Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

3 «а» КЛАСС

УМК «Перспективная начальная школа»

4 часа в неделю, 136 часов в год

Учитель - Полищук Елена Николаевна









2015-2016 учебный год

Тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ, 3 КЛАСС

УМК «Перспективная начальная школа»

(автор учебника Н.А. Чуракова, 2012г)


п/п


Тема

урока

Кол-во

часов


Элементы

содержания


Предметные результаты



Планируемая деятельность (как результат) УУД


1

С. Козлов «Июль». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя». Слушаем музыку С. Прокофьева «Дождь

и радуга»

1

Произведения о природе.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «олицетворение».

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать

с толковым словарем

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями;

- принятие нравственно-этических норм на примере произведения С.Козлова «Записная книжка» и «Книжка Погодина» и проявление в общении со сверстниками;

-воспитание гражданской позиции средствами литературных произведений И.Бунина, А.С.Пушкина, С.Есенина и др.

Регулятивные УУД

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении понятий олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

2

Ю. Коваль «Березовый пирожок».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Слушаем музыку П. Чайковского

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства -

Знать понятие «репродукция».

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).





«Утренняя молитва», «Новая кукла»


живописными и музыкальными произведениями

Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями; читать правильно выразительно целыми словами вслух и про себя, читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе поэтического текста, установлении связи произведений литературы с живописными и

3-4

Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

2

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать понятие «сравнения».

Уметь находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения

5

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Слушаем музыку А. Скрябина «Прелюдия

№ 4 ми минор»,

П. Чайковского «Осенняя песня»

1

Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусства - живописными

и музыкальными произведениями

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов

(а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности

6-7

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

2

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной



8

Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё.

Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Произведения зарубежной литературы

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение

к содержанию прочитанного

музыкальными произведениями, определении приёмов (олицетворение, сравнение , контраст, звукопись).

- самостоятельное создание алгоритмов при заучивании стихотворений наизусть;

- решение проблем творческого и поискового характера при анализе художественных текстов и экскурсиях в « Музейный Дом»

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели при работе с текстами С.Козлова.

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определении понятий: олицетворение, сравнение , контраст, звукопись;

-построение логической цепи рассуждений, при определении художественных особенностей текста;

-доказательство при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы.

9







10

Контраст. Хокку Басё.

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег».

Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1







1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства -

живописными и музыкальными произведениями

Знать понятия «звукопись»

и «контраст».

Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.

Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)



11

Литературные повторы.

Э.Мошковская

«Где тихий-тихий пруд…»

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «повтор».

Иметь представление о том,

что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем;

работать с иллюстрацией; находить

в тексте повторы

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе текстов Ю.Коваля, С. Коз лова.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве в работе

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, при анализе художественных текстов.

-умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при обсуждении текстов.

-адекватное использование речевых средств, включая монологическую речь и диалог при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями.

12

Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь»

«Как оттенить тишину»

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев

13

Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» (наизусть)

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана

с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса



14

Записная книжка Кости Погодина

1

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Герой произведения

Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке

15









16


Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе».

А. Пушкин «Зимнее утро»

(наизусть)

В. Берестов «Большой мороз»

1









1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа».

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения

17

В. Берестов «Плащ». Поход

в Музейный дом. Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).




18

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном

19

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».
Слушаем музыку П. Чайковского «Июнь. Баркарола» «Сладкая греза», А. Скрябина «Прелюдия № 5 ре мажор»

Настроение героя. Хокку Ранран.

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем

Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя
(«героя-рассказчика», «автора»)





нравственных переживаний героя

в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.

Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)

20-21

Работа с хрестоматией.

В. Берестов «Первый листопад»,

«Урок листопада».

1

Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве в работе над произведениями В.Берестова.

22

Работа с хрестоматией. А.Иванов «Как Хомка картины собирал». Повторительно-обобщающий урок по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

1

Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Уметь делить произведения на смысловые части, отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарём, с иллюстрацией; находить в тексте повторы

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

23







24

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Африканская сказка

«Гиена и черепаха»

1







1

Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений

Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества

Знать сказки разных народов мира.

Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность.

Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.

Личностные результаты

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу посредством изучения сказок народов мира;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности при характеристике героев произведений, интерпретации сказок и

инсценировки.

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности путём сравнения и анализа содержания сказок народов мира.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при характеристике героев.

-развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального

25










Работа с хрестоматией. «Отчего цикада потеряла свои рожки»

Шведская сказка «По заслугам расчёт»

1










.

