Технологическая карта урока Лягушка - путешественница

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15

Конспект урока литературного чтения

Учебно-методический комплект: "Школа России".

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: мультимедиа.

Тема урока: «В.М. Гаршин. Лягушка - путешественница»

Класс: 3 (1-4)

Ф.И.О. преподавателя: Кириченко Оксана Анатольевна.


г. Сургут,

2012/13 уч. г.

Технологическая карта урока

Тема:

«В.М. Гаршин. Лягушка - путешественница»

Цели урока:

Образовательные: познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка - путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно. (Слайд 2)

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату деятельности.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Тип урока:

Комбинированный

Ресурсы:

Оборудование учителя:

  • Мультимедийный проектор;

  • Ноутбук;

  • Экран;

  • Мультимедийная презентация к уроку (Приложение 1);

  • Учебник "Родная речь" Л.Ф. Климанова, Ч. 1, 3 класс;

  • Самоанализ урока (Приложение 2);

  • Комплекс упражнений для расслабления глаз по методу Бейтса.

Оборудование учащихся:

  • Учебник "Родная речь" Л.Ф. Климанова, Ч. 1, 3 класс;

  • Толковые словари: С.И. Ожегова, В.И. Даля, Д.Н. Ушакова;

  • Словарь настроения.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Ход урока


Этап урока/время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Самоопределение к деятельности. / 1 мин

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Слайд 3.

Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания.

II. Актуализация знаний./ 7 мин.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал.

-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке?

-Чему учит это произведение?

Слайд 4.

Знать произведение Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"

Мотивационная основа учебной деятельности;

описание содержания рассказа по иллюстрации;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Постановка учебной задачи. / 3 мин.

Цель.

Формулирование темы урока

.

Организует работу учащихся по формулированию темы урока, в форме подводящего диалога. Организует работу по формулированию темы урока.

Формулируют тему урока, определяют жанр произведения.

(приложение 1)

У вас на партах лежат листочки с текстом, прочитайте его жужжащим чтением, отгадайте загадку.

На болоте кто живет?

Громко квакая поет?

Спит в кувшинках -

без подушки?

Это видимо ……… (Лягушка)

- Прочитайте загадку:

орфоэпически (хоровое чтение);

в медленном темпе (по вариантам);

скороговоркой (жужжащее чтение).

Умение формулировать тему урока.

Учиться предполагать.

IV. Изучение нового материала. / 7 мин.

Цель. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение общего кругозора.

Организует работу по отбору необходимой информации.

Работают с дополнительным материалом (приложение 2)

(Приём «Инсерт»).

- Что вы знаете о лягушках?

- Что нового узнали о лягушках?

- Что оказалось для вас интересным?

Слайд 5.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», которую написал Всеволод Михайлович Гаршин.

(Слайд 6)

- Это портрет русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина. Родился в 1855 году в имении Приятная долина Екатеринославской губернии (сейчас это Екатеринбургская область) в семье офицера. С трех лет его воспитанием занимался отец. В 1863 году мать привезла его в Петербург, где он поступил в 7-ю петербуржскую гимназию. Хорошие отметки он получал за сочинения. Математику не любил, хотя она давалась ему легко, но интересовался естествознанием, ботаникой, химией, физикой. Писать он начал еще в гимназии. У него много было рассказов, сказок, статей. Но известным он стал благодаря своему последнему произведению «Лягушка-путешественница».

(Слайд 7)

Пробуждение познавательного интереса к чтению и окружающему миру, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;


Повторение понятия жанра произведения.

Сравнивать, анализировать и классифицировать объекты.

Умения находить дополнительную информацию по теме урока.

Использовать информацию из различных источников.

Знать фамилию автора

Словарная работа./ 3 мин.

Организует словарную работу с учащимися.

Зачитывают толкование слов.

- Уточним, кто такие путешественники?

- Любите ли вы путешествовать?

- А на чём можно путешествовать?

- «Лягушка-путешественница» - это сказка, на чём можно путешествовать в сказках?

- Прежде, чем мы познакомимся с этим произведением, я предлагаю поиграть в игру.

Развитие речи младших школьников.

Работать в группе со сверстниками.

Умение находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

V. Музыкальная физкультминутка. / 1 мин.

Цель. Повышение умственной работоспособности и сохранения здоровья детей

Читает стихотворение.

Выполняют действия по инструкции учителя

Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ручками хлопали, ножками топали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем друзьям физкульт-привет!

(слайд 8)


VI. Первичное знакомство с произведением / 12 мин

Цель. Познакомить учащихся с содержанием сказки.

Напоминает детям правила слушания аудиозаписи сказки.

Задаёт вопросы по тексту.


Предлагает записать в «Читательский дневник» отношение героини к мнению окружающих и отношение автора к героине.






Слушают отрывок

аудиозаписи.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге.


Записывают в «Читательский дневник» ответы, опираясь на текст.







Беседа после прослушивания.

- Вам лягушка понравилась? (Ответы учащихся.)

- о каком времени года идет речь в сказке? (Осень).

