- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте на тему: Буква Я (1 класс)
Урок обучения грамоте на тему: Буква Я (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Горлова С.Г. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Класс: 1
-
Тема урока: Буквы Я, я. Строчная буквы я.
Цель урока: познакомить с буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й а], буква «я», как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге -
развивать речь,
-
воспитывать чувства гордости за свою страну,
-
формировать представлений о нашей стране - России, о малой Родине
Задачи урока:
Овладевать навыками чтения слогов, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Организовать самооценку учащимися знаний и умений при выполнении заданий. Планируемые результаты образования: Предметные: воспроизводить название страны. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: целеполагание - переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные - уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация);
Коммуникативные: инициативное сотрудничество - предлагать помощь в сотрудничестве; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: нравственно-этическая ориентация - осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование:
Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор. физическая карта России; фотографии
Мультимедийная презентация, видеоклип
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1
Организационный этап.
Включение в деловой ритм.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Устное сообщение учителя.
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
- Мы дружные!
- Мы умные!
- Мы в первом классе учимся!
- Всё у нас получится!
Подготовка класса к работе.
Познавательные:
- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме
Коммуникативные:
-Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные:
-Мотивационная установка на предстоящую работу.
2
Мотивация к учебной деятельности. Ребята, перед вами три полоски. - Если вы пришли на урок добрыми, с хорошим настроением. Поднимите белую полоску. - Волнуетесь, неуверенно шли на урок, поднимите синюю полоску. - А если вы готовы к любым трудностям, поднимите красную полоску. - Что они вам напоминают?
Флаг России.
Какие цвета составляют флаг России? Во все времена цвету предавали особый смысл.
Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.
Игра «Собери флаг»
- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?
- У каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это - его малая Родина.
- Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.
- Как называется наше село?
Показ
Дети выкладывают из деталей флаг
Понятия малая Родина, Родина
Кинель-Черкассы. Это самое большое село России
Коммуникативные:
способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.
Регулятивные:
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.
3
Постановка темы,
целей и задач урока.
Загадки
Эта буква нам важна:
Слову «Родина» нужна,
«Речь Родная», «Русский» тоже
Без нее прожить не сможет.
Буква нужная, поверь!
Эта буква -... (буква «Р»)
«ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа... («О»)
«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,
«Стул», «Сапожник» и «Салон»,
«Сон», «Симфония», «Страна»,
«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».
Что за буква это, дети,
Встретилась нам в строчках этих? (Буква «С»)
В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква… (С).
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву..(.И)
Учитель: Давайте, друзья, прочитаем слово, которое у нас получилось.
Учитель: Мне кажется, что в этом слове не хватает буквы. Кто из вас догадался какой ?
(ответ детей : не хватает буквы «я»)
Учитель: Правильно буквы я.
Учитель: Может, уже кто-нибудь из вас знает, как выглядит буква «я»? Найдите ее на доске.
- Определите тему сегодняшнего урока. Что узнаете? Чему научитесь?
Работа с новой буквой и звуком. В ваших конвертах находятся слоги, составьте слова РОС СИ Я СЕМЬ Я ЗЕМ ЛЯ
Я ЗЫК Я
Отгадывают загадки
(дети читают РОССИ…) находят на доске букву и составляют слово РОССИЯ Формулируют тему урока. Формулируют цель и задачи.
Работа в паре. Составление слов.
Звуковой анализ слов
Составление схем.
Деление на слоги, постановка ударения.
Многозначность слова земля
Если буква я написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука и звук [а]
Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Познавательные:
самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.
Коммуникативные:
- Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении. Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.
Регулятивные:
- Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.
4
Актуализация знаний.
Ребята, послушайте внимательно стихотворение:
1.Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
2.Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
3. Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
4.И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, - одна! Скажите, о чём это стихотворение? Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине?
- Как называется страна, где мы живём? ( Россия )
Прочитайте на доске: ( РОССИЯ -РОДИНА МОЯ ).
Почему мы так говорим?
Назовите здесь слова, где звуков будет больше, чем букв. Почему? Почему буква Я обозначает два звука?
Дети слушают стихотворение «Уголки России»
Ответы детей.
Познавательные:
- логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Регулятивные:
-планирование, прогнозирование поставленных задач.
5
Первичное усвоение новых знаний.
Физминутка Изучение нового материала
- Вот она, какая Россия, широкая и великая!
Игра «Моя Родина»
Посмотрите на карту. Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. Много ли народов населяет нашу страну? Как можно одним словом назвать жителей России? (Россияне).
Дерево кончается
Где-то в облаках,
Облака качаются
На его руках.
Эти руки сильные
Рвутся в вышину,
Держат небо синее,
Звезды и луну.
Всё это красивая милая Земля
Лес, поля бескрайние,
Дом, моя семья.
Работа с картой.
Ответы детей.
Россияне.
Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.
Познавательные: умение анализировать информацию, структурировать полученные знания, установка на поиск решения проблем.
Личностные: понимание особой роли России в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории.
6
Первичная проверка понимания.
Работа с учебником. с.110-111 Давайте откроем азбуку и прочитаем заголовок. - Что вы видите на с.110? - Название какого города можно прочесть слева на карте? - Почему именно этот город важен для нашей страны? - Причитайте пословицы, чему они нас учат? - Причитайте текст на с.111. - Как называется наша страна? - Что мы посадим у дома? - Кто будет рад? - Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу.
Дети выполняют задание. читают Россия - Родина моя.)
Читают текст о России, отвечают на вопросы.
Дети составляют рассказ о своей стране, семье, селе.
Познавательные:
расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования;
формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей творческой деятельности;
Регулятивные:
- Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий.
7
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(по рабочей тетради)
Самооценка Игра Работа в тетради: Стр.
- Речевая разминка.
Кинель-Черкасская земля! Кинель-Черкасский наш народ! Свет от Московского Кремля, Нам озаряет путь вперед! России уголок родной, Он от реки берет названье, В любви к тебе мое признанье, Судьбой мы связаны одной! Седой гордимся стариной, Достойны сами мы победы, Как наши прадеды и деды, В одном строю мы со страной! А.Жуков.
Кинель с тюркского означает "большая вода". Видимо, давным-давно в реке вода была большая. И, может быть, не только в половодье. Русские для точного перевода к речке Кинель добавили Большой. Есть и Малый Кинель, К названию села присоединили Черкассы переселенцы с украинского поселенья Черкассы. Хотя селились представители многих национальностей с запада и востока.
Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).
Регулятивные:
- Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.
8
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Чтение стихотворения:
Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!
С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждый человек на Земле должен иметь свою большую и малую Родину.
Продолжите предложение
Сегодня на уроке я понял……
Сегодня на уроке я научился……
Сегодня на уроке мне было интересно……
Сегодня на уроке мне было трудно……
Дети слушают стихотворение. Анализируют урок.
Личностные:
понимание особой роли России в мировой истории; чувство гордости за принадлежность к данной стране.
1.Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, -
Что может быть сердцу милей?
3.Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
2.Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, -
Мы в горе и счастье - с тобой!
4.И если бы нас вдруг спросили:
"А чем дорога вам страна?"
- Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, - одна!