Из опыта работы по теме самообразования

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы по теме самообразования:

«Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

Древняя мудрость

Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ. Для раскрытия своей темы самообразования мне пришлось прочитать много литературы и опираться на опыт известных педагогов, которые разместили свои работы в интернете. Большое им спасибо за помощь!
Давайте задумаемся, почему сегодня так много говорят об обновлении содержания образования и педагогических технологиях в общеобразовательной школе? Думаю, прежде всего, потому, что таков социальный заказ современного общества. Обществo, которое я вижу не абстрактно. Для меня это социальный заказ моей школы, родителей и детей. Из анкет, проведённых на родительском собрании, я пришла к выводу, что родители моих учеников ждут, что мы воспитаем выпускников, которые будут владеть не только знаниями, но и будут способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях.

Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны - познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ. Кроме того, подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повернуть ученика лицом к учебной деятельности. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки - умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации.
В связи с этим мною была определена цель своего исследования: провести опытно - экспериментальную работу по развитию познавательной мотивации (в частности, интересов) младших школьников путем активного использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

1.Актуальность проблемы. В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. В школу пришли информационные технологии. Сегодня ИКТ в обучении - это не дань моде, а средство достижения нового качества образования, что соответствует главной задаче российской образовательной политики.

Быть мастером педагогического труда - значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания. На протяжении последних лет информационные технологии активно используются в нашей школе в процессе преподавания, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности учащихся, внеклассной работе по предмету. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Использование ИКТ дает прекрасную возможность формирования и развития у учащихся мотивации изучения предмета. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков. Медиаурок - использование средств мультимедиа. Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:

  • повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
  • повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • индивидуальный подход в обучении.

2. Определение понятия «информационно- коммуникационные технологии» Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи. Алборова С.З. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Современные исследователи, проанализировав учебную деятельность, обеспечивающую условия взаимодействия между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами ИКТ и направленную на достижение образовательных целей, - это одно из её определений. Другое определение говорит о том, что информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности - регистрацию, сбор, накопление, хранение.

3. Цели использования ИКТ в начальной школе Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления
  • овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни
  • овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности повседневной жизни

  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения

В результате проведенной диагностики, выявляющей преимущества компьютерного урока от традиционного урока, можно отметить следующее:

- вдвое увеличивается объем полученной информации,

- усвоение материала - до 100%,

- качество знаний по данной теме на следующий урок - от 80 до 100%.

Применение компьютерных технологий на уроке позволяет ученикам с интересом и быстро усваивать больший объем научно-познавательной информации, урок становится более интересным и увлекательным, качество обученности учащихся повышается, но самое главное данный материал надолго остается в памяти.

Таким образом, использование информационных технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, формирует у них навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий преподавателей.

4. Презентация как форма ИКТ При использовании ИКТ в начальной школе, могут применяться следующие составляющие учебной деятельности:

  • Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы.
  • Отработка конкретного алгоритма (формулы, свойства,) для создания определённого навыка. Для этого используются тренажёры.
  • Самостоятельная работа на ПК, направленная на усвоение материала, а также на обеспечение контроля усвоения разделов определённой темы.
  • Контролирующая деятельность. Для этого используются тесты - предлагаемые тесты могут быть как обычные, так и матричные.
  • Исследовательская или творческая деятельность - обобщающие задания на ПК по определённой теме.
Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате. Внедрение ИКТ в учебный процесс рассматривается:
  • не как цель, а как способ постижения мира учащимися
  • как источник дополнительной информации по предметам
  • как способ самообразования учителя и учащегося, как возможность реализации личностно-ориентированного процесса.

Презентации позволяют ученикам:

- наглядно представить учебный материал (отметили 75% обучающихся);

- сделать урок более интересным (отметили 63% обучающихся);

- интенсификация процесса объяснения нового материала (отметили 35% обучающихся).

