Конспект урока по окружающему миру по теме: Растения, которые мы едим (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учебный предмет: окружающий мир Тема: «Растения, которые мы едим». Класс: 2 «Б» Цель урока: - расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим.
Задачи урока. Обучающие: 1.Содействовать осознанию ценности изученного материала. 2. Формирование навыков работы на интерактивной доске. Воспитательные: 1. Формирование коммуникативных и ценностных компетенций. 2. Формирование умения рефлексировать. Развивающие: 1. Развитие умения анализировать, обобщать, классифицировать. 2. Развитие речи, словарного запаса. 3. Развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности. 4.Развитие зрительного и слухового анализатора для восприятия информации. Тип урока: комбинированный. Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Используемые методы:
  1. Наглядный.
  2. Частично - поисковый.
  3. Элементы проблемного метода.
  4. Эвристический.
Формы работы:беседа, работа на классной и интерактивной досках, работа со справочной литературой, работа по карточкам с заданиями.
Предполагаемый результат.Расширение знаний учащихсяо растениях, которые мы едим, осознание актуальности имеющихся и вновь полученных знаний. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации растений, заранее созданы слайды, C.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка», карточки с заданиями для работы в группах, угощение из хлеба. Структура урока: 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Просмотр отрывка из мультипликационного фильма. 4. Формирование новых знаний. 5. Закрепление изученного. Работа в группах. 6. Выступление групп. 7. Рефлексия. 8. Итог урока. Угощение из хлеба.

Ход урока

  1. Организационный момент
Сейчас я прочитаю стихотворение и вы поймете о чём пойдет речь на нашем уроке. 2. Актуализация знаний. Учитель. Они бывают разные: Полезные, опасные, Красивые, пахучие, С листьями, колючие. Лекарства заменяют, И лакомством бывают, И чаем нас напоят, И даже дом построят. Земли они творения, Зовём мы их … Дети (хором). Растения.
На классной доске картинки с изображением различных растений.
Учитель. Посмотрите на доску. Какое многообразие растений. (Но прежде давайте их назовем.)
Распределите их на 2 группы. Дети. 1 группа - дикорастущие 2 группа - культурные -мак -берёза -ландыш -клён
- капуста - роза - огурец - яблоко -помидор

Учитель. Какие растения называются культурными? Какие дикорастущими? Дети. - Дикорастущие растения растут в дикой природе без вмешательства человека. Они самостоятельно приспосабливаются к изменениям окружающей среды. - Культурные растения - это растения, которые выращиваются человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств и др. целей. Они получены в результате селекции.
  1. Чтение русской народной сказке «Мужик и медведь».

Учитель. А теперь откройте учебники на с. 62 я предлагаю вам прочитать русскую народную сказку.
Учитель. Вы узнали сказку? Дети. - Это русская народная сказка « Мужик и медведь» Учитель. Что можете сказать? - В сказке старик обманул медведя. Какие части растений достались медведю? - Медведю достались невкусные части растений. - Медведь не знал, какие части растений можно употреблять в пищу, а какие нет. Учитель. Так о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Дети. Какие части растений можно употреблять в пищу. Тема сегодняшнего урока, Слайд № Тема урока: «Растения, растения которые мы едим».
4.Формирование новых знаний.
Слайд № с изображением слов: корни, листья, крона, стебель, плоды.
Учитель. Прочитайте слова. -Найдите лишнее. Дети. Лишнее слово « крона». Крона - это верхняя часть дерева. Учитель. Что объединяет оставшиеся слова? Дети. Это части растений, которые мы употребляем в пищу.
Дети выходят к доске и на плакате обозначают части растений.
Учитель. Приведите примеры растений, которые мы едим. Назовите части этих растений.
Дети. - У малины человек употребляет в пищу листья и плоды. - у укропа и петрушки употребляют в пищу стебель и листья. - У капусты употребляют в пищу листья. - Для приготовления лекарства от кашля людям необходим корень солодки.
Слайд № с изображением - моркови, репы, свёклы, редиса, редьки, картофеля.
Учитель. Что объединяет эти растения?
Дети. - Съедобная часть этих растений растёт в земле. - Это полезные растения. - Они растут на огороде. - Это культурные растения. - Это овощи. Слайд № На доске появляется слово - корнеплод.
Учитель. Что такое корнеплод? Дети. - Это корень. Он помогает растениям брать из земли воду и питательные вещества. - Это плод. Съедобная часть растений.
Учитель. А как образовалось это слово? Дети. В этом слове два слова - корень и плод. Учитель. Какая разница между корнем и плодом? Дети. Плод употребляют в пищу, а корень нет. Учитель. Перед нами сложное слово. Оно получилось от слияния двух основ при помощи соединительной гласной. Учитель. Давайте узнаем значение этого слова «корнеплод» в толковом словаре С.И.Ожегова



