- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса
Программа по внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ягодина Т.И. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма
Рекомендована
методическим объединением учителей начальных классов
Протокол № _______
от «_____»________________ 2014 года
Согласована
«_____»________________ 2014 года
Заместитель директора по ВР
____________________М.Е. Прокофьева
Утверждаю
«_____»________________ 2014 года
директор школы
____________________Т.Г. Цвентарная
Программа по внеурочной деятельности
«Истоки»
для 1 класса, I образовательная ступень
срок реализации 1 год (2014-2015 учебный год)
Составлена на основе авторской программы «Истоки»
И.А.Кузьмина, А.В. Камкина
Составитель Ягодина Т.И.
2014 год
-
Пояснительная записка.
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Задачи:
- Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Общая характеристика учебного предмета. Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Учебный предмет «Истоки» в 1 класс позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. В его основу положено многовековое представление нашего народа о важнейших проявлениях духовной жизни человека, заключающихся в: а) уме (рациональном, интеллектуальном начале в человеке); б) воле (психическом, иррациональном начале); в) чувствах (чувственном, эмоциональном начале), и составляющих в совокупности душу человеческую.
Место учебного предмета в учебном плане: Общий объём учебного времени составляет 33 часа. К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся: -ресурсный круг; -работа в паре; - работа в четверке.
-
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Личностные УУД. 1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению; 2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям. 3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД. 1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов. 2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД. 1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии. 4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения. 5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы 7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
-
Уметь слушать и слышать.
-
Учиться приходить к согласию.
-
Уметь общаться в паре, группе и классе.
-
Приобщаться к единому контексту категорий и ценностпй Истоков.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга -образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский - солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью - библиотеку. Чтение -сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. Обучающиеся научатся: - осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
III. Содержание изучаемого курса.
Мир (8 часов) СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность. МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар. ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга -образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (8 часов) СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающейсиле Слова. ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ (8 часов) РОДНИК - род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник - начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода. ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский - солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память
Книга (8 часов) КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки - добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью - библиотеку. ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение -сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый Форма контроля:
- оценивающий тренинг
Таблица прохождения практической части программы
Тема
Всего часов
Контрольные уроки
« Мир »
8
У-8
« Слово »
8
У-13, 16
« Образ »
8
У-24
« Книга »
9
У-29, 32, 33
Всего:
33
7
IV. Учебно-тематический план (план мероприятий)
Дата
№
урока
Темы уроков
Деятельность учащихся на уроке
Использование ЦОР, ЭОР
Дифференцированное домашнее задание
Раздел «Мир» 8 ч
01.09
1
Вводный урок
Мир и лад Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу?
К. Ушинский «Поле и школа», размышление над пословицами
Совместно с семьей прочитать в учебнике предание на стр. 5-8.
В р.т. раскрасить рисунок
Для родителей: написать для учителя вопросы, возникшие при знакомстве с учебником
08.09
2
Радуга дружбы Работа в микрогруппах «Радужный букет»
Т. Григорьева «Росинка» (с. 5), Е. Пермяк «Надежный человек» (с 6-8) , В.Катаев «Цветик-семицветик»
«1компьютер-1 ученик»
Рисование Цветика-семицветика
Книга для развития уч-ся 1 кл «Добрый плод» 1 ч
15.09
3
Мои близкие и родные люди. Солнышко, мама и папа.
Работа в паре «Родительская любовь».
Стих» Солнышко»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (с 17-32), размышление над пословицами
«1компьютер-1 ученик»
Рисование иллюстрации к стихотворению
Книга для развития уч-ся 1 кл «Добрый плод» 2 ч
22.09
4
Семейный праздник
Работа в микрогруппах «Семейный праздник»
И.С. Шмелева «Лето Господне («Рождество») (с 5-9) стихиА. Кринфского, А.Фета, К. Лукашевич (с10-11), А.Федорова-Давыдова (с16), М.Достоевского «Божий дар» (с12-14) svetoch-opk.ru
«1компьютер-1 ученик»
Графическая мозаика Подарок.
