Урок русского языка. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7


Кускова Светлана Павловна МАОУ «Средняя школа № 30», г. Петропавловск-Камчатский Учитель начальных классов

Урок по русскому языку 2 класс Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов». Цели урока: - развивать умения находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы;

  • развивать устную речь обучающихся, умение работать в группах, парах и индивидуально;
  • воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдение правил письма;
  • формировать интерес к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

Оборудование: доска, учебник, карточки для работы в группе, карточки для построения кластера, мультимедийная презентация (по желанию учителя). Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.


Ι. Актуализация знаний. Оргмомент. - Прозвенел звонок - начинается урок. - Вы готовы? - да, готовы. - Всё готово? - всё готово. - Наш урок начнётся снова. - Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь. - Вот с таким настроением начинаем урок!

Комментированная запись числа. - Какую запись должны сделать дальше? - Напишите слова «Классная работа». Чистописание. (на слайде или доске) - Интерактивная буква Жж (отработка элементов написания буквы) - Дайте характеристику букве. -жёлтый желтеет желток (слова написаны на слайде или доске) - что можете сказать об этих словах? (однокоренные) Докажите. (одно значение - цвет, общая часть - корень) - Как пишутся корни в однокоренных словах? (пишутся одинаково) - спишите, выделите корень (один ученик выделяет на доске) Самооценка ученика, выполнявшего индивидуальное задание.

Урок русского языка. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.

  • Какой этап урока можете предложить дальше? (словарная работа)
Работают 2 ученика у доски (один пишет I столбик, другой - II столбик, остальные записывают слова в тетрадь)

II столбик (слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?) - Что за слова ты будешь записывать? (слова-названия признаков - прилагательные )Будем записывать слова в 2 столбика: I столбик (слова, которые отвечают на вопросы Кто? Что?) - Что за слова ты будешь записывать? (слова-названия предметов - существительные)



Карандаши, собака, жёлтый, томатный, артист, народный, желтеет. ПРОВЕРКА. Открываем доску и поверяем сначала написание словарных слов, а теперь распределение по группам. (Дети могут и не ошибиться.)

- что видим, задание было одно, а распределили вы по- разному. Почему так получилось, где испытали затруднение? (слово - желтеет) Не знаем, на какой вопрос отвечает слово желтеет. - Если дети не ошиблись, то ….. Создание проблемной ситуации.

  • Вова Колесников считает, что слова жёлтый и желтеют отвечают на один и тот же вопрос потому что все они обозначают цвет .



II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

Создание проблемной ситуации. На доске (слайде) открывается запись:

Какой?

(цвет)жёлтый ? желтеет



- Можно ли задать вопрос какой? к этим двум словам? - Почему испытываем затруднение при выборе вопроса? (Нет слова, от которого будем задавать вопрос.) - Что же делать? (Составить предложение с этими словами.)



  1. Работа в группах. «Учимся открывать новые знания». Урок русского языка. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Урок русского языка. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов.
Задания для групп.
  • Составьте предложение со словом желтый и со словом желтеет.
  • Определите с каким словом связаны эти слова в предложениях и на какой вопрос отвечают?
  • Что обозначают эти слова?
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. «Помогая другим, учимся сами».



ПРОВЕРКА. Ученики составляют предложения со словами жёлтый и желтеет, пробуют поставить вопрос. Свои версии предлагают классу. Если версия повторяется, можно спросить, есть ли другие версии. - Сделайте вывод: на какой вопрос отвечает слово желтеет? (Что делает?), а что обозначает? (действие предметов)

Что делает?

Действия предметов





ПРИКРЕПЛЯЮ ВОПРОС И ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НА ДОСКУ. (строим кластер)

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока? (Слова, отвечающие на вопрос что делать?, обозначающие действие предмета.) Уточним тему урока : - Так как это первый урок, то мы с вами, что будем делать с новыми словами? (подсказка значок на доске Урок русского языка. Развитие умения ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. (наблюдать за ними и учиться ставить вопросы)

- Составим план урока. План (примерный - открывает учитель на доске). 1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает? 2. Задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. 3. Подбирать слова-названия действий. - Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)



Планируемые результаты. Чему должны научиться, изучив данную тему? ДОСКА

НАУЧИТЬСЯНаучиться находить слова-названия действий.

  • Научиться применять полученные новые знания на практике .