Учитель. Отгадайте загадки.
  1. Комбайн спешит на косовицу
Собрать созревшую … Дети. Пшеницу
  1. Любит кости грызть наш пёс,
Любит лошадь есть … Дети. Овёс.
  1. Нам подсказали грачи и грачиха,
Где поспевает для каши … Дети. Гречиха.
  1. Поле золотое - в день не обойдёшь,
В поле, словно море, колосится … Дети. Рожь.
  1. Поле в воде всё, вот так сюрприз!
В поле для плова вырастет … Дети. Рис. Слайд № с изображением зерновых культур.
Учитель. Что можете сказать об этих растениях? Дети. - Из зерновых культур делают хлеб, варят каши. - Зерновые культуры полезны для здоровья. - Человек выводит разные сорта этих культурных растений. - Их название произошло от слова « зерно». Учитель. Что мы употребляем в пищу у зерновых растений? Дети. Зёрна. Хлеб пекут из муки зерновых культур. Слайд № Учитель. Какой хлеб едят в вашей семье? Учитель. Почему он бывает белым и тёмным? Дети. Из пшеницы получают белый хлеб, а изо ржи - тёмный. Учитель. Вы так много знаете о хлебе. А я предлагаю вам послушать, какую информацию приготовила. 1.Костя 2. 3. 4.
Слайд № Выступление ученицы.
Сегодня обед не обходится без хлеба. Хлебные злаки люди начали использовать очень давно. Сначала их зёрна варили; печь хлеб научились гораздо позже. Сначала хлеб пекли из растёртых желудей. Прошло время, и люди научились выращивать зерновые культуры - пшеницу, рожь, ячмень. Свежие зёрна можно было есть, а твёрдые сухие - растирали в муку, размешивали в воде и варили кашу или пекли тонкие сухие лепёшки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытывали древние люди, когда увидели, как тесто стало подниматься, словно живое. В ужасе горшок бросили в огонь, чтобы избавиться от наваждения. Тесто испеклось, и получилась мягкая, пышная, вкусная лепёшка. Это было великое открытие! В древности в каждом земледельческом районе были свои хлебные растения: на Ближнем востоке, Средней Азии - пшеница; в Юго-Восточной Азии - рис; в Америке - кукуруза; в Китае - просо и гречиха. Наибольшее распространение получили рис, пшеница и кукуруза. -Рис. Даша. Почти 3/5 населения планеты питаются в основном рисом. Его возделывают там, где тепло и много воды. Это самый урожайный «хлеб». Много риса выращивают в Китае, Японии, Индии, Индонезии. Но население этих стран потребляет весь произведённый рис, поэтому здесь часто его даже закупают за рубежом. Рисовая мука не годится для выпечки хлеба. Его отваривают и употребляют в пищу в чистом виде или в смеси с мясом, рыбой, овощами, фруктами. В азиатских странах строго следят за тем, чтобы варёные зёрна не слипались и были похожи на сухие, потому что по местным обычаям рис едят только руками или с помощью специальных палочек. -Пшеница.Милана. Второй мировой хлеб - пшеница. Её урожайность меньше, чем у риса. В зависимости от климата выращивают разные сорта пшеницы. У пшеницы полые стебли, узкие длинные листья и колосья, в которых созревают зёрна. В них содержатся многие питательные вещества, нужные человеку. В нашей стране под посевы пшеницы заняты большие площади земли. -Кукуруза. Руслан Кукуруза- это древний хлеб американских индейцев. В конце XV века она была завезена в Испанию, где её разводили в садах как диковинное растение. Уже в XVI в. её стали выращивать и употреблять в пищу. Свыше половины её посевных площадей находится в Америке, главным образом в США. Значительную часть урожая кукурузы скармливают скоту. Это очень выгодная кормовая культура, поскольку в пищу домашним животным идёт не только зерно, но и зелёная масса (листья, стебли.) Сейчас выведено много новых сортов кукурузы, один из которых стал любимым лакомством детей и взрослых во многих странах. Это лопающаяся кукуруза. При нагревании зёрна разрываются, и их содержимое выворачивается наружу в виде мягкой рыхлой массы большого объёма, которую называют воздушной кукурузой.
5. Закрепление изученного. Работа в группах.
Учитель. Сейчас я предлагаю вам поработать.
Задание 1. На доске. Расположите картинки в правильном порядке: « Как убирают хлеб». 1 картинка -сеют хлеб 2 картинка - зерно везут на мельницу 3 картинка - из зёрен вырастают колоски 4 картинка - муку отвозят в пекарню 5 картинка - землю пашут 6 картинка - готовый хлеб везут в магазин 7 картинка - колоски жнут и обмолачивают
Правильный ответ: Землю пашут - сеют хлеб - из зёрен вырастают колоски - колоски жнут и обмолачивают - зерно везут на мельницу - муку отвозят в пекарню - готовый хлеб везут в магазин.








