- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру
Урок по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Миронович Т.В. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Петелинская основная общеобразовательная школа для детей, находящихся на длительном лечении в ГУЗ «Тульский областной противотуберкулезный диспансер №1»
КОНСПЕКТ УРОКА
«Что общего у разных растений?»
Окружающий мир
1 класс
УМК «Школа России»
Миронович Татьяна Валерьевна
учитель начальных классов
2014 Предмет: Окружающий мир Класс: 1 УМК «Школа России». Раздел: «Что и кто?» Тема: Что общего у разных растений?
Тип урока: открытие нового знания и первичное закрепление.
Форма урока: проблемный урок. Цель: создать условия для ознакомления учащихся с общими для всех растений частями. Задачи:
- Познакомить учащихся с общими частями растений, их функциями.
- Расширить представление об окружающем мире.
- Развивать познавательный интерес, трудолюбие, речь учащихся.
- Осваивать первичные навыки совместной работы.
Учебные пособия:
-
Окружающий мир под ред. А.А. Плешакова, учебник, часть 1, М.: Просвещение, 2013
-
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Автор: А.А. Плешаков.
-
Тесты для 1 класса по окружающему миру. А.А. Плешаков.
-
Методические рекомендации по предмету.
-
Интернет ресурсы.
Цифровые образовательные ресурсы урока:
-
Презентация «Что общего у разных растений?»
Оборудование, материалы и инструменты:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Интерактивная доска
-
Раздаточные карточки с рисунками растений,
-
Овощи (свекла, картофель, морковь)
-
Сигнальные карточки.
-
Карточки - названия частей растений,
-
Предметные картинки,
-
Рисунок-схема растения (индивидуальные - у учеников, увеличенная - на доске)
Структура урока:
№
Этап урока.
Цель этапа
Методы и приемы.
Время (мин.)
1
Организационный.
Создание рабочей атмосферы
Словесный.
1-2
2
Проверка знаний учащихся полученных на предыдущих уроках. Ситуация успеха
Словесный, наглядный.
4
3
Подготовка учащихся к усвоению нового материала Воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» нового знания и выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение
Словесный, наглядный.
4
4
Усвоение новых знаний.
Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов
Проблемно - диалогический, словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы.
15
5
Проверка понимания учащимися нового материала
Включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире
Словесный, наглядный, практический, проблемно-диалогический, метод самостоятельной работы.
9
6
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Соотнесение цели у рока и результатов
Словесный, наглядный.
2
-
Изучение и первичное закрепление изученного материала
-
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
-
Включение в систему знаний и повторение
Физкультпаузы учитель проводит по своему усмотрению.
Ход урока:
I этап: Организационный.
1. Организация начала урока.
Слова учителя (к классу): - Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.
2. Сообщение темы урока.
- Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел в гости? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха). (Слайд 1)
- Пришли они к нам не случайно. Как вы знаете, Муравей Вопросик очень любознательный, он очень любит задавать вопросы. Вчера Вопросик гулял в лесу, он увидел там много деревьев, кустарников, трав, цветов. И он задумался: а есть ли что общего у разных растений? Со своим вопросом он обратился к Мудрой Черепахе, а она отправила его за помощью к вам, ребята. Еще она подготовила задания, выполнив которые, вы сможете помочь Вопросику.
-Ну, что поможем Вопросику? (Да) - А вы помните, какой вопрос задал Муравей Вопросик Мудрой Черепахе? (Что общего у разных растений?) (Слайд 2)
- Правильно! Сегодня мы с вами узнаем, что общего у разных растений.
II этап: Проверка знаний учащихся полученных на предыдущих уроках. (Создание ситуации успеха)
Выполнение заданий на слайдах
- А вот и первое задание. Перед вами в больших прямоугольниках фотографии деревьев, а внизу в маленьких прямоугольниках фотографии листьев деревьев. Нужно определить под какой цифрой находится лист данного дерева.
- Какое дерево изображено в большом прямоугольнике (Береза) (Слайд 3)
- В каком прямоугольнике находится березовый лист? (В 1.)
- А во 2 прямоугольнике, какой лист изображен? (Дубовый)
- А в 3 прямоугольнике? (Рябиновый)
(Аналогичная работа проводится на следующих слайдах.) (Слайды 4 - 7) - Молодцы, ребята, вы блестяще справились с первым заданием. Вы очень хорошо умеете узнавать листья деревьев. Я думаю, что Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха не зря обратились к вам за помощью.
III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
-Вспомните основной вопрос нашего раздела? (Что и кто?)
-Отгадайте загадки и скажите, что это? (Слайд 8)
1. Сладок он, друзья, на вкус.
А зовут его… (Арбуз)
2. Масляна головушка, летом в огороде,
Светит, словно солнышко, при любой погоде? (Подсолнух)
3. Что за куст - ни с кем не знается.
Не собачка, а кусается. (Крапива)
4. Стоит Алёна: платок зеленый,
тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
5. Вроде сосен, вроде елок
А зимою без иголок. (Лиственница)
6. В сенокос - горька, а в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
7. Стоят в поле сестрички,
желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
- Как назвать одним словом? (Растения) (Слайд 9) - Правильно, на этих рисунках изображены растения. Но, такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. А мы называем их одним словом: «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же? (Примерные ответы детей: они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д. Анализируем рассуждения, выясняем, что всё это не является главным в определении растений. Знаний для ответа не хватает). - Хотите узнать, что объединяет все растения?
