Конспект урока по русскому языку на тему Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тип урока - Урок открытия нового знания.

Класс - 2

Тема: Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине.

Ход урока:

I.Орг. момент. ( 1 мин.)

- Поприветствуем улыбками наших гостей и друг друга. Я желаю вам на протяжении урока отличной работы и хорошего настроения. И думаю, что все задания будут вам по плечу.

II.Целеполагание.

1.Минутка чистописания. (5-7 мин.)

Игра «Лишняя буква» (На лепестках ромашках расположены буквы: е, е, я, ю, и, ь)

- Вот ромашка не простая,

А чудесная какая!
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.

- Какая буква лишняя? (ь)

- Почему?

- Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Могут обозначать звуки, являются гласными)

- Для чего они служат, если стоят после согласной? (Для смягчения согласных)

-Написание этой буквы мы сегодня вспомним.

- Откроем тетрадь по чистописанию на стр.

- Мы пропишем Ь нежной капелькой - вот так Ь (Показ на доске)

- Пропишите первую строчку

- Что написано на второй строчке, прочитайте? (Название месяца) Пропишите.

- Что записано на третьей строчке? (Дни недели) Пропишите.

- Кто написал, возьмите красный карандаш и под самой красивой буквой и самым красиво написанным словом поставьте точку. (Самооценка)

2. Создание проблемной ситуации.

- Что есть во всех этих словах? (ь)

- Где он стоит в слове? (В середине и на конце)

- Для чего служит? (Для смягчения согласных)

- Ь знак - хитрый знак.

Не сказать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

III.Открытие нового знания. ( 2 мин.)

  1. Определение темы и цели урока.

- Ребята, кто из вас уже догадался чем мы будем занимать на уроке? Сформулируйте по этим подсказкам тему урока. (Подсказка: слова на листе: соль, моль, банька, огоньки)

Тема: Буква ь на конце слова и в середине.

С какой целью будем изучать эту тему? ( Научиться писать слова с ь знаком на конце слова и в середине, правильно переносить слова с этой буквой)

IV.Словарная работа. Работа в парах. (Упражнение на мышление) ( 7 мин.)

- Откроем свои тетради, запишем число, классная работа.

- У вас на парте карточка для работы в парах. Положите ее перед собой. Вставьте пропущенные буквы и укажите «лишнее» слово.

1 ряд: Маш…на, пруж..на, ш…шка, портфел…

2 ряд: Ч…шка, тетрад…, щ…авель, ч…йник

3 ряд: Ч…гун, щ…ка, учител…, ч…деса

Проверка выполнения задания. Доказательство, объяснение.

Запись «лишних» слов: портфель, тетрадь, учитель.

- Поставьте ударение. Назовите безударные гласные. Можно ли проверить написание этих гласных? (Нет) Подчеркнуть ь.

Кто такой учитель? Запишем предложение:

Радость учителя - в успехе учеников.

Задание - выделить орфограммы.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

V. Наблюдение над словами с ь знаком. ( 5 мин.)

Игра «Стань волшебником»

- Помогите превратить слово:

ел - ( в хвойное дерево) ЕЛЬ

мел - ( в мелкое место) МЕЛЬ (Указать количество букв и звуков)

угол - ( в топливо) УГОЛЬ

- Что получилось? Запишите.

- А теперь спрячьте ь знак в середину слова:

Пень - … пеньки

День - … деньки

Конь - … коньки

- Запишите. Подчеркните ь знак. Для чего нужен ь знак в этих словах?

VI.Первичное закрепление. ( 10 мин.)

  1. Списать слова, разделив их на две группы. ( Два столбика)

Боль, письмо, сирень, король, долька, крыльцо. (Взаимопроверка)

  1. Работа по учебнику. Упр. 188, с.

Повторение правила переноса.

- Как переносятся слова? (По слогам)

- Как переносить слова с ь знаком в середине?

- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь? (После выполнения упражнения)

3. Задание на внимание:

- Ребята, правильно ли я перенесла слова, если нет, исправьте:

Уголь-ки, ко-ньки, пол-ьза, боль-ной, пальч-ик.

- Где ошибки? Вот вопрос? Кто исправит перенос?

Нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется.

VII. Закрепление изученного. ( 5мин.)

  1. Работа над правилом . (с.113)

  2. Работа у доски:

Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить.

- Подчеркните те слова, которые относятся к теме нашего урока.

Ученик выходит, подчёркивает и объясняет.

- Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)

- приведите свои примеру с ь знаком.

VIII. Итог урока. Рефлексия. ( 5 мин.)

1. Самооценка.

- Послушайте высказывания и поставьте знак + или -:

а) я знаю гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;

б) я знаю, когда буквы е, е, ю, я, и обозначают мягкость согласного звука;

в) я умею писать слова с ь на конце и в середине слова;

г) я умею переносить слова с ь в середине.

2. - Чему учились на уроке?

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Какой секрет русского языка вы теперь знаете? (Когда и зачем пишется ь знак)

- Дружно работая, вы со всеми заданиями справились. Молодцы! Всем спасибо!

Д/з: упр.189.



© 2010-2022