Конспект урока русского языка по теме: «Имя существительное»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Имя существительное»

Цель: Знакомство с именем существительным как частью речи.

Задачи:

1. Образовательная - наблюдение за значением имён существительных;

2. Развивающая - развитие памяти и внимания учащихся;

3. Воспитательная - воспитание детей в духе народной культуры.

Оборудование:

карточки, ММУ, компьютер, таблица «Имя существительное».

I. Организация класса

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!

За парты садитесь,

Пора начинать».

II. Чистописание.

Начнём урок с минутки чистописания.

Посмотрите на узор. Воспроизведём этот узор в своих тетрадях. Запишем предложение:

Всякий человек на деле познаётся.

- Как называется это предложение? (пословица)

- Объясните пословицу.

- Кто сочиняет пословицы? (народ)

- Вспомните, к каким произведениям относится пословица? (к устному народному творчеству, фольклору)

- Назовите жанры устного народного творчества (УНТ).

Слайд №2

III. Актуализация знаний.

Учитель: В каждом жанре фольклора своя красота, свой смысл, своя радость, вот народ и хранит их в памяти.

Сегодня на уроке мы будем узнавать часть речи, находить её в произведениях устного народного творчества.

Есть один седой старик,

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В тапочки, в слова, в конфеты,

Словом в разные предметы.

- Как вы думаете, с какой частью речи мы будем работать на уроке? (С именем существительным) - щелчок

Слайд №3

- Выбери верное суждение:

Щелчок - Слайд №4

Имя существительное обозначает:

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы:

а) кто? Что?

Б) какой? Какая? Какие?

В) что делать? Что сделать?

Работа по учебнику в рубрике «Это важно знать!», стр 131

IV. Работа по теме урока

У: Загадок имею запас и вам предложу их сейчас (щелчок-слайд №5)

Определим, к какой части речи относятся отгадки и запишем их в два столбика.

1 столбик - существительные, отвечающие на вопрос кто?

2 столбик - существительные, отвечающие на вопрос что?

1. То рыжая, то серая,

а названьем белая. (Белка)

Слайд №5 (2-ой щелчок)

Какой вопрос зададим к слову белка? Что это слово означает? Какой частью речи является?

2. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Слайд №5 (3-ий щелчок)

3. Растут у нас в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчики)

Слайд №5 (4-ый щелчок)

4. Гудит мохнатенькая,

Летит за сладеньким (пчела)

Слайд №5 (5-ый щелчок)

5. Нет ног, а хожу,

Нет рта, а скажу:

«Когда спать, когда вставать». (Часы)

Слайд №5 (6-ой щелчок)

6. Утром ходит на четырёх ногах,

В обед - на двух,

Вечером - на трёх. (Человек)

Слайд №5 (7-ой щелчок)

Послушайте запись, и назовите жанр УНТ (звучит запись русской народной песни) (щелчок)

Слайд №6

У: Много имён существительных можно встретить в русских народных песнях, которые сочинялись на посиделках и праздниках. В песни люди вкладывали всю свою душу, талант.

Самостоятельная работа учащихся.

- Выписать из текста песни имена существительные.

Берёза, моя берёзонька,

Берёза, моя белая,

Берёза кудрявая!

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные.

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая.

Слайд №6 (2-ой щелчок)

Проверка: Берёза, берёзонька, листья, травка.

Физминутка. А ну, хватит рассуждать,

Время отдых начинать!

Слайд №7

Учитель: Веселись, играй, да дело знай! Продолжаем нашу работу.

А сколько пословиц сложил русский народ! В пословице заключена народная мудрость. (Щелчок)

- Поставьте правильно слова в пословице.

Слайд №8

В, познаются, беде, друзья.

Слайд №8 (2-ой щелчок)

- Друзья познаются в беде.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите пословицу в тетрадь, разберите по членам предложения. (Проверка).

Слайд №8 (3-ий щелчок)

Найдите в пословице имена существительные.

- Говоря о жанрах УНТ, нельзя не сказать о потешках.

Слайд №9

Вот одна из них:

«С гуся вода,

С лебедя вода,

А с моего дитя -

Вся худоба».

Назовите имена существительные.

Словарная работа.

Какой самый распространённый жанр УНТ мы любим с детства? (Сказки)

Слайд №10 (1-ый щелчок)

- Послушайте отрывок из сказки и назовите её.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- Назовите героиню сказки. Кому принадлежали эти слова?

Слайд №10 (2-ой щелчок)

Учитель: Слово девочка является словарным, его написание надо запомнить.

Слайд 10 (3-ий и 4-ый щелчки)

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и выделите безударную гласную.

Слайд №11

Работа по группам в учебнике.

Группа а: упр. 1, стр. 131 (Выписать им. сущ. из первой строчки)

Группа б: упр. 2, стр. 131 (Распределить слова в два столбика из первой строчки)

Группа в: упр. 3, стр. 131 (Выписать одну любую группу слов)

Итог урока:

- С какой частью речи работали на уроке? С первой услышанной в детстве песни, сказки, игры начинается наше знакомство с культурой своего народа. Эта культура следует за нами и во взрослую жизнь. Не забывайте обычаи ваших дедов и прадедов, передавайте их своим детям.

- Запишите домашнее задание.

Слайд №12 (домашнее задание)

Мне хочется поблагодарить вас всех за хорошую работу на уроке. Большое вам спасибо!

Слайд №13




© 2010-2022