А теперь почему сейчас получилось воссоздать образ зверька? (7 слайд). -Как называется текст, в котором главную роль играют прилагательные? -Что описывают в тексте прилагательные: красивый, блестящий - ….. (мех) коричневый - …. (цвет) толстое - …. (тело) короткие, перепончатые - …. (лапки) длинный, чешуйчатый - …. (хвост) большая - … (голова) маленькие - …. (глазки) смешной - ….. (хоботок) -А в целом кто описывается? -Так какую ещё роль играют имена прилагательные в речи? Вывод: имена прилагательные играют главную роль в описании предметов, в указании его признаков. -А теперь посмотрите, как выглядит этот зверёк в жизни? (8 слайд). -Это животное реликтовое (редкое), занесено в Красную книгу.

  1. Итог урока.
1. -А теперь подведём итог урока в виде теста. (9 слайд). -Если вы согласны с высказыванием, то ставим +, если нет, то -. (Проверка, оценка - 10 слайд). 2. -Закончим урок, спев песенку о прилагательном.
  1. Дифференцированное домашнее задание.
(Работа по карточкам или выполнение упражнения №319).






1 слайд.

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики




2 слайд.

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики


3 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики



4 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

5 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики


6 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

7 слайд

Текст без прилагательных, прилагательные появляются после чтения полного текста (после щелчка мыши)

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики


8 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

9 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

10 слайд

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 1

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 2

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 3

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 4

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 5

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 6

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 7

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 8

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

Слайд 9

Конспект интегрированного урока русского языка и риторики

© 2010-2022