Задание 2.
Определите - какой злак идёт на производство круп. Злак
Крупа Пшеница Гречиха Овёс Рис Пшеничная Манная Рисовая Гречневая Овсяная
Правильный ответ: Пшеница - пшеничная или манная. Гречиха - гречневая. Рис - рисовая. Овёс - овсяная Задание 3. Собери пословицу: Хлеб- Хлеб - батюшка, Без хлеба и мёда-
сыт не будешь. всему голова. вода - матушка.
Правильный ответ: Хлеб - всему голова. Хлеб - батюшка, вода - матушка. Без хлеба и мёда сыт не будешь.
??? Подсчитано, что если за один день каждый человек не доест всего 50 граммов хлеба, то это составит 200 кг. 200 буханок хлеба окажутся выброшенными! А как можно употребить чёрствый хлеб?
-Чёрствый хлеб можно кушать с тёплым чаем или молоком. - Из чёрного хлеба можно пожарить сухарики. - Можно приготовить салат. Для этого нужно взять сырую морковь, потереть её на тёрке и обжарить на подсолнечном масле. Сварить 3 яйца и мелко порезать их. Смешать морковь, яйца, сухарики и всё заправить майонезом.
7. Рефлексия. Учитель. Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке? Слайд № Я - узнал - удивился - вспомнил - задумался Дети. -Я узнал, чем отличается корень от плода. - Теперь я буду знать, что такое корнеплод. - Я удивился тому, что люди могут выбрасывать так много хлеба. - Я вспомнил части растений. - Я обратил внимание на то, что у разных растений можно кушать разные части. - Я задумался над тем, что можно сделать из чёрствого хлеба. - А я хочу узнать, у каких ещё растений можно есть стебель.
5.Итог урока. Угощение из хлеба.
Слайд № 12 Учитель. Наш урок я хочу закончить словами поэта Погореловского и угостить вас вкусными и ароматными изделиями из хлеба!
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!


© 2010-2022