- А какая это осень: ранняя или поздняя? (Ранняя осень.)

- Найдите подтверждение в тексте. («Шел теплый, мелкий дождичек», «к счастью вспомнила, что была уже осень».)

- нравится ли лягушке погода?

- Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ словами из текста. (Автор: - она «наслаждалась дождичком», лягушка: «Ах, какая сегодня прекрасная погода!»)

(Слайд 9)

- Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек. (Лягушка боится, что про нее плохо подумают.)

- Как автор относится к героине? (Он ее любит; она ему нравится; он ею восхищается.)

(слайд 10)

Выборочное чтение.

Кого увидела лягушка на болоте?

Куда летели утки? Выберите ответ из книжки и прочитайте.

Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками?

Какую черту характера мы увидели в лягушке?

Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев?

Как это её характеризует?

Попробуйте сформулировать вопрос, который утки могли бы задать лягушке. Задайте этот вопрос соседу по парте.

(слайд 11)

Чтение «цепочкой».

- Читать будем по «цепочке». Постарайтесь прочитать без ошибок. В конце чтения мы назовем тех, кто не допустил ошибок при чтении.

- Молодцы!

Беседа после прочтения

- Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток? (Была довольна собой)

- Какие чувства испытывала лягушка во время полета? (Страх, любопытство, благодарность уткам, гордость за себя.) (слайд 12)

- Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем? (Хвастовство)

- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле? (Она открыла рот и закричала) (слайд 13)

Анализ произведения по содержанию.

- Какой по вашему мнению самый волнительный момент в сказке? (Падение лягушки)

- Действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова?

- Для чего она тогда попросила уток лететь пониже? (Ей мало было признательности уток, ей захотелось показать себя, а главное послушать, что о ней говорят люди).

- Что помешало сбыться ее мечте? (Хвастовство, зазнайство)

- Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки. (слайд 14)

Воспитывать культуру слушания.


Учить достаточно полно и точно выражать свои мысли.



Учиться читать выборочно.

Учиться самим задавать вопросы.

Учиться читать «по цепочке».

Обучение выразительному чтению.



Анализировать и характеризировать эмоциональное состояние и чувства окружающих.

Находить информацию, необходимую для ответа на вопрос.

Умение участвовать в диалоге.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение читать вслух



Умение делать выводы в результате совместной работы

VII. Гимнастика для глаз /1 мин.

Цель. Расслабление глаз.

Выполняет упражнения по методу Бейтса. Комментирует движения листочка на слайде.

Выполняют упражнения, водя глазами за движущимся листочком на слайде.

1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх-вниз.

2. Вправо-влево.

3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз.

5. Рисуем прямоугольник глазами.

.(Слайд 15.)

VIII. Закрепление нового материала / 5 мин.

Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.

Напоминает детям правила работы в группах.

Уточняет время работы.

Работают в микро группах. «Собирают» пословицу, определяют ее смысл, сравнивают смысл пословицы со смыслом рассказа.

- Сейчас мы закрепим материал и поработаем в микро группах. Будем работать с пословицами.

- Необходимо будет выбрать одну из четырёх пословиц, предложенных в карточке, наиболее соответствующую, на ваш взгляд, главной мысли рассказа, точно передающую мораль сказки?. Свой выбор необходимо доказать.

Учащиеся составили следующие пословицы:

Богатого с хвастливым не различишь.

Хвались, да назад оглянись.

На рубль работы, на два похвальбы.

Хвастовство само себя наказывает.

(слайд 16)

- Итак, главную мысль произведения В. М. Гаршина Лягушка - путешественница» можно выразить словами русской пословицы «Хвастовство само себя наказывает.».

(Слайд 17)

.

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности - доброту, скромность.

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Анализировать содержание рассказа.

Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

IX. Итог урока. / 2 мин

Цель. Подвести итоги работы на уроке

Организует работу по осознанию учащимися смысла рассказа.

Сообщают вывод по прочитанному.

- С произведением, какого писателя мы познакомились на уроке?

- какой порок осудил автор в образе лягушки? (Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие виды чтения повторили на уроке?

-- Чему научились?

(Слайд 18)

Развивать наблюдательность, умение применять логические операции, сравнение, обобщение, воображение;

Анализировать и текст, восстанавливать логику изложения.

X. Рефлексия ./ 2 мин

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.

- Какие чувства вызвал у вас эта сказка?

- Чем они вызваны?

- Какое настроение появилось у вас после чтения сказки?

- Что вас рассмешило?

- Что заставило задуматься?

(Слайд 19)

- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, возьмите листочки и нарисуйте лицо человечка с улыбкой, если вы были внимательными - серьёзного человечка.

Комментированное выставление оценок.

Эмоциональная оценка урока.

Осуществление самоконтроля по результату,

рефлексия своей деятельности.

XI. Домашнее задание по выбору. / 1 мин

Записывает задание на доске.

Записывают по выбору задание в дневник.

1.Нарисую героев сказки.

2.Составлю кроссворд по сказке.

3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.

(Слайд 20)

Способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.


© 2010-2022