Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка в начальных классах

I. Как сделать урок русского языка интересным. занимательным и любимым предметом для ребёнка? Одним из наиболее действенных средств. способных вызвать интерес к занятиям русскому языку. является дидактическая игра. Цель игры: пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра, наряду с учением, занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра- это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями. активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность, Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу. что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приёмы. которые я применяю на своих уроках.

ИГРЫ.

1." Выбери три слова ". ( Её можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд. склад, ворона, град, съёмка, клад. ворота, подъём , воробей.

двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

2.Игра"Почтальон".

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас. развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздаёт группе детей ( по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют. куда их пригласили: огород,парк, море, школа, столовая, зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка берё-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ки сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы решё-ка

Задания:

Объяснить орфограммы. подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

3.Игра " Шифровальщики".

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико- фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза. понимание смысло- различительной функции звука и буквы. обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой- отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложение жыил ански къоинк лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, ёнкл, роамкша ( роза, астра, клён, ромашка).

ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ.

1. Найди лишнее слово.

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЁЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания:

Подчеркни "лишнее" слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

а) Заменить словосочетания одним словом

- промежуток времени в 60 минут;

- военнослужащий, стоящий на посту;

- ребёнок, любящий сладкое;

- очень смешной фильм, и т.д.

б) Распредели слова на две группы.

в) Найди родственные слова. Выдели корень.

г) Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть__________.

Однажды они пошли __________.

Вдруг из кустов ________.

Потом ребята долго вспоминали как _________.

д) Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том . что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова. развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё в том. что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока.


© 2010-2022