Книга 3 для развития уч-ся 1 кл «Слово Жить» 1 ч
29.09
5
Слово Жить
Работа в микрогруппах «Доброе дело»
И. Шмелева «Лето Господне» («Именины») (с 19-25)
Е. Благинина «Огонек» (с26)
П.Бажов Серебряное копытце» (с 58-59 Азбуки Истоков) svetoch-opk.ru
Книга 3 для развития уч-ся 1 кл «Слово Жить» 2ч
06.10
6
Моя Родина.
Работа в микрогруппах «Слова, посвященные Родине»
Стихи И. Никитина «Русь» (с 5-7), С.Есенина «Береза» (с80, «Тебе одной плету венок» (с12), А Пушкин «Зимнее утро» (с 9), Ф Савинов «Родина», размышление над пословицами
«1компьютер-1 ученик»
Рисование иллюстраций на тему МОЯ РОДИНА
Книга 4 для развития уч-ся 1 кл «Солнце Земли Русской»» 1ч
13.10
7
Щит и герб. Образ защитника Отечества.
Работа в микрогруппах «Защитник. Родины»
Подвиги Георгия Победоносца «Чудо Георгия о Змее», Куликовская битва, Дмитрий Донской Илья Муромец, былина; Е.Санина «Святой благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище» svetoch-opk.ru
20.10
8
Обобщение к разделу «МИР»
Активное занятие в паре «Вопросы - ответы»
АФО оценивающее Работа в паре «Честь по заслугам»
Демонстрация страниц Первой книги. Презентации работ.
Раздел «Слово» 8 ч
27.10
9/1
Слово. Бесценный дар.
Презентация по тексту учебника.
svetoch-opk.ru
Р.т. стр. 18 №1 и2
10.11
10/2
Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Презентация по тексту учебника.
svetoch-opk.ru
Работа над страницей «Добродетель»
Р.т. стр.20 №5, стр. 22 №6
17.11
11/3
Золотое сердечко. Талант. Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях.
Работа в четверке «Пять талантов золотого сердечка» «Почему «верная тропа узка?» - работа в четверке
Презентация по тексту учебника
«1компьютер-1 ученик»
Семейный портрет
Работа над страницей «Мои Таланты»
Работа над страницей «Талант моих родителей»
24.11
12/4
Серебряное копытце. Добро. Доброе дело.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Активное занятие в четверке «Доброе слово»
Презентация по тексту учебника
Прочитать учебник стр.54-57
01.12
13/5
Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающее АФО, работа в четверке «Слово - наука»
Презентация по тексту учебника
svetoch-opk.ru
Работа над страницей «Подвиг Добрыни Никитича»
Работа над страницей «Родительское благословение»
08.12
14/6
Слово о родителях.
Родительское слово. Уважение и почитание
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг «Материнская и отеческая любовь»
Презентация по тексту учебника
svetoch-opk.ru
Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье»
Работа над страницей «Материнская и отеческая любовь»
15.12
15/7
Святое слово. Алеша Попович. Богатырская доблесть.
Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в четверке «Честь»
Презентация по тексту учебника
svetoch-opk.ru
Р.т. стр. 26, №8
22.12
16/8
Обобщающий урок по разделу «СЛОВО»
АФО оценивающий тренинг по разделу.
Презентация по тексту учебника svetoch-opk.ru
Стихотворение
Н. Рачкова «Радостно»
Работа над страницей «Правила нашей жизни»
Раздел «Образ» 8 ч
12.01
17/1
Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Презентация по тексту учебника.
svetoch-opk.ru
Работа над страницей «Наш род»
19.01
18/2
Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля.
