Рациональная организация урока в начальной школе - составная часть здоровьесберегающей работы учителя

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

Майнская средняя общеобразовательная школа











Рациональная организация урока в начальной школе - составная часть здоровьесберегающей работы учителя















Автор:

учитель начальных классов Минеева Ольга Илларионовна














Саяногорск, 2015 «Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» [2 с.8] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляющая здоровьесберегающих образовательных технологий. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке: - «хороший смех дарит здоровье»; - мажорность урока; - эмоциональная мотивация в начале урока; - создание ситуации успеха. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, целесообразно проведение физкультминуток примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, необходимо определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки целесообразно проводить, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с игровыми ритмическими движениями, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток необходимо включать:
  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения;
  • укрепления мышц рук;
  • отдых позвоночника;
  • упражнения для ног;
  • упражнения на ковре;
  • релаксационные упражнения для мимики лица;
  • потягивание;
  • массаж области груди, лица, рук, ног;
  • психогимнастика;
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Физкультминутки необходимо проводить в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, требуется открыть фрамуги, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник - растения, наши молчаливые друзья и помощники. В озеленении класса помощь оказывают родители. Предпочтение тона окраски стен кабинета - зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые, соблюдение температурного и воздушного режимов; Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Здоровьесберегающая направленность работы требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Концепция здоровьесберегающего обучения имеет следующую логическую цепочку:

Здоровьесберегающее обучение Направлено на - обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на - принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через - учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к - предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию на уроке, целесообразно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности:

  1. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
  1. Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
На уроке необходимо ставить цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:
  • спокойное общение;
  • ребенка называем по имени;
  • не провоцируем стрессовые ситуации;
  • инструкцию даем один раз, четко её проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным;
  • задавая вопрос, ждем не менее 10с, давая время подумать;
  • хвалим при всех, делаем замечания - наедине.
Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
  1. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
  2. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности - его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике - и на его здоровье.
Технология уровневой дифференциации обучения. Урок строится с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используются трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.
  1. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей на уроке».
а) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на стенах классной комнаты, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). б) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого карточки с заданиями и ответами могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе: на шторах, на шкафах, на стенах. в) дети отслеживают результаты своей учебной деятельности на специальных листах, с изображением «Лесенки успеха», «Пирамиды успеха», «Крепости знаний». Квадратиками различных цветов (красный, синий, зелёный, золотистый) они отмечают не только свои учебные достижения и участие в классных и школьных мероприятий, а также состояние своего здоровья. У каждого учащегося получается индивидуальная траектория овладения общеучебными навыками в тесной связи с воспитательной и здоровьесберегающей работой. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. Игры - хороший отдых между уроками они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В младших классах можно использовать такие игры, как «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Веревочки под ногами», «Гонка мячей по кругу» и др. Таким образом, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Литература: 1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 - 4 классы. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2011. 2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2010. 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2010. 4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
© 2010-2022