  1. Результативность обучения как следствие использования ИКТ

В своей работе я удачно использую следующие компьютерные программы: Word используется мною для создания дидактических материалов, работа в InternetExplorer позволяет мне и моим ученикам находить и извлекать нужную информацию и использовать её для создания презентаций, написания рефератов и сообщений. Но чаще всего в своей работе использую программу POWER POINT. При помощи компьютерных презентаций, созданных в этой программе, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса. С удовольствием делюсь опытом с педагогами нашей школы. Даю мастер-классы, участвую в семинарах, конференциях . Мои коллеги видят, что учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  • они повышают информационную насыщенность урока

  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной

  • его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей

  • за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку

  • происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%

Компьютер используется мною на всех этапах обучения. На этапе объяснения нового материала мне оказывает неоценимую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиапроектор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

При самостоятельной работе весьма эффективно использование как DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

Так, например, на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира я использую одну из активных форм работы с учащимися «Своя игра».

Игра включает в себя 4 темы. Каждая тема разбита на вопросы разной сложности. Предлагаются варианты ответов, один из которых должны выбрать участники.

Убеждена, что на уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.
Очень важно, что игра позволяет организовать работу учащихся как в группах, так индивидуально. О том, как разрабатываются такие игры, я делюсь опытом на школьном метод объединении учителей.

На своих уроках я использую и другие игры. На уроках математики таблица умножения запоминается детьми без особых трудностей и психологических нагрузок с помощью мультимедийной игры «Башня знаний», а приобрести навыки устного счёта и решения задач дети могут в ходе игры «На планете чисел».

На уроках русского языка компьютер использую для развития орфографической зоркости и грамотности. Для этого пользуюсь презентацией «Словарные слова».

Контроль знаний также осуществляю с помощью ПК:
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Работа над этой темой важна для меня ещё и тем, что она открывает большие перспективы. Мною созданы и используются мультимедийные презентации по различным предметам, но наиболее полно они систематизированы по предмету «Русский язык».

Каждая презентация содержит материал, который соответствует программе и содержанию учебника. Предложенные мультимедийные презентации могут быть использованы не только на уроках по курсу «Русский язык» программы «Школа 2100», но и при работе с другими образовательными программами начальной школы, и во внеклассной работе. Созданные мной мультимедийные презентации позволяют реализовать следующие цели:

  1. стимулировать познавательный интерес;

  2. придавать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер;

  3. во многом способствовать обновлению содержательной стороны школьных предметов;

  4. развивать самостоятельность учащихся.

Внедрение компьютерных технологий в схему традиционного урока позволяет мне, как учителю, переложить часть своей работы на ПК, который расширяет возможности урока. Использование ИКТ в процессе обучения создаёт неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивает развитие у каждого школьника: внимания, восприятия, воображения, мышления, что так необходимо для успешного обучения в массовой школе.

При помощи компьютерных презентаций, созданных в программе POWER POINT, я конструирую любые уроки в соответствии со своими потребностями и логикой построения конкретного урока для конкретного класса.

Результаты моей работы таковы: все дети активны и заинтересованы на уроках. Запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно. Родители отмечают у детей стремление больше читать и писать. Очень высока познавательная активность детей. Моих учеников отличает самостоятельность, умение слушать. Это вы можете увидеть на диаграммах, которые составлены по результатам диагностики

Внимание.

Память.

Такая работа способствует повышению мотивации детей, им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.

  1. Вывод

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе - это не просто новое веяние времени, необходимость. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер в педагогической деятельности. Введение его в учебный процесс позволило мне расширить свои возможности в педагогической практике, обеспечивающие такими средствами, которые позволяли решать не решавшиеся ранее проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся).

Компьютер для меня - это средство индивидуализации работы самого учителя. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.







Литература

1.Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против» [текст]/ Г.М. Будунов.- М.: Аркти, 2006.- с 192

2. Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-Волгоград:Учитель,2008

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [текст]/Г.К.Селевко.-М.:

Народное образование,1998

4. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир» [текст]/Е.М.Тихомирова.-М.: Экзамен,2007


5. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 1979, вып. 5.

6. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971

7. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. №6

8. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. М., 1976

9. Машбиц Е. И., Бабенко Л. П., Верник Л. В., Комиссаров Е. Ю. и др. Основы компьютерной техники. Киев. Выща школа. 1988г. 215с.



© 2010-2022