Урок русского языка на темуНаблюдение за словоизменением имен существительных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Педагог Мельникова Елена Владимировна



Предмет Русский язык 3 класс



Тема урока: Наблюдение за словоизменением имен существительных

Цель урока: Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений,

Задачи урока: вспомнить правописание прямой речи , повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе. Оборудование урока:

-материал (карточки-задания для самостоятельной работы)

- презентация

1. Организационный момент. (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Создание ситуации успеха для каждого учащегося. мотивация к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

Задачи: активизировать мышление учащихся и побудить к ново теме урока .

Методы организации работы учащихся: метод развития мыслительных навыков, частично поисковый.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-Повернулись друг к другу и улыбнулись. Настроились на хорошее настроение. (слайд 1)

«Вообще умение увидеть смешное и сказать смешно о серьезном, очень часто выручало меня в жизни»-

-Кому принадлежат эти слова? Сегодня на уроке мы тоже будем видеть смешное ,но говорить будем о серьезном.

Отвечают на вопросы учителя.

-И.Крылову

2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности. (8-10 минут)

ЦЕЛЬ:

1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить изученные знания об имени существительном.

2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение, анализ.

3. Зафиксировать необходимость введения нового понятия - падежи.



Задача: активизировать мышление учащихся при помощи использования дидактического материала, способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка

Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.

Критерии достижения целей и задач: качественное составление схем предложений

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальный, личностно-адаптированный.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный, сотрудничество.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Создание необходимой образовательной среды. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для повторении и закреплении знаний. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Организация корректировки знаний для детей, не справившихся с работой. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

1. Составьте схемы предложений.

1. На лугу кузнечики стрекотали, над прудом стрекозки летали.

2. Сороки, вороны, вороны слетелись к кормушке.

3. Я проводил их всё тем же советом: "Не попадайтесь зимой".

4. " Учитель наш, граф Лев Николаевич, он с нами часто играет после уроков", - ответил мальчик.

- Поменяйтесь файлами, проверьте схемы (по 2 слайду). Поставьте оценки соседу.

- Назовите во втором предложении грам. основу.

- Какой частью речи выражено сказуемое, подлежащее?

- Что такое имя существительное?

- Как изменяются существительные ? Это постоянный признак или непостоянный ?

Молодцы, А какой признак постоянный? (слайд №2)

-Какая тема объединяет этих люде ? Где они все работают?

-Назовите однокоренные слова слову ЦИРК.

-А у меня вот какие слова получились.

-Все ли верно у мен записано?

Цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер),к цирку, с цирком.

2. Определите род существительных и прилагательных.

-Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой - формы одного и того же слова.

-Обозначьте во всех словах окончание и основу.

- ЧТО ЗАМЕТИЛИ?

Раздаточный материал (карточки).

Ученики составляют схемы предложении , анализируют, делают выводы.

Обмениваются файлами, проверяют схемы, ставят оценку.



Повторяют знания о существительном. Вспоминают постоянный признаки или непостоянные имени существительного.


Нахождение ошибок у учителя.


Делают вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяется окончание, при образовании однокоренных слов изменяется основа слова.


3. Изучение нового учебного материала. (20 мин.)

Учебная цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия-падежи. Зафиксировать понятие падеж.

Цели и задачи: дать понятие -падеж, пронаблюдать за словоизменением имен существительных;

активизировать творческие способности учеников;

воспитывать интерес к предмету, речевой культуры учащихся,

Основные положения нового учебного материала:

Чтобы имя существительное могло в разговоре(или на письме) правильно соединятся с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания . В разных случаях , отвечает на разные вопросы, существительное применяет разные окончания , оно имеет возможность менять свои окончания.

Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: выполнение индивидуальных заданий, частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала, желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, подготовка проблемных вопросов, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (2 МИНУТЫ)

- А знаете ли как называется изменение существительных по вопросам? Прочитайте текст № 116.

Вопросы из учебника.

-Происходит слово изменение, а это и есть по падежам, Наша тема урока(Слайд 4- тема урока)

-Кто может сформулировать вывод? Для чего меняется окончании в предложении7

-Совпадает ли вывод, который вы сделали самостоятельно, с точкой зрении ученого-языковеда №118

-Цирк - в переводе с латинского означает «круг». Во времена Древнего Рима цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году.

-А кто саамы веселы в цирке?

ФИЗМИНУТКА- Охрана здоровья детей.

.(показать выражением лица настроение, которое показано на картинке).

Ученики осознают образовательную ситуацию урока.. Читают вопросы к упражнению .и делают умозаключения. Самостоятельно указывают причины затруднения, выявляют существенный признак изменение существительных по вопросам , и связи слов в предложении.





Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.

4. Закрепление учебного материала. (10 мин.)

Учебная цель: выяснить, насколько ученики могут изменять окончания у существительных в разных его формах употребления.

Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и оценивать результаты работы.

Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала рекомендую использовать работу по образцу.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся Учитель отслеживает в процессе выполнения упражнения : -согласованы ли решение и его комментирование; - какая часть детей включена в комментирование выбора вопроса и окончания ; - успешно ли дети справились с предложенными заданиями. -грамотная ли речь.

А сейчас мы будем дописывать окончания к слову существительному в разных его формах №119

-Чтение отрывка из басни;

-Дописывание окончания карандашом в учебнике;

- Трудно ли тебе было выполнять это задание?

-выписывание словосочетания по образцу в учебнике.

Что вы узнали про падежи?

- Что теперь хочется узнать? (название падежей, чем они отличаются друг от друга)

Чтение правила

Огромное трудолюбие и ваше доброе сердце помогли нам совершить так много хороших дел и многому научиться.

Подведение итогов, оценок

-Что же такое словоизменение?

Рефлексия учебной деятельности.

Листок рефлексии.

На сегодняшнем уроке я:

1. понял, что знаю очень мало;

2. остался доволен результатами своей работы;

3. часто нуждался в помощи учителя и одноклассников;

Учащиеся работают с тетрадью и учебником. Дописывание окончаний к слову слон ,выписывание словосочетаний по образцу. Проговаривание вопроса в громкой речи. Учащиеся класса воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъектным опытом.









Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности.

5. Задание на дом. (5 мин.)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания

Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал, делать сравнительный анализ.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие таблицы «Падежи».

Деятельность учителя

Организует домашнее задание:

С,117№ 1

с помощью таблицы «Падежи» на с.96 записать существительные во всех падежных ормах с вопросами, выделить в них окончания .По желанию, составить несколько предложении с одним из слов.

.

Деятельность учащихся

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.



© 2010-2022