Зёрна разума. Моделирование в среде электронных таблиц

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия №1











Открытый урок


Зёрна разума


Моделирование в электронных таблицах.

9 «Б» класс







Учитель информатики: Чежегова О.И.

Высшая категория













Ноябрь 2013 г

Цели урока: Обучающая - формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде Excel, а именно - регулятивных, познавательных, коммуникативных;

  • Познакомить с основными технологическими приемами при решении задач;
  • Приобрести навыки работы с Excel;
При этом мы с вами приобретем УУД - познавательные, которые помогут решать нам практические задачи на уроках математики, биологии и т.д., личностные - умение совершенствовать имеющиеся знания. Воспитательная- формирование у учащихся мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических представлений на уроке информатике. Развивающая- развитие на уроке аналитического мышленияволи, самостоятельности, ответственности. Задачи урока - учебно-познавательная, направленная на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоениюсистематических знаний использования формул в Excel, а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Тип и вид урока - урок закрепление учебного материала, а также совершенствование знаний, умений и навыков усвоенного.

Этапы урока с указанием форм и целей учебной деятельности:

Постановка проблемы:
Ребята, скажите, кто из вас собирается сдавать ГИА по информатике? (поднимите руки)
Я более десятка лет преподаю информатику и около 20 человек моих выпускников связали свою профессиональную деятельность именно с информационными технологиями.

Говорят, что посеешь, то и пожнешь. О чем может идти речь?

Разум, зерна, поэтому тема сегодняшнего урока назовем так «Зёрна разума».

«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» Дмитрий Менделеев

Сейте разумное, доброе, вечное - это теплые слова об учителях.

Ну а мы живем с вами в сельской местности, где большую долю хозяйства занимаются растениеводством. Поэтому будем сеять зерно.


Даниэль Дефо написал удивительный роман о человеке, который в одночасье лишился всего, но не растерялся. Он применил все знания, чтобы выжить. У Робинзона Крузо, попавшего на необитаемый остров, чудом сохранилось 10 зерен. Он бережно посадил их, а когда собрал урожай, то вновь посадил все до единого зернышка. Выяснить, когда он сможет вдоволь отведать хлебных лепешек. Такова наша с вами задача на сегодняшний урок. А производить вычисления будем в среде электронных таблиц и с помощью обычного калькулятора. Цель - исследовать данные задачи и построить модель её решения.

1 этап - «Актуализация знаний и самоопределение деятельности». Проверим, что вы знаете об электронных таблицах.

  1. Назовите правильный адрес ячейки:

  1. 7А8 2) 2D 3) L65 4) 6X

  1. Назовите правильно записанную формулу:

  1. A5 + B7 2) =5R*P8 3) =K89 + C3 4) =A63-8M



  1. Что означает значок $ в среде электронных таблиц?

  1. Красивый значок

  2. Служит для обозначения относительной адресации

  3. Обозначает знак доллара

  4. Служит для обозначения абсолютной адресации



  1. Чему равно значение ячейки B2?
    Зёрна разума. Моделирование в среде электронных таблиц


2 этап - «Учебно-познавательная деятельность»

Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на «знание», «понимание», «умение», а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Выращивание пшеницы Из 1 зерна пшеницы вырастает колос, содержащий в среднем 25 семян. Вес 1 зернышка 0,1 г. В условиях жаркого тропического климата на острове можно снимать 4 урожая в год. Для того чтобы обеспечить себя хлебом до следующего урожая, надо иметь 45 кг зерна (по 0, 5 кг на каждый день). Для упрощения задачи считать, что все посаженные семена всходят. А также не будем учитывать непогоду, пожары, засуху и прочие несчастья. Построить модель и ответить на следующие вопросы: 1. После какого урожая Робинзон первый раз смог побаловать себя хлебными лепешками? 2. Сколько кг семян надо сажать, чтобы получить урожай, достаточный и для прокорма до следующего урожая, и для посадки?


3 этап - «Интеллектуально-преобразовательная деятельность».
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия они приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение моделировать ситуацию и прогнозировать исход решения. На работу отводится фиксированное время. На данном этапе уч-ся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ - регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка - личностное действие).
Учащиеся получают индивидуальные задания:
1 группа. В предыдущей задаче учесть, что из посаженых семян 5% не взойдут, 5% от взошедших склюют птицы. 2 группа. Учесть, что все посаженные семена взойдут, 5% ростков склюют птицы, а вот ненастье погубит 18% урожая

Пока не знаем функции ЦЕЛОЕ, поэтому считаем на калькуляторе, заносим данные в таблицу

1 группа (птицы+всхожесть)

Вес зерна для посадки

кол-во зёрен
=вес для посадки/0,1

Взошло 95%, т.е = кол-во зёрен*0,95

Осталось после птиц 95% от взошедшего
=взошло*0,95

Урожай
=осталось после птиц*25

вес в граммах
=урожай*0,1

вес в кг
=вес в гр/1000

100 гр


1000гр


2 группа (птицы+ненастье)

кол-во зёрен

Осталось после птиц 95% от взошедшего
=взошло*0,95

Всходы после ненастья
=осталось после птиц*0,82

Урожай
=всходы после ненастья*25

вес в граммах
=урожай*0,1

вес в кг
=вес в гр/1000

100

1000


? Время подумать. Мы живем в сельской местности, наш район занимается растениеводством.

Что означает зона рискованного земледелия?

Что посеешь, то и пожнешь.
4 этап - «Рефлексивная деятельность». Итоги Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний) После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.


5 этап. Домашнее задание.

? Время подумать.

Раздать каждому задачу и предложить её решить дома Задача о шахматах Шахматы были изобретены в Индии. Индусский царь Шерам решил наградить изобретателя шахмат, вызвал его к себе и сказал, что исполнит любую его просьбу. Изобретатель удивил царя беспримерной скромностью просьбы: - Прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую - 2, за каждую следующую в два раза больше, чем за предыдущую. Сколько килограммов зерен было выдано изобретателю, если 1 зерно весит 0,05г?

В заключение урока Разум - духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца (В. Даль).

Нужно ли стремиться зародить во всех людях зёрна? Единожды опрокинутое на благодатную почву зерно будет сверлить разум человека до тех пор, пока все стереотипы-сорняки не будут вытеснены его плодами-идеями. Безусловно, так или иначе занимаясь собственным развитием мы развиваем и все человечество. Рукописи не горят, как и зерна разума.

Для жюри. У древних арабов за единицу длины было принято зёрнышко мака.Семь таких зёрнышек составляли длину горчичного зерна,семь горчичных зерен равнялись длине ячменного зерна.Скольким зернышкам мака будут равны по длине 1 ячменное зерно и 4 горчичных вместе? Литература:

  1. slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%A3%D0%9C/

  2. 8cosmos.com/zerno/

  3. proza.ru/2012/11/03/1136



© 2010-2022