26

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

Самые древние сказочные истории

1

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) - их этиологический характер
(объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений

поведения при характеристике сказочных героев, выявлении авторского отношения к ним.

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении понятий олицетворение, сравнение, гипербола, контраст, звукопись), при характеристике героев сказок, при инсценировке и интерпретации.

Планирование

-определять план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при пересказе текста, определении жанровых особенностей сказок, формировании понятия «бродячий сюжет»

средств художественной выразительности,

характеристике героев, при самостоятельной работе со словарём, при инсценировке и интерпретации литературного текста.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при пересказе текста, определении понятий олицетворение, сравнение, гипербола, контраст, звукопись), формировании понятия «бродячий сюжет»при характеристики героев сказок, при инсценировке и интерпретации.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при пересказе

27

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Уметь работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем

Уметь предположить концовку сказки; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок

.



текста, определении понятий: олицетворение, сравнение, гипербола, контраст, звукопись, при характеристике героев сказок, при инсценировке и интерпретации

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели при определении жанровых особенностей сказок,

средств художественной выразительности, при пересказе текста,

характеристике героев, при самостоятельной работе со словарём, при инсценировке и интерпретации литературного текста.;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при пересказе текста, характеристике героев, при инсценировке и интерпретации литературного текста.;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации при чтении и анализе литературных сказок.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков при анализе названий и текстов сказок разных народов, выявление их жанровой принадлежности, принадлежности к временному периоду;

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов при сравнении «бродячих» сказочных историй разных народов;

28

Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне»

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Индийская сказка «Золотая рыбка».

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Знать особенности просто древних сказок - начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Уметь сравнивать сказочные

истории по содержанию; работать

с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй

Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»

.

29





30

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и

Удав-маха»

Индийская сказка «Хитрый шакал»

1





1


Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать особенности менее древней сказки - ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.

Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок.

Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение

и содержание разных сказочных историй

Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки.

Уметь сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям

-подведение под понятия, выведение следствий при определении художественных средств выразительности;

-построение логической цепи рассуждений при составлении плана, пересказе.

Действия постановки и решения проблем:

-формулирование проблемы при ознакомлении с текстами литературных сказок.

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при перечитывании текста с разными заданиями (алтайская сказка «Нарядный бурундук» и индийская сказка «Хитрый шакал»).

Коммуникативные УУД.

-понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии при анализе текста, при характеристике сказочных героев, при выявлении авторского отношения к героям.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе индийской сказки «Хитрый шакал» и др.

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении жанровых особенностей сказок, определении средств художественной выразительности,

характеристике героев, интерпретации сказок.

-умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при осуждении текстов сказок, при инсценировании корейской сказки «Как барсук и куница судились»

-умение задавать вопросы при обсуждении



31

Сборник «Сказки народов мира»

Бурятская сказка «Снег и заяц».

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Произведения зарубежной литературы

Различение жанров произведений

Герои сказок

Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений.

Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике.

Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком

Знать понятие «лента времени»;

о развитии сказки о животных

во времени.

Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ

Знать изученные произведения раздела.

Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки

содержания сказок, характеристике героев.

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог при пересказе сказок, при характеристике героев, при инсценировке и интерпретации.



.


Пытаемся понять, почему люди фантазируют

32

Фантазия.

Н. Матвеева «Картофельные олени»

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Произведения о детях.

Знать понятия «фантазия», «фантазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение

Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями;

- принятие нравственно-этических норм и проявление в общении со сверстниками на примере произведений Бориса Житкова, Саши Чёрного и Т. Собакина;

-воспитание гражданской позиции средствами литературных произведений

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с именами писателей и поэтов, названиями их произведений,

в выразительном чтении вслух и про себя,

пересказывании художественного текста, характеристике героев произведений, сравнении характеров героев разных произведений, устанавливании связи литературных произведений с живописными и музыкальными произведениями, работать со словарем, различении средств художественной выразительности в авторской литературе, интерпретации литературного текста.

33

Саша Черный «Осенний кавардак»

«Я один»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика

.

34

Т. Пономарева «Автобус»

«В шкафу»

1

Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры.

Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев;

определять жанр произведения

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с именами писателей и поэтов, названиями их произведений,

художественными приёмами (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись),

в выразительном чтении вслух и про себя,

пересказывании художественного текста, характеристике героев произведений, сравнении характеров героев разных произведений, устанавливании связи литературных произведений с живописными и музыкальными произведениями, работать со словарем, различении средств художественной выразительности в авторской литературе, интерпретации литературного текста.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при ознакомлении с именами писателей и поэтов, названиями их произведений,

художественными приёмами (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись),

в выразительном чтении вслух и про себя,

пересказывании художественного текста, характеристике героев произведений, сравнении характеров героев разных произведений, устанавливании связи литературных

35

Э. Мошковская «Вода в колодце».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот

1

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Знать, что в рассказе события

развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов



36- 37

Б. Житков

«Как я ловил человечков»

2

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Высказывание оценочных суждений

Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей.

Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя

произведений с живописными и музыкальными произведениями, работать со словарем, различение средств художественной выразительности в авторской литературе, интерпретации литературного текста.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с именами писателей и поэтов, названиями их произведений,

художественными приёмами (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись),

пересказывании художественного текста, характеристике героев произведений, сравнении характеров героев разных произведений, устанавливании связи произведений с живописными и музыкальными произведениями, работать со словарем, различении средств художественной выразительности в авторской литературе, интерпретации литературного текста.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе поэтического текста, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, определении приёмов (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись).

- самостоятельное создание алгоритмов при

38-39

Тим Собакин «Игра в птиц»

К. Бальмонт «Гномы».

Поход в Музейный дом.

Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади». Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1».

2

События, составляющие основу произведения

Произведения выдающихся представителей русской литературы.

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

Знать изученные произведения раздела.Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих

к разным видам искусства, - это сходство и близость

.



мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика

заучивании стихотворений наизусть;

- решение проблем творческого и поискового характера при анализе художественных текстов и экскурсиях в « Музейный Дом»

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели при работе с текстами Т. Пономаревой, Б. Житкова, С. Черного

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определении понятий олицетворение, сравнение, контраст, звукопись.

-построение логической цепи рассуждений, при определении художественных особенностей текста

-доказательство при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при характеристике героев, выборочном чтении, самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, при анализе художественных текстов.

-умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при обсуждении текстов.

-адекватное использование речевых средств, включая монологическую речь и диалог при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями.

40

Работа с хрестоматией. О.Кургузов «Мальчик-папа»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при характеристике героев, выборочном чтении, самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы. Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий: Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий:

41-42

С.Козлов

«Звуки и голоса»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения.

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при характеристике героев, выборочном чтении, самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий:.Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий:

43

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

1

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определении понятий олицетворение, сравнение, контраст, звукопись.

-построение логической цепи рассуждений, при определении художественных особенностей текста

-доказательство при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий:.Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе прозаических текстов.

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказа Т. Собакина «Игра в птиц»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении понятий:


Учимся любить

44

Т. Пономарева «Прогноз погоды»

«Лето в чайнике». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Слушаем музыку А. Лядова «Волшебное озеро»,

К. Дебюсси «Лунный свет»

1

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; анализировать героев

Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить

в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении понятий: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись), при установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями;

- принятие нравственно-этических норм и проявление в общении со сверстниками на примере произведений Бориса Житкова, Саши Чёрного и Т. Собакина;

-воспитание гражданской позиции средствами литературных произведений при чтении рассказов Т. Понаморевой



.

45

Маша Вайсман «Лучший друг

медуз»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с именами писателей и поэтов, названиями их произведений, пересказе (сжатом или выборочном) художественного текста

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при пересказе (сжатом или выборочном) художественного текста, выборе доказательства в сказке С. Козлова и рассказе К.Паустовского, при сопоставлении отрывков разных произведений (А. Куприн "Слон" и К. Паустовский "Заячьи лапы"), выявлении связи произведений литературных с живописными и

46

А. Куприн «Слон»

1

Произведения классиков детской литературы. Произведения

о детях

Уметь работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев

Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план

47

Тематическая проверочная работа по теме «Работа с текстом»

1

Проверить умение работать с текстом



48-49

К. Паустовский «Заячьи лапы»

Проверка навыков чтения

2

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости

музыкальными произведениями при заочных экскурсиях в «Музейный дом»;

- решение проблем творческого и поискового характера при анализе художественных текстов, экскурсиях в « Музейный Дом», составлении устных презентаций;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели при работе с текстами Т. Пономаревой, А.Куприна, К.Паустовского, С.Козлова.

