Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»Литературное чтение

Тема

Русский алфавит.

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления знаний учащихся об изученных буквах, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - классифицируют буквы на «ленте букв».

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Все вы готовы к уроку.

Настроение у всех хорошее.

- Проверим готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Речевая разминка



Повторение

УТЬ-УТЬ-УТЬ- вот отправились мы в путь.

ИН-ИН-ИН- мимо ёлок и осин.

СА-СА-СА- в лесу бегает лиса.

ДЕ-ДЕ-ДЕ- рыбы плавают в воде.

1)Чтение хором. А - начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать её легко

Ноги ставит широко.

2)Игра «Собери слова" (на карточках из слогов составить слова»)

Хором произносят чистоговорки

III. Постановка учебной задачи


Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.



Б



В А









Г Е



Д

На странице букваря

33 богатыря.

Мудрецов - богатырей

Знает каждый грамотей. (алфавит)

- Посмотрите на «ленту букв» и алфавит. Вы теперь знаете все буквы русского языка. Сегодня мы их вспомним

- Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

ТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

1. - С помощью каких звуков образуется слог?(гласных.)

2. - Что означает эта схема? ( ______ )(Слово)

3. - Общее имя членов одной семьи, передается от одного поколения к другому? (Фамилия.)

4. - Отгадайте загадку. «Силачом слыву недаром -

Выделяю слог ударом» ( Ударение.)

5. Что показывает эта схема-«человечек»? (Звук.)

6. -. Назовите букву гласную, которая обозначает мягкость согласного звука? (И.)

7. - Если мысль закончил ты,

Записал на строчку,

Не забудь, в конце поставь

Кругленькую… (точку)

- Получилось слово…(Алфавит.)



-Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит».

ЗАДАНИЯ



У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему? ( В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию.)

- Назовите первую фамилию в классном списке, последнюю.

На букву «с» у нас две фамилии. Как вы думаете, какая фамилия первой стоит в списке? Почему?

- А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется? (Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике.)

Классификация букв

В нашей азбуке есть буквы, которые обозначают звуки: Гласные: а и ы э о у е ё ю я - Сколько гласных букв? 10 Звонкие согласные: б в г д ж з р л м н й Глухие согласные: п ф к т ш с х ч ц щ Буквы, которые не обозначают звука, они не относятся ни к гласным, ни к согласным: ъ ь Сколько согласных букв? 21.

  1. «Зоркий глаз»

Урок литературного чтения. Тема: «Русский алфавит»

-Сфотографируйте ряд букв

-Внимание, фотографируем

А Б В Г Д Е

-Назовите по порядку буквы, которые вы запомнили. (несколько человек)

- А, кто сможет продолжить эту последовательность. (несколько человек)

-Ребята, внимательно следите за ответом своих товарищей, если буква ими названа неправильно, сигнальте хлопками.

2) Выйдите из-за своих парт, гласные буквы встаньте в первый ряд, согласные - во второй. Внимательно слушайте команды:

1. Ну-ка буквы, покажите, класс, приседайте 8 раз!

2. Буквы гласные сейчас выполнят хлопки для вас! Раз, два, три!

3. А с согласными мы вместе выполним шаги на месте!

III. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа со стихотворением К. Льдова «Господин учитель Жук» (учебник,
с. 78-79)

- Прочитайте стихотворение.

- О чем это стихотворение?

- Когда оно было написано:
в наше время или очень давно? Как это определить? По каким словам?

- Поможет ли вам это стихотворение выучить алфавит?

Читают стихотворение.

- Стихотворение написано давно, так как сейчас в школах нерадивых учеников не наказывают розгами

Чтение стихотворения Ю. Коваля
(учебник, с. 80)

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Что странного в стихотворении?

- Когда бывают метели?

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Физкультминутка Изобразите руками букву Ф, О, Р, Т, Г.

Мы маленькие зайки

Скакали на полянке.

Прыгали, скакали,

В школу прибежали.

За парты тихо скок

И продолжим наш урок.

Осуществляют профилактику утомления


Работа со стихотворением И. Сурикова «Зима» (учебник,
с. 81)

- Прочитайте выразительно стихотворение.

- Выучите наизусть отрывок
из него



Читают стихотворение. Заучивают наизусть отрывок

Повторение всех изученных букв
(учебник, с. 81)

- Сколько знаете согласных букв? Назовите их.

- Назовите их по глухости и звонкости.

- Какие из них только твердые? Какие только мягкие?

- Сколько знаете гласных букв? Назовите их.

- Какие из них обозначают мягкость согласного?

- Какие буквы не имеют звуков?

- Сколько букв в алфавите?

Рассматривают «ленту букв». Отвечают на вопросы. Называют группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т. д.);

Чтение стихотворения С. Маршака
(учебник, с. 82)

Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»

- Прочитайте стихотворение.

- Почему автор называет буквы ключами?

- Прочитайте стихотворение.

- Ответьте на вопросы в учебнике

Читают стихотворение. Отвечают на вопрос

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы

IV.Рефлексивно-оценочный


- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Спасибо за урок


Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке




© 2010-2022