- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер класс «Чем отличается диалог от монолога: современные формы и приёмы работы»
Мастер класс «Чем отличается диалог от монолога: современные формы и приёмы работы»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бобылева Е.А. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер - класс
«Чем отличается монолог от диалога: современные формы и приёмы работы» Цель мастер класса: . познакомить присутствующих с авторскими наработками педагога, с современными приёмами и формами речи. . научить отличать монологическую речь от диалогической . интонационно правильно читать монолог и диалог. Задачи: . передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности . создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы . совместная отработка методических приёмов педагога- мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса Планируемые результаты: Предметные: понимать, что такое монолог и диалог; уметь строить монологическую и диалогическую речь; знать, где используются эти формы речи; Метапредметные: Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; работать в группах и парах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: уметь отличать монолог от диалога; употреблять свои знания в речи; учиться оформлять данную форму речи на письме и умение проверять правильность оформления, как условие решения проблемы отличия монолога от диалога; Коммуникативные УУД: учиться формулировать связную речь, уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения; Актуальность проблемы: . Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь- основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена. . Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем. Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран. Продолжительность проведения: 40 минут Целевая аудитория: учителя начальных классов МКОУ «Ленинская СОШ №1» Этапы урока Содержание 1.Организационный момент
2. Актуальность проблемы
3. Обобщение опыта
4. Актуализация знаний
5. Имитационная игра
6. Моделирование
7. Рефлексия
Уважаемые коллеги, я представляю Вашему вниманию Мастер-класс «Чем отличается диалог от монолога: современные формы и приёмы работы». ( слайд 1) Учитель, обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том, дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове». (К. Д. Ушинский) (Слайд 2) . Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, ведь речь - основа умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Воспитание всестороннее развитой личности невозможно без совершенствования такого развития речи учащихся, в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь её начального звена. . Главным условием развития речи младшего школьника разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем. (слайд 3)
- Почему я выбрала эту тему?
- Книга- фундамент, на котором строится культура нации. Книга питает ум и сердце ребёнка, побуждает к самосознанию. Развивает речь, культуру общения, выразительность , ум, талант, творческие способности.
- Привить ребёнку вкус к чтению, предоставить ему возможность читать- значит сделать его счастливым и уверенным.
- Осознав остроту проблемы, я поняла, что только разнообразие форм и методов работы с книгой может удержать внимание ребят.
- По программе «Школа России» в учебнике Канакиной «Русский язык», 2 класс я знакомлю ребят с темой «Чем отличается диалог от монолога». - Ребята узнают, что такое монолог и диалог. Диалог (от греческого: диа - два, логос- слово) . общение .беседа . обмен впечатлениями . мимика .жесты (слайд 7) Монолог (от греческого : моно - один, логос - слово) . речь наедине с самим собой . процесс целенаправленного сообщения .развёрнутое высказывание одного лица (слайд 8)
- Мы знакомимся с правилами оформления диалога и монолога на письме, учимся отличать монологическую речь от диалогической речи, узнаём, что отдельное высказывание в речи называется репликой, что монологическая речь может быть обращена к зрителю, слушателю ( слайд 9, 10)
- Исходя из этого, я выработала свою систему работы над этой темой. Со своими наработками я хотела бы поделиться с вами.
- Какими современными приёмами и формами работы я пользуюсь?
- Театрализация
- Игры
- Опоры
- Приём «Профессиональные заморочки»
Игры
Чтобы заинтересовать учащихся в работе я применяю ИГРУ.
Игра «Словесная цепочка», «Помоги Алёнке собрать яблочки», «Словесный ручеек», «Пойми меня» (слайд 17)
Игра «Словесная цепочка»
В группах даётся слово и слушатели должны составить монолог или диалог, используя это слово и заданный вопрос к нему.
Например: « сказка», следующее слово «герой», «волшебник».
Комментарии учителя: такой приём развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, пополняя тем самым словарный запас.
Опоры
Эту форму работы я использую очень часто на уроке. Ребята сами составляют опоры для определённого вида текста, или же опора появляется на экране. Учащиеся знают, что в диалоге могут быть слова автора а и реплика Р. По составленным опорам составляют диалоги.
( слайд 18)
Приём «Профессиональные заморочки».
Приём подражания образцам речи учителя.
(слайд 19)
Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу с вами провести демонстрацию форм и приёмов эффективной работы с учащимися. . Работа в группах. (2 группы по 4 человека)
1.Составление диалога А) составление диалога по теме: «Чему учат сказки?» Б) жеребьёвка (считалочка)
- Каждая группа готовит вопрос и ответ. (3 вопроса и 3 ответа)
- Сначала задает вопрос и ответ одна группа, а потом другая.(по вопросам и ответам выстраивается диалог между группами)
2.Игра «Словесная цепочка»
Правила игры: декабрь, Новый год, каникулы Члены каждой группы составляют монолог от своего лица в устной и письменной форме. Желающие зачитывают получившийся монолог. Комментарии учителя: умение строить предложения, составлять рассказ, формирование орфографической зоркости, умение слушать, грамотно излагать свои мысли. - Уважаемы коллеги, вы очень помогли мне в работе. - Поделитесь, пожалуйста, какие формы и приёмы работы используете ВЫ в своей работе? Обмен опытом.
У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе - покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло - покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
Таблица для слушателей.
Понятие
Знаю
Узнал
Хочу узнать
Рефлексия
- Пусть декабрь серебрится порошею, Заметая любую беду. Я желаю вам только хорошего, В наступающем Новом году. Благодарю Вас за совместную работу. (слайд 20)