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определении средств художественной выразительности в авторской литературе,

-построение логической цепи рассуждений, при определении темы и основной мысли частей произведения (А.Куприн «Слон»);

-доказательство при обсуждении художественных текстов, установлении связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями

Действия постановки и решенияпроблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при характеристике героев, выборочном чтении и пересказе, самостоятельной работе со словарём и выборе текстов дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении при характеристике героев произведений Т. Пономаревой, А.Куприна, К.Паустовского, С.Козлова, выявлении основной мысли произведений;

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении рассказов Т. Пономаревой, А.Куприна, Маши Вайтсман, К.Паустовского и сказки С.Козлова;

-умение формулировать собственное мнение позицию при определении средств художественной выразительности речи

50

Работа с хрестоматией. В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев

Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план

51














52

С. Козлов «Если меня совсем нет».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари». Слушаем музыку К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Учимся любить».

Заседания для членов клуба

1














1

Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «диалог».

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией

Знать изученные произведения раздела.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять

сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»








Набираемся житейской мудрости

53









54

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

Двучленная структура басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1









1

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль».

Уметь пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при определении структуры басни, поиске «бродячего сюжета» в басне, запоминании названия басен и авторов, выявлении авторского отношения к героям; составлении характеристики, чтении наизусть, умении отличать басню от волшебных и бытовых сказок, объяснении смысла названия басни, умении находить мораль.

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении структуры басни, наблюдении за развитием жанра басни во времени, поиске «бродячего сюжета» в басне, определении жанра пословицы, запоминании названия басен и авторов, заучивании наизусть 2-х басен, выявлении авторского отношения к героям; в составлении характеристики, в чтении наизусть, умении отличать басню от волшебных и бытовых сказок, объяснении смысла названия басни, умении находить мораль, сочинении басни по пословице.

55

Лента времени литературных произведений

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени,

.

56

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности.
И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Уметь размещать литературные произведения на ленте времени

Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей.

Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении структуры басни, наблюдении за развитием жанра басни во времени, поиске «бродячего сюжета» в басне, определении жанра пословицы, запоминании названия басен и авторов, заучивании наизусть 2-х басен, выявлении авторского отношения к героям; составлении характеристики,

чтении наизусть, умении отличать басню от волшебных и бытовых сказок, объяснении смысла названия басни, умении находить мораль, сочинении басни по пословице.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при определении структуры басни, наблюдении за развитием жанра басни во времени, поиске «бродячего сюжета» в басне, определении жанра пословицы, запоминании названия басен и авторов, заучивании наизусть 2-х басен, выявлении авторского отношения к героям; составлении характеристики,

в чтении наизусть, умении отличать басню от волшебных и бытовых сказок, объяснении смысла названия басни, умении находить мораль, сочинении басни по пословице. Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при определении структуры басни,

57

Работа с хрестоматией. И.Крылов «Волк и журавль».

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

58

Работа с хрестоматией. Жан де Лафонтен «Волк и журавль», «Ворона в павлиных перьях».

1

Басни и пословицы. Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

59







60

Происхождение сюжетной части басни из сказки

о животных. Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова к басне.

1







1

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Знать понятие «обстоятельства».

Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией

61

Работа с хрестоматией. Каша из топора

1

Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов

62

Работа с хрестоматией. Солдатская шинель

1

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

63

Работа с хрестоматией. Волшебный кафтан.

1

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

64













65







66








67



















Международная популярность жанра басни и развитие этого жанра во времени.
И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова к басне

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

(наизусть)

Работа с хрестоматией. Индийская сказка «О радже и птичке».

Повторительно -обобщающий урок по теме

«Набираемся житейской мудрости»


1













1







1








1









Связь названия с темой текста, мысль текста. Басни

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп,

Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Уметь анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.

Уметь сравнивать басни

И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

-умение отличать басню от волшебных и бытовых сказок, объяснение смысла названия любой изучаемой басни, умении находить мораль, сочинении басни по пословице (стр. 37, задание 9).

-умение структурировать знания при составлении ленты времени; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера сочинении басни по пословице и самостоятельной работе со сборником басен С. Михалкова.

