Программа внеурочной деятельности «Лексика и фразеология» 5 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Новогеоргиевская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района»

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол №…

от …. …….. 2015 г.

Согласовано

заместитель

директора

Е.П. Киселенко

«….» …… 2015 г.

…………………….


Утверждено

директор

Т. Н. Бочкова

от «….» …… 2015 г

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Программа внеурочной деятельности

«Лексика и фразеология»

5 класс


Выполнила:

Клименко Г.С.

2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа рассчитана на углубленное изучение русского языка с одаренными учащимися. Занятия дают учащимся представление о лексических значениях родного языка, расширяет, углубляет имеющееся сведения полексики и фразеологии. Благодаря углубленной работе учащиеся получат навыки использования лексического материалы в речи, что позволяет им выполнить свой словарный запас, а также повышать лингвистическую компетенцию. Занятия по программе данного кружка имеют большое познавательное и воспитательное значение. Углубленное изучение словарного состава русского языка формирует у детей представление о необыкновенном богатстве его лексики, желание обогатить свой словарный запас, развивает языковой эстетический вкус. Занятия способствуют развитию любви к русскому языку, уважения к народу - творцу языка. Кружок также имеет большое практическое значение. Занимаясь лексикой, учащиеся повышают культуру речи, развивают умение пользоваться справочной литературой. На занятиях обогащается словарный и фразеологический запас школьников. Кружок способствует формированию у школьников интереса к работе исследователей языка и закладывает профессиональный интерес к занятиям лингвистикой - наукой огромной социальной значимости. Занятия данного кружка посвящены наиболее интересному для учащихся 5 - классов разделу науки о языке - лексике. В нём рассматривается слово как единица языка, которое, обозначая реалии окружающего мира, в предложении и тексте участвует в оформлении мысли, в обмене ими между говорящими или пишущими. Учащиеся 5 классов, пожелавших углубленно изучать лексику, интересуют в первую очередь не языковые факты (они тоже привлекают детей), а комплекс научно-лингвистических проблем: что такое слово, системные связи слов, причины изменений в семантике слов, пути пополнения словарного состава языка, связь лексики с жизнью общества и др., методика лексикологических исследований. С учётом указанных потребностей учащихся и была составлена программа занятий кружка «Лексика и фразеология».








ЦЕЛИ: 1.Расширить знания учащихся по лексикологии, полученные в ходе освоения основной программы по русскому языку; 2.Пополнить словарный запас детей; 3.Научить пользоваться толковыми словарями различных типов; 4.Заложить основу для более глубокого изучения лексикологии; 5.Развивать интерес к изучению русского языка, прививать любовь к родному слову, развивать эстетический вкус.

Предполагаемый результат К концу изучения курса данного кружка учащиеся должны получить и уметь использовать на практике следующие знания и умения: 1. Знать определения основных понятий лексикологии, уметь находить языковые явления в тексте; 2. Уметь пользоваться толковым словарём, словарями синонимов, антонимов и омонимов, уметь определять по указанным словарям основные сведения об определённом слове; 3. Уметь использовать полученные знания в практике речевого общения. 4. Объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами ( описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); 5. Пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; 6. Распределять слова на тематические группы; 7. Употреблять слова с соответствием с их лексическим значением; 8. Различать прямое и переносное значение слов; 9. Отличать омонимы от многозначных слов; 10. Подбирать синонимы и антонимы; 11. Использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; Личностные результаты: умение осознавать и называть свои эмоции, умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать, умение чувствовать красоту, и выразительность речи, умение выразить уважение к Отечеству, языку, культуре, Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно регулировать тему и цели урока, уметь составлять план ответа определять успешность работы.
Познавательные УУД: перерабатывать информацию. составлять таблицу, схему, план. пользоваться словарями, справочниками. строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: владеть диалогической и монологической речью, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, уметь корректировать свою точку зрения, уметь задавать вопросы, договариваться и приводить всё к одному решению в совместной деятельности.







Учебно тематический план
№ Содержание темы Теория Практика 1 Словарное и фразеологическое богатство русского языка, его выразительно-изобразительные средства. 16 1 2 Понятие об этимологии. 4 1 3 Фразеология как раздел науки о языке. 8 4















Содержание программы

Словарное и фразеологические богатство русского языка, его выразительно-изобразительные средства.

