Урок обучения грамоте на тему: Буква Я (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Класс: 1

  • Тема урока: Буквы Я, я. Строчная буквы я.
    Цель урока: познакомить с буквой Я, дать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й а], буква «я», как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге

  • развивать речь,

  • воспитывать чувства гордости за свою страну,

  • формировать представлений о нашей стране - России, о малой Родине

Задачи урока:

Овладевать навыками чтения слогов, предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Организовать самооценку учащимися знаний и умений при выполнении заданий. Планируемые результаты образования: Предметные: воспроизводить название страны. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: целеполагание - переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение; предметные - уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация);

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - предлагать помощь в сотрудничестве; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: нравственно-этическая ориентация - осознавать гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование:

Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер, видеопроектор. физическая карта России; фотографии

Мультимедийная презентация, видеоклип

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Устное сообщение учителя.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

- Мы дружные!

- Мы умные!

- Мы в первом классе учимся!

- Всё у нас получится!

Подготовка класса к работе.

Познавательные:

- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-Мотивационная установка на предстоящую работу.

2

Мотивация к учебной деятельности. Ребята, перед вами три полоски. - Если вы пришли на урок добрыми, с хорошим настроением. Поднимите белую полоску. - Волнуетесь, неуверенно шли на урок, поднимите синюю полоску. - А если вы готовы к любым трудностям, поднимите красную полоску. - Что они вам напоминают?

Флаг России.

Какие цвета составляют флаг России? Во все времена цвету предавали особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Игра «Собери флаг»

- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек?

- У каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это - его малая Родина.

- Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

- Как называется наше село?

Показ



Дети выкладывают из деталей флаг

Понятия малая Родина, Родина


Кинель-Черкассы. Это самое большое село России

Коммуникативные:

способность к связной логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

Регулятивные:

-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, обнаруживать и исправлять отклонения от эталона, вносить коррективы и исправлять ошибки.

3

Постановка темы,

целей и задач урока.




Загадки

Эта буква нам важна:

Слову «Родина» нужна,

«Речь Родная», «Русский» тоже

Без нее прожить не сможет.

Буква нужная, поверь!

Эта буква -... (буква «Р»)

«ОблакО», «Очки», «Оса»,

«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа... («О»)

«Скатерть», «Стол», «Салфетка», «Слон»,

«Стул», «Сапожник» и «Салон»,

«Сон», «Симфония», «Страна»,

«Символ», «Сеть», «Стакан», «Стена».

Что за буква это, дети,

Встретилась нам в строчках этих? (Буква «С»)

В небе таял лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква… (С).

Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву..(.И)

Учитель: Давайте, друзья, прочитаем слово, которое у нас получилось.

Учитель: Мне кажется, что в этом слове не хватает буквы. Кто из вас догадался какой ?

(ответ детей : не хватает буквы «я»)

Учитель: Правильно буквы я.

Учитель: Может, уже кто-нибудь из вас знает, как выглядит буква «я»? Найдите ее на доске.

- Определите тему сегодняшнего урока. Что узнаете? Чему научитесь?

Работа с новой буквой и звуком. В ваших конвертах находятся слоги, составьте слова РОС СИ Я СЕМЬ Я ЗЕМ ЛЯ

Я ЗЫК Я

Отгадывают загадки






(дети читают РОССИ…) находят на доске букву и составляют слово РОССИЯ Формулируют тему урока. Формулируют цель и задачи.

Работа в паре. Составление слов.

Звуковой анализ слов

Составление схем.

Деление на слоги, постановка ударения.

Многозначность слова земля

Если буква я написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука и звук [а]

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Коммуникативные:

- Взаимодействуют друг с другом в сравнении и обсуждении. Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Регулятивные:

- Осуществляют взаимоконтроль, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

4

Актуализация знаний.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

1.Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

2.Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, -

3. Мы в горе и счастье - с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

4.И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

- Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, - одна! Скажите, о чём это стихотворение? Должен ли человек знать про свою страну? Почему? Что вы знаете о своей Родине?

- Как называется страна, где мы живём? ( Россия )

Прочитайте на доске: ( РОССИЯ -РОДИНА МОЯ ).

Почему мы так говорим?

Назовите здесь слова, где звуков будет больше, чем букв. Почему? Почему буква Я обозначает два звука?

Дети слушают стихотворение «Уголки России»


Ответы детей.

Познавательные:

- логическое решение проблемы, построение логической цепи размышлений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные:

-планирование, прогнозирование поставленных задач.

5

Первичное усвоение новых знаний.



Физминутка Изучение нового материала

- Вот она, какая Россия, широкая и великая!

Игра «Моя Родина»

Посмотрите на карту. Россия - самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде. И везде живут люди. Много ли народов населяет нашу страну? Как можно одним словом назвать жителей России? (Россияне).

Дерево кончается

Где-то в облаках,

Облака качаются

На его руках.

Эти руки сильные

Рвутся в вышину,

Держат небо синее,

Звезды и луну.

Всё это красивая милая Земля

Лес, поля бескрайние,

Дом, моя семья.


Работа с картой.

Ответы детей.

Россияне.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные: умение анализировать информацию, структурировать полученные знания, установка на поиск решения проблем.

Личностные: понимание особой роли России в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории.

6

Первичная проверка понимания.

Работа с учебником. с.110-111 Давайте откроем азбуку и прочитаем заголовок. - Что вы видите на с.110? - Название какого города можно прочесть слева на карте? - Почему именно этот город важен для нашей страны? - Причитайте пословицы, чему они нас учат? - Причитайте текст на с.111. - Как называется наша страна? - Что мы посадим у дома? - Кто будет рад? - Любовь к Родине начинается с любви к своему дому, своей улице, школе, к своим родителям и своему родному городу.

Дети выполняют задание. читают Россия - Родина моя.)

Читают текст о России, отвечают на вопросы.


Дети составляют рассказ о своей стране, семье, селе.

Познавательные:

расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования;

формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей творческой деятельности;

Регулятивные:

- Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий.

7

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(по рабочей тетради)

Самооценка Игра Работа в тетради: Стр.

  1. Речевая разминка.
Этот пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик - папа, этот пальчик - мама. Этот пальчик - я. Вот и вся моя семья!

Кинель-Черкасская земля! Кинель-Черкасский наш народ! Свет от Московского Кремля, Нам озаряет путь вперед! России уголок родной, Он от реки берет названье, В любви к тебе мое признанье, Судьбой мы связаны одной! Седой гордимся стариной, Достойны сами мы победы, Как наши прадеды и деды, В одном строю мы со страной! А.Жуков.

Кинель с тюркского означает "большая вода". Видимо, давным-давно в реке вода была большая. И, может быть, не только в половодье. Русские для точного перевода к речке Кинель добавили Большой. Есть и Малый Кинель, К названию села присоединили Черкассы переселенцы с украинского поселенья Черкассы. Хотя селились представители многих национальностей с запада и востока.

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Регулятивные:

- Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтение стихотворения:

Берегите Россию - нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.

Берегите Россию - нет России другой!

С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждый человек на Земле должен иметь свою большую и малую Родину.

Продолжите предложение

Сегодня на уроке я понял……

Сегодня на уроке я научился……

Сегодня на уроке мне было интересно……

Сегодня на уроке мне было трудно……

Дети слушают стихотворение. Анализируют урок.

Личностные:

понимание особой роли России в мировой истории; чувство гордости за принадлежность к данной стране.

1.Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, -

Что может быть сердцу милей?

3.Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

2.Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, -

Мы в горе и счастье - с тобой!

4.И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

- Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, - одна!




© 2010-2022