Логические универсальные действия:

- -построение логической цепи рассуждений, при определении структуры басни, составлении характеристики героев басен Эзопа

-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов при сравнении басен с бытовыми сказками и сказками о животных;

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при самостоятельной работе со словарём, сочинении басни по пословице.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении


Продолжаем разгадывать секреты смешного

68-69




70

Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги
«О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы
3-го класса»

1





1

Произведения о детях. Герои произведения

. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте

Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки

в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений

- при определении понятия гипербола

- при установлении связи произведений литера туры с живописными и музыкальными произведениями;

- принятие нравственно-этических норм на примере произведений Л. Каминского «Сочинение», И Пивоваровой « Сочинение», Н.Тэффи «Преступник» и проявление в жизненных ситуациях;

-воспитание гражданской позиции средствами литературных произведений Н.Тэффи «Преступник».

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками

при определении понятия преувеличение, особенностях построения и основной целевой установке повествования, в нахождении и различии средств художественной выразительности в авторской литературе в выборе и пользовании планом для пересказа, выявлении авторского отношение к герою.

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении понятия преувеличение,

особенностях построения и основной целевой

71

М. Бородицкая «На контрольной».

Л. Яковлев «Для Лены».

М. Яснов «Подходящий угол»

1

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть

Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения

72-73

Н. Тэффи «Преступник»

2

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте

.

74-75

Работа с хрестоматией

Н.Носов

«Мишкина каша».

2

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

установке повествования,

нахождение и различие

средств художественной выразительности в авторской литературе

в выборе и пользовании планом для пересказа, выявлении авторского отношение к герою.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при определении понятия преувеличение,

особенностях построения и основной целевой установке повествования, нахождение и различие средств художественной выразительности в авторской литературе

в выборе и пользовании планом для пересказа, выявлении авторского

отношение к герою.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при определении понятия преувеличение,

особенностях построения и основной целевой установке повествования, нахождении и различии средств художественной выразительности в авторской литературе выборе и пользовании планом для пересказа, выявлении авторского

отношение к герою.

76

К. Чуковский

«От двух до пяти»

Г. Остер «Вредные советы».

Т. Пономарева «Помощь»

1

Юмористические произведения для детей. Построение небольшого монологического высказывания

Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного

Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения

77-78


79

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

2



1

Юмористические произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Знать приемы смешного: путаница, преувеличение.

Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении

Уметь объяснять название произведения; ориентироваться

в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

Знать изученные произведения раздела.







Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при анализе прозаического текста, определении приёма преувеличение

- самостоятельное создание алгоритмов при пересказе произведения И. Пивоваровой «Сочинение»

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели при работе с текстами Г.Остера «Вредные советы», В. Драгунского «Ровно 25 кило»

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия, выведение следствий при определений понятий преувеличение,

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при самостоятельной работе со словарём и текстами дополнительной литературы.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

при анализе текстов Л. Каминского «Сочинение», И Пивоваровой « Сочинение», Н.Тэффи «Преступник»,

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве в работе над стихотворениями М. Бородицкой «На контрольной», М. Яснова «Подходящий угол».

-умение формулировать собственное мнение




Как рождается герой

80

Что характерно для сказочного героя.

Б. Заходер «История гусеницы»

1

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.

Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений определение стилей текста, понятия «сказочный герой» и «герой рассказа», построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром, определении понятия «пейзаж», «натюрморт», проведении исследования по тексту, сжатом и подробном пересказе.

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении стилей текста, понятия «сказочный герой» и «герой рассказа», построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром, определении понятия «пейзаж», «натюрморт», проведении исследования по тексту, определении связи художественных произведений с произведениями живописи и музыки, определении главной мысли текста, делении текста на части, сжатом и подробном пересказе.

81

Ю.Мориц

«Жора Кошкин»

Б. Заходер «История гусеницы»

(продолжение)

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково



82

Б. Заходер «История гусеницы».
Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при определении стилей текста, понятия «сказочный герой» и «герой рассказа», построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром, определении понятия «пейзаж», «натюрморт», проведении исследования по тексту, определении связи художественных произведений с произведениями живописи и музыки, определении главной мысли текста, делении текста на части, сжатом и подробном пересказе.

Контроль

-контролировать способ решения и результата учебной задачи по ранее составленному плану при определении стилей текста, понятия «сказочный герой» и «герой рассказа», построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром, определении понятия «пейзаж», «натюрморт», проведении исследования по тексту, определении связи художественных произведений с произведениями живописи и музыки, определении главной мысли текста, делении текста на части, сжатом и подробном пересказе.

Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при определении стилей текста, понятия «сказочный герой» и «герой рассказа», построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром, определении

83-84

Б. Заходер «История гусеницы»

М. Яснов «Гусеница-бабочка».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина». Слушаем музыку А. Аренского «Ручеек в лесу», С. Рахманинова «Прелюдия

№ 5 соль мажор»

2

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Юмористические произведения для детей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения

Уметь работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя



85

Тематическая проверочная работа по теме «Работа с текстом»

1

Проверить умение работать с текстом

понятия «пейзаж», «натюрморт», проведении исследования по тексту, определении связи художественных произведений с произведениями живописи и музыки, определении главной мысли текста, делении текста на части, сжатом и

подробном пересказе.

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при построении алгоритма поведения героя при встрече с волшебным миром в сказочном произведении Б.Заходера «История гусеницы», при определении связи художественных произведений с произведениями живописи и музыки, определении главной мысли текста, делении текста на части, сжатом и подробном пересказе текстов Б. Заходера, Н.Гарина - Михайловского, Л.Пантелеева.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности при сжатом и подробном пересказе, при характеристике героев, проведении исследования по сказке Б.Житкова ;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного

86

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Различать жанры произведений. Герои произведения

Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)

87

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать понятие «внутренний мир героя».

Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях

88

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Высказывание оценочных суждений

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции,
а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира



89

Л. Пантелеев

«Честное слово»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа

стилей на примере произведения Б. Заходера

«История гусеницы»

Логические универсальные действия:

-подведение под понятия при знакомстве с терминами «пейзаж», «натюрморт», понятиями «сказочный герой», «герой рассказа»;

-построение логической цепи рассуждений при различении понятий «сказочный герой», «герой рассказа», составлении плана;

-выбор оснований и критериев для сравнения при сопоставлении текстов научного и художественного стилей, понятий «сказочный герой», «герой рассказа» при работе с текстом Б. Заходера.

Действия постановки и решения проблем:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера при самостоятельной работе со словарём, при сочинении концовки авторского произведения.

Коммуникативные УУД.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении

при характеристике героев произведений Л.Пантелеева, Н. Гарина- Михайловского;

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при обсуждении поступков героев произведений Л.Пантелеева «Честное слово», Н. Гарина- Михайловского «Детство Тёмы»;

-умение формулировать собственное мнение и позицию при определении главной мысли произведения;

-умение контролировать действия партнера

90-91














92






93-95

Л. Пантелеев

«Честное слово».

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». Слушаем музыку С. Прокофьева «Симфония № 1»

Работа с хрестоматией. Л.Мур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду …»

Работа с хрестоматией. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

2














1

3

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - живописными и музыкальными произведениями

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения



96-97





















98

Н. Некрасов «На Волге», «Не воротиться ли домой?»

Поход

в Музейный дом. Иллюстрация Арсения Мещерского

«У лесного озера».

лушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром

доминор»,

В. Калинникова «Симфония № 1 соль минор»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Как рождается герой»

2





















1


Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции,
а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела

при чтении, подробном и сжатом пересказе, высказывании учащимися собственных суждений.


Сравниваем прошлое и настоящее

99

Поход в Музейный дом. Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». Слушаем музыку Н. Римского-

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Личностные результаты

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений при формировании понятий «история», «традиции» русского народа, слушании музыкальных произведений и сравнивании их с художественными текстами, высказывании оценочных суждений о героях прочитанных произведений, интерпретировании художественных, живописных и музыкальных произведений.


Корсакова из оперы «Снегурочка», И. Стравинского «Народные гуляния на Масленой»


Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках

Регулятивные УУД.

Целеполагание

-определять цель учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками припри формировании понятий «история», «традиции» русского народа, ознакомлении с названиями и авторами художественных и музыкальных произведений, ознакомлении с репродуциями живописных произведений, слушании музыкальных произведений и сравнивании их с художественными текстами, при высказывании в устной и письменной форме своих личных впечатлений от наблюдений, вынесении оценочных суждений о героях прочитанных произведений, интерпретировании художественных, живописных и музыкальных произведений.

Планирование

-определить план решения учебной задачи самостоятельно или совместно с учителем и одноклассниками при формировании понятий «история», «традиции» русского народа, ознакомлении с названиями и авторами художественных и музыкальных произведений, ознакомлении с репродукциями живописных произведений, слушании музыкальных произведений и сравнивании их с художественными текстами, при высказывании в устной и письменной форме своих личных впечатлений от наблюдений, высказывании оценочных суждений о героях прочитанных произведений, интерпретировании художественных, живописных и музыкальных произведений

Контроль

-контролировать способ решения и результата

100-101

Работа с хрестоматией. К.Паустовский «Стальное колечко»

2

Произведения классиков детской литературы

Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения

102

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение

Уметь анализировать характер

и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте

103

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Произведения классиков детской литературы

Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения

104

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Проверка навыков чтения

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Уметь работать с толковым словарем; определять главное чудо

в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение

105

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

Поход

в Музейный дом.