2. Словарный состав языка. Второе значение слова «лексика».

3. Членение речи на слова. Слово и понятие

4. Состав лексики с точки зрения употребительности

5. Типы слов в языке

6. Лексическое значение слова. Словарная статья

7. Многозначность. Типы переноса значения

8. Языковые регулярные метафоры.

9. Тропы.

10. Омонимы и похожие на них языковые явления.

11. Стилистическое использование омонимов в художественной литературе. Словари

омонимов в художественной литературе. Словари омонимов.

12. Синонимы. Функции синонимов в языке.

13. Синонимический ряд. Градация.

14.Идеографическое (лексическое, смысловые) и стилистические синонимы.

15. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

16. Антонимы и многозначность. Роль антонимов в художественном тексте

17. Понятие об этимологии.

18. Этимологические словари.

19. Исконно русские и иноязычные слова.

20. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

21. Активная и пассивная лексика.

22. Фразеология как раздел науки о языке

23. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных

словосочетаний.

24. Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.

25. Системность фразеологизмов русского языка.

26. Употребление фразеологизмов в речи. Образность, авторские изменения фразеологизмов.

27. Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники фразеологизмов

28. Пословицы и поговорки.

29. Крылатые слова и выражения.

30. Обобщение и систематизация изученного.



















Тематическое планирование занятий № Тема Дата 1

Словарное и фразеологические богатство русского языка, его выразительно -изобразительные средства.
2 Словарный состав языка. Второе значение слова «лексика».
3 Членение речи на слова. Слово и понятие.
4 Состав лексики с точки зрения употребительности.
5 Типы слов в языке.
6 Лексическое значение слова. Словарная статья.
7 Многозначность. Типы переноса значения.
8 Языковые регулярные метафоры.
9 Тропы.
10 Омонимы и похожие на них языковые явления.
11 Стилистическое использование омонимов в художественной литературе. Словари омонимов.
12 Синонимы. Функции синонимов в языке.
13 Синонимический ряд. Градация.


14 Идеографическое (лексическое, смысловые) и стилистические синонимы.
15 Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
16 Антонимы и многозначность. Роль антонимов в художественном тексте.
17 Олимпиада№1. (по темам, изученным на данном этапе)
18 Понятие об этимологии.
19 Этимологические словари.
20 Исконно русские и иноязычные слова.
21 Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
22 Активная и пассивная лексика.
23 Фразеология как раздел науки о языке
24 Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний.
25 Семантическая слитность фразеологизмов и их лексический состав.
26 Системность фразеологизмов русского языка.
27 Употребление фразеологизмов в речи. Образность, авторские изменения фразеологизмов.
28 Происхождение фразеологизмов русского языка. Источники фразеологизмов
29 Олимпиада№2. (по темам, изученным на данном этапе)
30 Пословицы и поговорки.
31

Крылатые слова и выражения.
32

Обобщение и систематизация изученного.
33

Лингвистический КВН.
34 Подведение итогов. Комплексный анализ текста (лексико-грамматический аспект).

Методическое обеспечение программы
Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятийДля осуществления образовательного процесса по Программе "Лексика и фразеология» необходимы следующие принадлежности: - компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор; - набор ЭОР по тематике курса. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, то есть 20-35 минут. Курс рассчитан на 34 часа. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьника.



Список литературы

  1. Арсириев А.Б. Занимательная грамматика. -
  2. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика.
  3. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика.
  4. Богданова Г.А., Равенский Ю.И. Материалы для олимпиад по русскому языку
  5. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны.
  6. Будагов Р.А. Закон многозначности слова // Русская речь.
  7. Введенская Л.А. и др. Программа факультативного курса «Лексика и фразеология русского языка»
  8. Введенская Л.А. и др. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка».
  9. Виды внеклассной работы по русскому языку. / Сост. М.М.Морозова.
  10. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой (Материалы для внеклассной работы по русскому языку).
  11. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа.
  12. Кирпикова Л.В., Шенкевец Н.Л. Лингвистический кружок в школе





© 2010-2022