Презентация и конспект урока на тему Имена собственные (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Имена собственные. Цели урока: 1. Обобщение знаний о правописании имён собственных. 2. Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы. 2. Формирование познавательных интересов. 3. Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды. Оборудование: компьютер, мультимедиа, дидактический материал для работы в группах, парах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу. 2. Минутка чистописания.
  • Расскажите про букву П.
  • Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.
На доске запись: Презентация и конспект урока на тему Имена собственные (1 класс)
  • Определите порядок написания букв в цепочке.
  • В этой цепочке прописная и строчная буквы П, п чередуются с буквами а, б.
В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П, п и строчные буквы в, г. - Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно. 3. Подготовка к восприятию темы урока. - Какие важные дела есть у большой буквы? Как вы думаете? (Ответы детей) Целеполагание
Ребята, послушайте внимательно вопрос и ответьте на него «Кто провожает вас в школу?» Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников. -Меня в школу провожает мама. -А как зовут твою маму? -Мою маму зовут -мама Валя. -Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы? -Мою маму зовут Валентина Сергеевна. (выслушиваются разные варианты ответов детей) -Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы? -Они пишутся с большой буквы.
1 слайд Сообщение темы урока.
4. Работа над темой урока Актуализация
Подготовленный ребёнок читает стихотворение Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв - подруг. Смотрят с почтеньем На букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове Не зря и не просто Буква такого высокого роста.
2. Слайд Литературная викторина. - Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя. (По щелчку мышки появляются сказочные герои)
Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)
Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)
Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)
Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино) - Как вы думаете, почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей) - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев. Так и в Древней Руси имя человеку давали по его отличительным признакам. Рассказ учителя. В древние времена у людей не было постоянных имён, фамилий и отчеств. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека. Встречались такие названия - имена, как Ждан (ожидаемый), Большой, Первый. Следы этих прозвищ просматриваются в современных фамилиях: Жданов, Большаков, Первухин. Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время его рождения в году: Зим, Вешняк. - Послушайте стихотворение. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России. - Объясните происхождение фамилий. 3 слайд. Объяснить происхождение фамилий. - Почему первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей) Работа в группах Разделить слова на две группы: 1 - имена, 2 - фамилии. - На какие две группы мы разделим слова? Физкультминутка. (5, 6, 7, 8 слайды) 9 слайд - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (Запись на доске). - Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел - это город или птица, Зеленая - это название улицы или цвет, Мишкина Соня - это фамилия и имя). - Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.) - Объясните почтальону, как пишутся имена собственные? 10 слайд - Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. Здравствуй, соня! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть шарик! Твой брат лев. - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы? - Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купила шарик?).- Какой?- А если я скажу, что это не воздушный шарик? Тогда что за шарик купили Леве? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Шарик звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Шарик? Почему? Работа в парах. Исправить ошибки. Физминутка. 5. Закрепление. - Итак, мы уже твёрдо знаем, с какой буквы надо писать имена, фамилии и отчества людей, и знаем, почему возникло такое правило. Значит, вы легко справитесь со следующим с заданием. Будьте внимательны. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! 6 слайд 6. Итог урока Рефлексия - Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.
© 2010-2022