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства -

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство


Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой


с живописными и музыкальными произведениями

и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия

учебной задачи по ранее составленному плану при формировании понятий «история», «традиции» русского народа, ознакомлении с названиями и авторами художественных и музыкальных произведений, ознакомлении с репродукциями живописных произведений, слушании музыкальных произведений и сравнивании их с художественными текстами, при высказывании в устной и письменной форме своих личных впечатлений от наблюдений, высказывании оценочных суждений о героях прочитанных произведений, интерпретировании художественных, живописных и музыкальных произведений. Оценка

-оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при формировании понятий «история», «традиции» русского народа, ознакомлении с названиями и авторами художественных и музыкальных произведений, ознакомлении с репродукциями живописных произведений, слушании музыкальных произведений и сравнивании их с художественными текстами, при высказывании в устной и письменной форме своих личных впечатлений от наблюдений, высказывании оценочных суждений о героях прочитанных произведений, интерпретировании художественных, живописных и музыкальных произведений

Познавательные УУД.

Общеучебные универсальные действия

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при слушании музыкальных произведений и

106

А. Пушкин «Цветок»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя стихотворения

Знать произведения А. С. Пушкина

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших

в прошлых веках

107

Проверочная работа.

Итоговая аттестация

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Проверить умение работать с текстом

108

А. Гайдар «Чук

и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться

в тексте

109

А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

1

Участие в диалоге

о прочитанном

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

110

А. Гайдар «Чук
и Гек» отрывок «Вот и приехали…»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться

в тексте

111

А. Гайдар «Чук
и Гек» отрывок «Одни в лесной сторожке»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

112




А. Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок «Вот оно - счастье!»)

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев



113

А. Гайдар

«Чук и Гек»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

114

Экскурсия в школьную библиотеку. Знакомство с произведениями А.П.Гайдара.

1

Называют произведения

А. Гайдара; находят и анализируют средства выразительности

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

115-116

Поход в «Музейный Дом». К.Юон

« Весенний солнечный день. Сергиев Посад». Слушаем музыку А. Бородина «Богатырская симфония»

2

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями

Уметь сравнивать художественные и музыкальные произведения

117

Работа с хрестоматией. Ю.Коваль «Под соснами». Поход в «Музейный Дом. Выставка рисунка». В.Попков «Интерьер с фикусами», «Семейные фотографии».

1

Связь произведений литературы с

произведениями других видов искусства - с живописными и музыкальными произведениями

Уметь сравнивать художественные произведения

118

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану

Знать изученные произведения раздела.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

119

Итоговое заседание клуба «Ключ

и заря»

1

Понимание основного содержания услышанного произведения

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»























Тематическое планирование

«Литература Вологодского края»

3 класс 17 часов

В.И.Армеева, И.А.Армеева Литература Вологодского края: программно-методические материалы для начальной школы. Книга для учителя. Вологда, 2014г.

В.И.Армеева, И.А.Армеева Доброе слово. Хрестоматия по литературе Вологодского края для младшего школьного возраста. Часть I, Часть II, Вологда, 2010г.

№ урока

Тема урока

Произведения

Виды читательской деятельности

1

«Все как в сказке, все сказочное».

А.Яшин

«Чайка» «Лунный мостик»

«Новая считалка»

Воспроизведение текста произведений по иллюстрациям в книге с сохранением авторского языка произведения. Пересказ сказочного необыкновенного эпизода. Нахождение в произведениях эпитетов, сравнений, олицетворения. Заучивание считалки. Подбор слов, противоположных по значению. Написание отзыва о понравившемся произведении.

2

«Когда я буду большая?»

В.Белов «Мамина дочка»

«Катюшкин дождик»

Чтение названия произведения, рассматривание иллюстрации с целью прогнозирования содержания. Восприятие произведений в чтении учителя и самостоятельном чтении. Составление вопросов по тексту.

3

«На мудрый бабушек и дедушек совет - добрый и ответ».

