ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой состав слова.

Ход урока

I. Словарная работа.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

- Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

- Эти слова помогут определить тему нашего ypoкa.

II. Работа над темой.

1. - Сколько букв в слове фонарь! (б)

  • А сколько фонем? (5)
    Записать транскрипцию этого слова.

  • Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

  • Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

  • Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

  • Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
    Записать транскрипцию этого слова.

  • Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

  • На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. - Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

  • Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.

  • Сколько гласных звуков? (6) Почему?

  • Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Игра «Молчанка» Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

  • Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык- называются согласными.)

  • Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков?(36) Почему? .

Это интересно

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Физкультминутка

Покачайтесь, Покружитесь,

Потянитесь, Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

III. Работа с учебником.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

- А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки. Дополнительное задание: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.

  • Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?

  • На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 - коллективное выполнение.

  • Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

  • Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие - бумажка падает.

IV. Итог урока.

  • Что мы выяснили сегодня на уроке?

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные - согласные

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные Тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные - согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс - змеиный слышен свист,

Шшш - шуршит опавший лист,

Жжж - шмели в саду жужжат,

Ррр - моторы тарахтят.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .


© 2010-2022