- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Проектная деятельность в начальной школе
Статья Проектная деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Целюрик И.А. |
Дата | 28.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проектная деятельность в начальной школе.
Основа ФГОС НОО - системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный, то есть систематически грамотно организовывать учебную деятельность младших школьников так, чтобы появилась положительная мотивация.
Современный урок важно начинать с создания ситуации успеха. Учащимся предлагается задание с которым они легко справятся. Появляется положительная мотивация. «Я умею…, я могу, я справлюсь, у меня всё получится…»
Создаётся проблемная ситуация, теперь предлагается задание, с которым дети самостоятельно справиться не могут. Значит надо искать пути решения этой проблемы. Они могут быть разными. На данном этапе надо научить детей определять границы знания и незнания, умениям планировать свою деятельность, ставить цели и учебные задачи, находить пути решения проблемы, составлять алгоритмы и решить проблему с проговариванием во внешней и внутренней речи.
Учителем организуется познавательная деятельность, в ходе которой учащиеся оценивают каждый этап, фиксируют свои действия, демонстрируют знания, проявляют начальные представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения по разным предметам. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Цель педагога на урок постановки учебной задачи - создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Проектная задача принципиально носит групповой характер. Проектная задача - это система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Решение проектной задачи принципиально требует коллективно - распределительной деятельности учащихся - работы в малых группах. При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группах, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Одна из главных задач начальной школы - сформировать группу детей как учебное сообщество. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сообщества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевая стереотипы фронтального обучения. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя.
Например групповой проект «Помоги будущему первокласснику»
Задание Подготовьте и представьте проект «Помоги будущему первокласснику». Помните, как четыре года назад вы в первый раз пришли в школу? Помните, как вы волновались? Ведь вы ещё никого не знали - ни своих одноклассников, ни своих учителей … Вы не знали, где столовая, где библиотека, где спортивный зал, где можно вымыть руки, куда бежать, если упадешь и разобьёшь коленку… Вы даже свой класс не сразу научились находить ... Вспомнили? А первого сентября, когда вы перейдете уже в 5-й класс, на школьной линейке будут стоять новые малыши. И они тоже ещё ничего не знают, и им немного страшно. Они не знают правил поведения в школе, а им так хочется побегать и немножко размяться после урока - ведь они очень устали сидеть за партой … Обсудите в группе, как и в чём вы - будущие пятиклассники - можете помочь будущим первоклассникам. Что вы можете сделать, чтобы будущие первоклассники полюбили вашу общую школу, своих учителей, чтобы у них всё стало получаться, чтобы им было весело и интересно учиться? Составьте список проблем, которые могут возникнуть у будущих первоклассников, выберите три самых, на ваш взгляд, важных, и составьте план помощи первоклассникам в решении этих проблем. По результатам работы подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие:
- заголовок к вашему плану помощи;
- выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх);
- план помощи по каждой из выделенных вами проблем;
- иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим);
- в плане укажите, кто из вас будет отвечать за намеченные дела.
Для выполнения задания вы можете использовать:
-
компьютер и принтер, проектор;
-
магнитную доску с держателями;
- ручки, линейки, ластики, белую и цветную бумагу, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей, клейкую ленту.
Советы по выполнению задания
- Подумайте, чем каждый из вас может помочь малышам. В чём им нужна помощь? Обсудите и решите, как вы назовете свой проект. Решите, как вы будете представлять результаты - в виде плаката или в виде компьютерной презентации.
- Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания, подготовке плаката или презентации. Заполните лист планирования и продвижения по заданию
- Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 20 - 25 минут.
- Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
- Выслушайте отчеты других групп.
- Оцените выполненные вами работы - свою и других групп. Прикрепите свой стикер к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.
- Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Проблема 3.
____________
План помощи
1.
2.
3.
ЗАГОЛОВОК
Проблема 1.
____________
План помощи
1.
2.
3.
Проблема 2.
____________
План помощи
1.
2.
3.
рису-нок
рису-нок
рисунок
Состав группы
А компьютерную презентацию вы можете оформить, например, так:
Проблема 3
Проблема 2
Проблема 1
4
3
план
план
Рис.
план
ТЕМА
2
1
Заключение
Презентацию подготовили:
Текст или рисунок
Спасибо!
5Этапы выполнения проекта
-
Обсудить проект:
-
Какие проблемы самые важные?
-
Делаем плакат или презентацию?
-
-
Составить план.
-
Выполнить проект.
-
Контролировать исполнение.
-
Представить результаты.
-
Проголосовать за лучшую работу.
-
Заполнить лист самооценки.
Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта
- Цель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.
- Примерное время выполнения проекта.
-
Этапы занятия
На данном этапе
В будущем, когда проектная деятельность станет привычной Организационный этап
15 - 20 минут
5 минут Выполнение проекта детьми
30 - 40 минут
20 - 30 минут Презентации работ группами
10 - 20 минут
6 - 10 минут
Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов
10 - 15 минут
5 минут
Итого
65 -95
45 -50
Лист планирования и продвижения по заданию
Код класса ____________ Номер группы _________
Название группы ___________________________________________
Самые важные проблемы будущих первоклассников, в которых мы можем им помочь:
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
Форма представления результата проекта. Отметьте выбранную вами форму:
А. Плакат
Б. Компьютерная презентация
Начало работы __ час ___мин Окончание работы __ час ___ мин
Что делаем
Кто делает
Отметка о выполнении
(+ или -)