В.Белов

«Радуга»

«Птички-рукавички»

Восприятие произведений в чтении учителя и самостоятельном чтении. Рассматривание иллюстрации и соотнесение её с текстом рассказа. Составление рекомендательного списка (сборника) произведений автора (вместе с учителем).

4-5

Литературная сказка.

В.Белов «Мишук»

Восприятие произведений в чтении учителя и самостоятельном чтении. Деление на смысловые части. Пересказ, чтение в лицах, инсценирование одной из частей (эпизодов). Сопоставление авторской сказки с русскими народными сказками. Нахождение в тексте народных поговорок, слов, характерных для родного края.

6

«И в шутку и всерьез».

К.Павлов «Ёжик»

А.Пошехонов «Четыре вороны»

Н.Матвеев «Чудеса»

В.Белов «Пошли как новенькие»

Восприятие произведений в чтении учителя и самостоятельном чтении. Определение серьезного и шуточного характера произведений, жанра шуточных произведений (небылица, бухтина). Выявление приемов, с помощью которых создается смешное.

7

Поэт Н.Рубцов о себе и своей «малой» родине.

Н.Рубцов «Аленький цветочек», «Золотой ключик», «Родная деревня»,

«Детство» (отрывок)

Восприятие произведений в чтении учителя и самостоятельном чтении. Чтение словарных статей. Выразительное чтение стихотворений.

8

Былина, записанная в Вологодском крае. «Отчего богатыри перевелись на святой Руси?»

Работа с толковым словариком. Восприятие содержания по вопросам учителя. Сопоставление со знакомыми былинами, выявление своеобразия былин. Составление ответа на вопрос, данный в заглавии

9

Счастливая неповторимая пора. Воспоминания о детстве писателей - земляков.

П.Засодимский «Раннее детство»

К.Коничев «Детство босоногое»

С.Чухин «Законными хозяевами бора»

Нахождение по оглавлению произведений по теме, чтение названий, прогнозирование содержания. Деление стихотворения на смысловые части, нахождение рифмы. Составление рассказа о счастливых моментах своего детства.

10

В.Белов Из «Рассказов о всякой живности»

Нахождение по оглавлению произведений по теме, чтение названий, прогнозирование содержания. Освоение близкого к тексту пересказа, выявление необычного в авторском отношении к персонажам, в языке произведений. Знакомство со словарем «Народное слово в произведениях В.И.Белова». Составление рассказа об авторе.

11-12

Природа и человек.

А.Яшин «Журавли», «Покормите птиц»

О.Фокина «Поймала журавля», «Родник»

Е.Твердов «Ивушка», «Сказочный рыбак», «Полюшка»

Составление рассказов о жизни детенышей животных у человека. Деление рассказа «Ивушка» на части, озаглавливание, различные виды пересказа. Нахождение общего в изображении природы, отношения к ней человека. Нахождение рифмы в стихах. Заучивание закличек. Письменный отзыв об одном из произведений.

13

«Здравствуй, гостья-зима!»

Б.Чулков «Зима», «Зимняя песня»

С.Багров «Под заячьей шубкой»

Выявление чувств, настроения лирического героя. Работа над выразительностью чтения. Нахождение художественных средств языка. Разгадывание загадок по теме.

14

Сказки современных писателей о детях.

Е.Тринова «Откуда кружева пошли»

Определение вида сказки (авторская, бытовая), сопоставление с народными сказками. Составление вопросов по содержанию и иллюстрациям. Составление рассказа о том, как появился этот вид творчества в крае. Использование из книги о писателях сведений о рождении «Кружевных сказок».

15

«Война все чувства наши обострила»

А.Яшин «Не умру»

О.Фокина «В цветной бумажке розовое мыло…»

И.Полуянов «Черника»

Чтение отдельно каждого предложения в стихотворении «Не умру» для наблюдения, в какой момент жизни, как возникает чувство родины, любви к ней, готовности защищать её. Составление вопросов по воспоминаниям бывшего воина.

16

«Нельзя убить жизнь в русском солдате»

А.Медведская. Воспоминания фронтовика (отрывок из рассказа «Двое»).

«Зеленый угор» (отрывок)

Соотнесение рассказа с иллюстрацией «Памятник русскому воину-освободителю в Берлине» (скульптор Е.Вучетич), определение основной мысли произведения. Определение жанра произведения «Зеленый угор» (быль или сказка) на основе анализа текста и иллюстраций, нарисованных автором. Словесное рисование портрета воина, защитника Родины.

17

Итоговая аттестация. Тест.


© 2010-2022