Внеклассное мероприятие Ты и твоё имя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ты и твоё имя

Цель: формировать понятие о составе полного имени человека.

Задачи:

  • познакомить детей с историей рождения человеческих имён и фамилий;

  • раскрыть содержание русских пословиц, содержащих имена;

  • развивать внимание, память, мышление через специальные коррекционные задания и игры.

Оборудование: схемы для каждого ребёнка, карточки с информацией об именах каждого ребёнка, толковый словарь, платок для игры, цветные карандаши для детей, Мультимедиа, аудиоаппаратура, музыкальная композиция.

Ход внеклассного мероприятия

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня прекрасная погода и у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, вы самые лучшие ребята и у вас всегда всё получается отлично!

2.Введение в тему

- Ребята, сегодня вы все сделаете для себя открытие. А что вы сегодня откроете, догадайтесь сами. Отгадайте загадку:

Что носит каждый человек

Весь долгий и недолгий век?

Он с ношей этой дорогой

Никогда не расстаётся.

(Дополнительная загадка: «тебе дано, а люди пользуются».)

-Как вы думаете, о какой ноше идёт речь? Правильно, об имени.

А из чего состоит полное имя человека? (Ф.И.О.)

Слайд № 1

Возьмите такую же схему у себя на парте. На что она похожа? (На букву Я) Почему, как вы думаете?

Впишите своё полное имя в схему.

Слайд № 2

3. Может быть, сейчас вы сможете определить тему нашего мероприятия?

Слайд № 3.

-Итак, наше мероприятие называется…

Слайд № 4

-Мы всегда начинаем писать своё полное имя с фамилии, о ней мы и начнём разговор.

- В древние стародавние времена, когда люди ещё жили племенами, чтобы отличить одного от другого придумывали клички:

Слайд № 5

От этих кличек со временем появились фамилии. Давайте и мы попробуем от этих кличек образовать фамилии (Чёрный - Чернышов, Черняев, Чернятов; Рыжий - Рыжов, Рыжиков, Рыжеватов; Малыш - Малышев, Малышкин и т.д.)

- Значит, можно сделать вывод, что фамилии произошли от кличек? Нет, не совсем. Фамилии людей произошли и от рода их деятельности:

Слайд № 6

Образуйте фамилии от рода деятельности. (Плотник - Плотников, Стекольщик - Стеклов и т.д.)

-Молодцы. А теперь попробуйте самостоятельно образовать фамилии от…

Слайд № 7

(Фамилии от названия животных)

- Ребята, а ваши фамилии от кого вам достались? (от папы, мамы, деда)

Первое открытие мы уже сделали, что же это за открытие? Возьмите свои схемы и закрасьте ту часть, где записана фамилия красным карандашом.

Игра «Узнай по голосу».

( Дети встают в круг, в центре - водящий с завязанными глазами. Дети двигаются по кругу и один из них произносит фразу: «Узнай меня». Водящий должен опознать одноклассника по голосу и назвать его фамилию и имя. Если игрок опознан, он становится водящим).

4 Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь? Об имени.

- Рождение ребёнка считалось великим чудом, радостным событием. Издревле в честь новорожденного у многих народов устраивались праздники, высказывались разного рода благопожелания:

Новорожденному мальчику желали: будь крепок, силён, трудолюбив, гоже пахать, топор в руках держать, лошадью управлять.

Новорожденной девочке: будь приветлива, скромна, ретивой на работу, мастерицей ткать и узоры вышивать.

Наши предки относились к именам очень трепетно, бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность - оно срастается с человеком на всю жизнь. Как же выбирают имена? Из каких запасов черпает их человек?

Существует по ныне в русских церквах старинная мудрая книга «Святослов», где каждый день года помечен в ней именами какого-либо святого. Вот родился человек какого-нибудь числа, в книге обозначено на этот день одно или несколько имён.

Вас тоже при рождении ваши родители нарекли именем. И у каждого имени есть своя тайна. Давайте откроем тайну ваших имён. Для этого необходимо перевернуть свой стул и под ним найти конверт, в котором и скрыта тайна ваших имён.

Что же обозначают ваши имена?

(Дети по очереди читают свои имена и их обозначения).

А кто знает, что обозначает это слово?

Слайд № 8 (слово «тёзка»)

Обратимся к словарю.

Слайд № 8

А в нашем классе есть тёзки?

Итак, мы сделали очередное открытие. Закрасьте на схеме часть, где записано ваше имя таким цветом, какой вам больше всего нравится.

Об именах поэты сочиняли стихи, песни. Народ сохранил множество пословиц с именами. Знаете ли вы такие пословицы? Тогда давайте с некоторыми познакомимся.

Дидактическая игра «Собери пословицу».

(Детям предлагается разрезанная пословица, дети работают в парах).

Проверим, правильно ли выполнили задание.

Слайд № 9

(Дети читают и объясняют пословицы).

5.Посмотрите на свои схемы, о чём ещё мы с вами не говорили? Об отчестве.

- У каждого человека есть отчество, а от кого оно нам достаётся? (от пап)

(дети называют своё отчество)

Давайте попробуем узнать имя папы по отчеству.

Слайд № 10

Сейчас закрасим последнюю часть нашей схемы, в тот цвет, который, как вам кажется, подходит для вашего отчества.

(Тихо звучит спокойная музыка)

- Как вы считаете, какое имя на Руси было самым распространенным? Иван.

В переносном смысле так называли людей без всяких традиций, равнодушных. Пошло это выражение от каторжан. Бежавшие с каторги люди, попадая без документов в руки полиции и желая скрыть своё прошлое, все, как один именовали себя Иванами. А на вопрос о родичах отвечали, что родства своего не помнят.

Слайд № 11

- А я хочу, чтобы вы не стали такими Иванами, непомнящими своего родства. Чтобы вы гордились своими именами, знали свои корни, почитали своих родителей, хранили доброе имя своего рода, а, значит, и любили историю своей Родины, своей Отчизны.

Оставляет ветка плод.

Оставляет пчёлка мёд.

Нивы - золото зерна.

Золотой янтарь - сосна.

Овцы - тонкое руно.

Лозы - пряное питьё.

Оставляет человек имя доброе своё.

Итог:

- Как вы считаете, наше мероприятие стало для вас открытием? Что вы для себя сегодня открыли?

В следующий раз мы будем учиться составлять родовое древо.

Спасибо всем за работу.

Литература

  1. Величко Ф., Хигир Б.Ю., Никонов В.А. «Имя, отчество, фамилия», Новосибирск: «Вен-Мир», 1996

  2. Гончарова Н.М., Дыбань Л.С., Иманова В.Д., Попова Г.П., «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». Волгоград: Учитель, 2007.-249 с.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 4-е издание, дополненное, 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

  5. Суперская А.В. Словарь русских личных имён. М.: АСТ, 1988.

  6. Тихонов А.Н., Бояринов Л.З., Рыжкова А.Г. Словарь личностных русских имён. М.: Школа-Пресс, 1989.

  7. Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме - 3-е изд.. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2007. - 312 с.























© 2010-2022