Средства достижения. С помощью каких средств мы достигнем цели урока? (с помощью учебника, учителя, с помощью полученных ранее знаний, работы учеников, жизненных ситуаций).



  1. Определяем тему раздела.
Как думаете, а к словам-названиям действий можно задать один вопрос? Работа по учебнику на стр. 62. - Рассмотрите кадр киноплёнки. - Что делают дети? - Кто из них уже сделал стул? (Петя Зайцев сделал стул.) - Кто его делает? (Катя Персикова делает стул.) - А что же Вова Колесников? (Он задумался. Может быть, он сделает стул.) - Какие похожие слова употребили во всех предложениях? (Делают, сделал, делает, сделает.) - Теперь прочитайте тему раздела. - Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках, чему учиться? (Наблюдать, искать слова, которые отвечают на вопросы ..., задавать вопросы … к словам, определять, что обозначают такие слова.)



- ВУЛКАНЧИК ЗНАНИЙ. Нарисуйте «вулканчик знаний» в своей тетради и отметьте на нём точку, которая соответствует вашим знаниям по новой теме. (Учитель делает соответствующие обозначения на доске). ФИЗМИНУТКА

Поднимитесь, походите, Потопочите, постучите, Покричите, помолчите, Поморгайте, улыбнитесь, Погрозите, пошепчите, Успокойтесь, подремлите….. Повернитесь, наклонитесь, Помашите, потянитесь, А теперь все садитесь И за дело беритесь.

  • Что вы выполняли? (мы выполняли действия)
  • Что вы узнали про эти слова?



ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

  1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает?


  • Работа по учебнику на стр. 63.
Упр. 81 - развивается умение задавать вопрос что делает? к словам-названиям действий. Устно. - На какие вопросы отвечают выделенные слова? (Что делает?) - Что обозначают эти слова? (Разные действия.) - А когда происходят эти действия по времени? (Сейчас) Вывод после выполнения упражнения: слова, которые отвечают на вопрос что делает?, обозначают действия предметов, которые происходят сейчас.

  1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делал? что сделал?
Упр. 82 - развивается умение задавать вопрос что делал? к словам- названиям действий. После письменного выполнения проводится беседа по вопросам: - На какой вопрос отвечают слова? - Что они обозначают? (Действия предметов.) - Когда происходили все действия, сейчас или в прошлом? (В прошлом.) Вывод. К словам-названиям действий, которые произошли, мы будем задавать вопросы что делал? что делала? что сделали?

На доске после выполнения учитель записывает вопрос что делал? под вопросом что делает?

Что делает? Что делал?

Действия предметов





Все ли пункты плана мы выполнили? (нет, остался 3 пункт)

3. Творческое применение знаний. ( работа в парах, сначала устно, а запись по вариантам) - Посовещайтесь и подберите подходящие слова-названия действий, отвечающие на вопрос что сделают? (предложения записаны на доске или слайде) Птицы (что сделают?)….. Артисты (что сделают?).... - Что обозначают эти слова? (Действия.) - Когда произойдут эти действия? (Когда-то в будущем.) Вывод. Слова-названия действий, которые произойдут, отвечают на вопрос что сделают?

Что делает? Что делал? Что сделает? Что сделают?

Действия предметовНа доске под предыдущими вопросами записываются вопросы что сделает? что сделают?







Максимум (М.) на этом уроке. (озвучивает учитель) Можно сказать, что такие слова мы будем называть глаголами.

ГЛАГОЛ

Что делает? Что делал? Что сделает? Что сделают?

Действия предметов



ΙV. Итог урока.

  • С чем познакомились?
- Назовите ключевые слова урока (действия, вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделают?). - Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает? М. - Как их можно назвать?
  • Вернитесь к своему вулканчику и отметьте теперь, где вы находитесь. Продвинулись ли ваши знания по новой теме?
  • Как вы считаете, надо ли еще работать над данной темой? Почему?
  • Всех ли целей мы добились?
  • Кому на уроке было легко? Что получилось лучше всего?
  • В чём испытывали затруднение?
  • А кому помогали мои вопросы?
  • А кому было трудно? Что для этого нужно сделать, чтобы исправить?
- Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
  • Как бы вы оценили своё настроение после урока?


V. Домашнее задание.


1. Задания № 1; 3, тема 6 в «Рабочей тетради», 2-й кл. (по вариантам) 2. Стр. 33, Упр. 66 («Дидактический материал»).

Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело.



© 2010-2022