АФО работа в четверке «Богатство Родины и богатство языка»
С. Есенин Береза, А. Пушкин Зимнее утро. С. Санин Здравствуй, Русь. Ф. Савинов Родина И. Никитин Русь. Ф. Тютчев Весенняя гроза
«1компьютер-1 ученик»
Рисование сюжета по поэтическим произведениям
Работа над страницей Моя малая Родина»
26.01
19/3
Образ защитника Отечества Солнце земли русской.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО «Подвиг», работа в четверке
Презентация по тексту учебника svetoch-opk.ru
«1компьютер-1 ученик»
Рисунок Образ защитника Отечества
Работа над страницей «Защитники Отечества»
02.02
20/4
Святой Александр Невский. Ангел -хранитель русского народа
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Защитник Отечества»
Е. Санина «Святой благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище»
svetoch-opk.ru
09.02
21/5
Образ праздника
(День Победы)
АФО работа в четверке «Великая победа»
АФО ресурсный круг «Светлая память»
День Победы В. Харитонов
Праздник Победы по Н. Васильевой svetoch-opk.ru
«1компьютер-1 ученик»
Рисунок по теме.
Работа над страницей «День Победы»
Нарисовать символ Победы
02.03
22/6
Покровительство Георгия Победоносца.
Ресурсный круг «Святая память»
Икона svetoch-opk.ru
Прочитать с семьёй статью о Георгии Победоносце, обсудить
09.03
23/7
Покаяние и любовь
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в четверке «На пути покаяния»
Изображение храма svetoch-opk.ru
«1компьютер-1 ученик»
Рисунок по теме.
16.03
24/8
Повторение к разделу «ОБРАЗ»
АФО оценивающее «Вопрос-ответ»
Презентация по тексту учебника
Раздел «Книга » 9 ч
23.03
25/1
Книга - живое существо. Книга. Добро и красота. Творец.
ресурсный круг «Азбука»
Ресурсный круг «Моя первая книга»
Пословицы про книги.
Прочитать текст учебника на стр. 104 и ответить на вопрос «Где человек может получить знания»
06.04
26/2
Святые Кирилл и Мефодий
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?»
Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия.
Стихотворение Хомякова «Просветители славянские»
svetoch-opk.ru
Р.т. стр.18 №1. Какие знания вы получили через образ картины В.Васнецова «Богатыри»
13.04
27/3
Книга книг. Библия.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в четверке «Истина в слове».
Презентация по тексту учебника.
svetoch-opk.ru
Работа над страницей «Библия - книга книг»
20.04
28/4
Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Как предмет Истоки помогает постигать истину?»
Презентация по тексту учебника.
svetoch-opk.ru
Поделиться опытом собирания семейной библиотеки.
Какие книги передаются в семье из поколения в поколение. Почему?
27.04
29/5
Живое слово книги.
Чтение. Сердечный дар.
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО оценивающее, работа в четверке «Книга - культурное наследие народа»
Презентация по тексту учебника.
Работа над страницей «Наша семейная библиотека»
04.05
30/6
Практическая работа
«Моя Первая Книга»
АФО № ресурсный круг «Моя Первая Книга»
Презентация по тексту учебника
С. 121-123
Закончить работу по оформлению Первой Книги.*
11.05
31/7
Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ.
АФО ресурсный круг
« Открытие мира книг» АФО работа в четверке «Слова благодарности книге»
Презентация по тексту учебника svetoch-opk.ru
С.124-125 Мини-сочинение «Моя любимая книга»*
18.05
32/8
Знания и мудрость
Обобщение к разделу «Книга»
Активное собеседование по пословицам.
АФО оценивающее, работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге жизни?»
Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?»
Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru
25.05
33/9
Годовой обобщающий урок. Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово.
Работа в микрогруппах «Как мы изменились за этот год?», оценивающее занятие
Выставка - презентация Первых Книг.
V. Методическое обеспечение курса.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
-
Сайт ОС «Школа 2100»school2100.ru/uroki/elementary/
-
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
-
Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
-
Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
-
Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях svetoch-opk.ru/
VI. Список литературы.
Дополнительная литература для учащихся:
-
В. Белов «Лад»
-
Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
-
История русского быта
Дополнительная литература для учителя:
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
- Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
-
История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,
-
Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
-
Иконография Богородицы
-
История русского быта