- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект: «Жизнь древних славян»
Проект: «Жизнь древних славян»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишкова Е.Д. |
Дата | 13.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Жизнь древних славян
Цели
деятельности
учителя
Создать условия для ознакомления с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, приобщения младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков; раскрытия значения знания истории своего народа; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления
о том, как была организована жизнь наших далеких предков; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют желание следовать нравственным принципам наших предков, испытывают гордость
за свой талантливый народ; проявляют трудолюбие, положительную мотивацию к учению
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; тестовое задание, словари, энциклопедии; карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян
Основные
понятия
Поляне, дреговичи, словене, древляне, северяне, родимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
взаимодействия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
- Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где
в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд
с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.
На доске записан текст, учитель читает:
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».
- Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды
Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Устные ответы,
организация рабочего места
1
2
3
4
5
6
7
II. Актуализация опорных
знаний
Закрепление изученного материала: фронтальный опрос
- Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (историю: как жили наши предки.)
- Что изучает наука история? (жизнь наших предков.)
- какие пять эпох в истории выделяют ученые?
- Какая из них самая длинная?
- Какая самая короткая?
- Новейшая история - это какое время? (почему её называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)
Отвечают
на вопросы учителя
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации.
Устные ответы
III. Изучение
нового материала
Целеполагание.
- Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли…
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была…
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
- Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Внимательно слушают.
Фронтальная, индивидуальна
Устные ответы,
записи
в тетради
1
2
3
4
5
6
7
Рассказ учителя.
Работа
по учебнику.
- Найдите на карте нашей страны восточно-европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.
- Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.
- Прочитайте в учебнике (с. 34-35) отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен.
- Подчеркните названия племен в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
- Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен, которые вы встречали в летописи.
- Попробуйте прочитать незнакомые вам названия других славянских племен.
- Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:
Ильменские славяне - жители у озера Ильмень. Вятичи - основатель рода Вятко. поляне - жители полей. древляне - жили среди «дерев». дреговичи - догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».
Читают, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют
записи в тетради.
Показывают
на карте.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для
1
2
3
4
5
6
7
Работа
по карте.
- Значит, они жили у… (болот).
- Так кто же они такие, славяне?
- Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».
- Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст.
- Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.
- А какие они были по характеру?
- Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?
- Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами.
- Что такое род? Что такое племя?
- Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.
обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать собеседника и вести диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению
1
2
3
4
5
6
7
Работа
по учебнику.
Рассказ учителя
- Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне?
- Ловили рыбу.
- Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?
- Прочитайте текст в учебнике (с. 36-37).
- Объясните значения слов «собирательство», «борт-
ничество», используя иллюстрации. (бортничество -
сбор меда и воска диких пчел.)
- Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.
- узнаем, как жили наши предки - древние славяне
Читают текст, выясняют занятия славян.
Внимательно слушают
предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве
IV. Самостоятельная работа
с само-
проверкой по эталону
(образцу)
Тестирование.
- проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян. Подчеркните правильный ответ.
1. Славяне жили:
а) в пустыне;
б) по берегам рек и озёр, в лесу и лесостепной зоне;
в) в горах.
2. Что такое бортничество?
а) изготовление бочек из дерева;
б) выдалбливание лодок;
в) собирание мёда диких пчёл.
выполняют
задания теста.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.
Устные ответы,
выполненные
задания
1
2
3
4
5
6
7
Задания из электронного
приложения к учебнику
3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?
а) Ружьё; б) лук со стрелами; в) саблю.
4. Как называлось жилище древних славян?
а) землянка; б) чум; в) пещера.
5. Древние славяне были:
а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами.
- Проверьте тест самостоятельно.
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
Осуществляют самопроверку.
Выполняют
задания
Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
V. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
- Над какой темой работали?
- Что интересного вы узнали из жизни своих предков?
- Какая информация показалась для вас наиболее значимой?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
читают вывод в учебнике (с. 39).
Отвечают
на вопросы учителя
Фронтальная, индивидуальная
Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.
Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности
Устные ответы
VI. Домашнее задание
Комментарий учителя
1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.
2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.
3. Рассказать о русской одежде
Задают уточняющие вопросы
фронтальная
Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач
Жизнь древних славян Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. Женский народный костюм - это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана - разноцветными лентами. Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины - с портянками. Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - все это живое и всеми повелевают боги. Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила всё живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли - Макошью, их сыновей - Даждьбога и Стрибога - богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун - бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия. Перун - славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч - вот откуда появляется гром. Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: бог скота - Велес, бог весны - Ярило, бог лета - Купала, богиня красоты - Лада. Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу - Солнцу - посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца. Самый большой праздник - Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун - ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен - они молили о милости грозное божество.