Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ ВМР «Белоручейская средняя общеобразовательная школа»


Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка»

1 класс


Выполнила

Антонова Светлана Леонидовна

учитель начальных классов


Вытегорский район, п Депо


2015

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес к творческому наследию русского народа, любви к своей Родине.

Задачи:

- содействовать патриотическому воспитанию школьников;

- закреплять знания о русских народных промыслах;

- развивать творческие способности, эстетическую культуру детей;

- создать игрушку (куклу- веснянку)

Оборудование и материалы:

-ткань белая 35х12

- ткань цветная35х15 и 12х16

-ткань кружевная 9х7

- нитки, ножницы

- игрушки, изготовленные на занятиях ( выставка)

Ход мероприятия: Учитель: - Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям. Кристина : - В разных уголках России создают удивительной красоты игрушки. Все они отличаются друг от друга. А началось всё с великого чуда. Жила-была искусная рукодельница, девушка Марьюшка, которая создавала небывалую красоту. Позавидовал злой Кащей красоте этой, превратил Марьюшку в Жар-птицу. Схватил её и понёс в своё царство. Поняла девушка, что уносят её от родной земли, и стала сбрасывать на землю людям перья свои красочные, волшебные. Не каждый может видеть их, но тот, кто видит, красоту понимает и для других её создаёт.

Учитель: - Я знаю точно, что вы, ребята, обладаете этим волшебным даром - видеть чудесные перья жар-птицы, понимать и создавать красоту. Вы познакомились со многими народными игрушками, с традициями их создания и украшения. Сегодня у нас итоговое занятие.

Ученики читают стих-ие:

  1. Из чего у нас игрушки Виолетта Ос.

Куклы, мишки и хлопушки?

Из искусственного меха,

Ткани и резины,

  1. Из бумаги и картона, Юля Ц.

Дерева и глины.

Из таланта и терпенья,

Из народного уменья.

  1. Не пекари, сапожники, Алина Н.

А мастера-художники

Игрушки создавали,

Лепили, рисовали.

Учитель:

- Я загадаю вам загадки про народные игрушки, которые мы изготовляли на занятиях. Вы внимательно слушайте и попробуйте их отгадать.

Загадка 1:

Со старинной сказкой схожи

Появились предо мной.

Их рога на ель похожи.

Цвет их жёлто-голубой,

Тёмно-красный и зелёный.

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

( Абашевская игрушка)

Загадка 2.Чем знаменит тот промысел?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Звенящей, как басы,

Она стоит не прянично,

Ликующе и празднично

(Дымковская игрушка)

Ученики читают стих-ие:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Загадка 3. Шли подружки по дорожке.

Было их немножечко:

Раз куклёшка, два куклёшка,

Да ещё куклёшечка.

(Матрёшка)

Ученики читают стих-ие:

Ростом разные подружки, Олеся Г.

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Все они матрёшеньки, Оксана В.

Все они милашеньки.

Все с аленькими щёчками

Под пёстрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

Чуть на меня похожие. Учитель: - Во всём мире известна и любима статная, дородная русская красавица Матрёшка. Кажется, что она существовала на Руси всегда. Но, оказывается, она ещё очень молода. Ей чуть больше 100 лет. А историю её рождения нам расскажут ребята. Ученики :

  1. Как-то жена известного русского промышленника Саввы Ивановича Мамонтова привезла из Японии деревянную игрушку по имени Фукурума. Игрушка была разъёмной и состояла из пяти фигурок - таких же весёлых мудрецов мал мала меньше.
  2. В 1898 году мастер Василий Звёздочкин выточил на токарном станке первую матрёшку. Так что Фукурума доводится Матрёшке дедушкой.

  3. Художник Сергей Малютин по собственным рисункам расписал её. Он переодел её в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щёки румянец. Вот так и родилась эта «весёлая жизнерадостная девочка»


Учитель: - А сейчас вспомним, каких кукол из ткани и ниток мы с вами научились делать.
Ученики : Крупеничка (обереговая) 1. Крупеничка (или Зернушка) - это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу. 2. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
3. Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье - если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.


Кукла Ангел (обереговая)

4. Кукла «Рождественский ангел» дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество - белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей 5. Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, тюль, ситец. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

Кукла Колокольчик (обереговая) 6. Колокольчик - кукла добрых вестей.Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. 7. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. 8 Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Отдарок-на-подарок (обрядовая)

9. Предположительно кукла Отдарок-на-подарок была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси. По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Для куклы нужно - лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!» 10. Такая Кукла говорит о том, что на Руси умели воспитать через куклу что-то очень важное... когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из самых важных жизненных обычаев. Подарок считался обладающим силой, поэтому считалось, что предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить... Учитель: - Сегодня мы сделаем ещё одну куклу. Называется она Веснянка. Таких кукол девушки мастерили к приходу весны и дарили родным и близким. Эта кукла символизирует тепло, расцветание природы. Она дарит своему владельцу здоровье, силу, удачу, красоту. Этапы работы:
  1. Делаем туловище:
Берём прямоугольник бежевого цвета на туловище. Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Изготовление скатки.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Формируем голову.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

2.Изготовление ручек

Берём ткань для изготовления рук.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Делаем из ткани скрутку, как и на туловище.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Перевязываем ручки на концах.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс Соединяем руки и туловище. Раздвигаем края туловища и вставляем ручки, так чтобы они были поближе к горлу. Следите, чтобы руки были одинаковой длинны. Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс 3.Изготовление платья и фартука Делаем юбочку. Ткань равномерно распределить и завязать веревочкой. Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс Фартучек завязать ленточкой или тесемкой.

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

  1. Плетение косы.
Чтобы сделать косу берем картонку длинной 20 см, также наматываем и разрезаем . Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс Собираем ее в пучок вокруг, завязываем волосы, приготовленные для косы. Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Заплетаем кукле косу. Завязываем тесёмку. Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Ваша кукла - готова!

Итоговое занятие по внеурочной деятельности «Народная игрушка» 1 класс

Самостоятельная работа Подведение итогов. Литература: 1 Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - Москва, 1981 2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - Москва 2001

3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: "Паритет", 2006. Интернет-ресурсы 1.Традиционная народная кукла [электронный ресурс] - tn-kukla.livejournal.com



© 2010-2022