IV этап: Усвоение новых знаний.
-
Практическая работа. (Работа в группах)
- А сейчас кладем перед собой карточки с рисунками растений. Вы их внимательно изучите и попробуете найти те части растений, которые уже назвали. Заодно попробуйте определить есть ли еще, какие общие части у разных растений.
- Какие части растений вы нашли? (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами)
- Какое растение изображено на слайде? (Огурец) (Слайд 10)
- Кто сможет показать части этого растения? (Вызывает одного ученика)
- Давайте сделаем вывод: каждое растение имеет (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) (Слайд 11)
-
Музыкальная физкультминутка. (Слайд 12)
Ветер дует нам в лицо.
И качает деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
-
Работа по учебнику.
- Давайте проверим, согласна ли с нами Мудрая Черепаха. Открываем учебник на стр.18. Части какого растения подписаны в учебнике. (Кабачок) - Назовите их. (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) - Найдите эти же части у растений вверху. (Пастушья сумка и настурция). - А какое растение держит в руках Черепаха. (Земляника) - Назовите части этого растения. (Корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами) - Смотрим на стр. 19. Скажите, что здесь нарисовано? (Горох, арбуз, мак, яблоко) А какой частью растения они являются? (Плодами) - А почему вы так считаете? (Внутри плода находятся семена)
- Самостоятельная работа учащихся. (в учебнике)
5. Продолжение работы по учебнику.
- А что за растения нарисованы на странице внизу (Цветы) - Кто знает, как называются эти цветы? (Клевер, подсолнух, георгин) - Мудрая Черепаха для любознательных сообщает, что цветы очень часто образуют соцветия, это когда цветок состоит из нескольких маленьких цветочков. И клевер, и подсолнух, и георгин - это соцветия. Посмотрите, в учебнике видно, что соцветие клевер состоит из группы маленьких цветочков.
- Какие цветы вы видите на слайде? Определите, какие цветы образуют соцветия. (Гладиолус, мак, нарцисс, турецкая гвоздика) (Слайд 14) - Ребята, а вам нравится любоваться цветами? (Да)
- Скажите, а любоваться лучше какими цветами: теми, которые растут на полянке, на клумбе или теми, которые стоят в вазе. Почему? (Которые растут, они живые) - Значит, нужно ли рвать цветы? (Нет)
-Посмотрите, правильно ли поступают девочки. (Нет) (Слайд15)
- Я согласна с вами. К тому же девочки рвут ландыши, а эти растения считаются редкими. Если их рвать они могут совсем исчезнуть.
-
Музыкальная физкультминутка для глаз. (Слайд 16)
-А сейчас отдохнем. Сядем удобно, расслабимся, и под красивую мелодию будем наблюдать за падающими листьями.
V этап: Проверка понимания учащимися нового материала.
-
Работа со слайдом. (Слайд 17)
- Какие растения вы видите на слайде? (морковь, репа, редиска, свекла, картофель)
- Ребята, Вопросик не знает, какой частью растений являются эти овощи, корнем или плодами. Он даже принес нам эти овощи. Кто-нибудь сможет ему помочь. (Дети выдвигают свои версии ответов, делают вывод, что эти растения корни, так как плод должен быть с семенами.)
-
Опыт.
- А давайте проверим, правильно ли мы считаем. (Учитель разрезает морковь, свеклу, картофель, дети радуются, что смогли помочь Вопросику)
- Молодцы, ребята! Эти овощи действительно являются корнями, а правильно их зовут корнеплодами.
Вопросик вам очень благодарен.
-
Работа со слайдами.
- Какие растения вы видите на слайде? (Укроп, капуста, салат, петрушка и др.)
(Слайд 18)
- Какой частью растения они являются? (Листьями и стеблями)
- Какие растения вы видите на этом слайде? (Арбуз, груша, яблоко, огурцы, перец и др.) (Слайд 19)
- В какую группу можно объединить растения в первом прямоугольнике (Фрукты и ягоды), а во втором (Овощи).
Как называются изображенные на слайде растения? (Семечки, орехи, какао, горох и др.) (Слайд 20)
- Какой частью растений они являются? (Семенами)
-Люди используют в пищу разные части растений. Растительная пища считается очень полезной для организма человека. Например, морковка полезна для глаз, лимон помогает бороться с простудой, косточки граната улучшают кровь. Каждый человек, чтобы быть красивым и здоровым должен кушать много растительной пищи.
-
Работа в тетради.
- А сейчас, все откроем тетрадочки. В ней у вас лежат части растения колокольчика. Из частей соберем целое растение и приклеим его в тетради. (Ребята выполняют работу.)
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Итак, давайте подведем итог урока. Поднимите красную сигнальную карточку те, кто узнал что-то новое на уроке. Если вы ничего нового не узнали, то поднимите синюю карточку. (Дети поднимают карточки.)
- Расскажите, что же вы узнали. ( У всех растений есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами. Плод обязательно должен быть с семенами. Не нужно рвать цветы. Нужно есть много овощей, фруктов и ягод).
-Молодцы, ребята. А теперь поднимите красную карточку те, кому было интересно на уроке, а синюю те, кому было скучно и неинтересно. ( Дети поднимают карточки.)
- Ребята я очень рада, что урок прошел для вас не зря. Думаю, что Вопросику и Мудрой Черепахе было очень интересно работать с вами.
ЛИСТЬЯ
СТЕБЕЛЬ - СТВОЛ
ЦВЕТЫ
ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