Урок окружающего мира по теме Красная книга

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к уроку


Направление

Начальные классы

Предмет

Окружающий мир

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России» Окружающий мир А.А. Плешаков

Класс

2

Количество часов

В год - 68, в неделю - 2

Номер урока

22

Тема урока

Красная книга

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебная презентация Power Point «Красная книга России»

Учитель:

Место работы:

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Материал:

Окружающий мир: 2 кл. : учебник : 1 ч. автор А.А. Плешаков, изд. Просвещение 2013

Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия А.А. Плешаков

Окружающий мир : 2 кл. : методическое пособие А.А. Плешаков

Выставка книг: Красная книга Волгоградской области

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные понятия

Красная книга России, Красная книга Волгоградской области; вымершие виды, исчезающие виды, малочисленные виды, редкие виды, малоизученные виды, восстановленные виды.

Использованные ресурсы:

beon.ru/tests/293-543.htm

news.samaratoday.ru/news/139896/

liveinternet.ru/users/fatamargana/post163586180/

mota.ru/wallpapers/get/id/22772/resolution/1440x900

unmultimedia.org/radio/russian/archives/date/2011/09/

photos.a-vsp.com/pl/natura/mlode_szyszki/

hozyayka.org/kivi.html

feudoroff.ru/photo_part/15/group_part/235

wpapers.ru/wallpapers/animals/Parrots

Цели урока:

Познакомить детей с Красной книгой, некоторыми растениями, животными, помещенными в Красную книгу; раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны. Развивать творческий интерес к познанию природы, внимание, наблюдательность, сообразительность.

Воспитывать у ребят заботу об окружающем мире, правила взаимоотношений человека и природы.

Задачи деятельности учителя

Образовательные:

Познакомить учащихся с Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в Волгоградской области; развивать умение пересказывать по плану, наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к живым существам, бережное отношение к природе; воспитывать способности к сопереживанию; способствовать воспитанию природоохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения; вовлекать в активную деятельность;

Развивающие:

Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения работы с литературой; формировать умения работы со схемами.


Планируемые результаты

Формируемые УУД:

а) личностные: умение бережно относиться к растениям, животным, окружающему миру;

б) познавательные: умение работать с различными источниками информации; умение искать и выделять необходимую информацию;

в) регулятивные: умение сравнивать свой результат с эталоном; способность к мобилизации сил, к преодолению трудностей;

г) коммуникативные: умение общаться и находить пути решения в парах.

Предметные умения:

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; Характеризовать особенности диких и домашних животных. Правила ухода за домашними животными. Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Метапредметные умения:

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Обсуждать и объяснять правила поведения в различных ситуациях.

Межпредметные связи:

Чтение. Математика

Формы обучения:

Деятельностный метод обучения, практикум, исследования, интеллектуальная игра.

Ресурсы:

Раздаточный материал, сетевые ресурсы.


Краткий анализ урока: содержание урока соответствует требованиям государственных программ по окружающему миру. Доступность изложения, полнота и достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении. Научный подход: ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей, полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов, включение в содержание проблем человека. Актуализация опорных знаний представлена в виде короткой беседы по вопросам с опорой на ранее полученные знания, чтобы логически перейти к следующему этапу урока. Генеральная линия урока - «открытие» нового знания выдержана на протяжении этапов урока. Эффективность усвоения материала и активность детей на уроке высокая, потому что дети не получали готовые выводы учителя, а принимали активное участие в добывании новых знаний.

Ход урока


Этапы урока


Цель и задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

- Давайте подарим друг другу улыбку и начнем урок. Слайд № 2

- Не правда ли, прекрасны творения природы, ими только бы восхищаться. (Звучит запись «Звуки леса»)

- Но мы, люди, всегда куда-то торопится: на работу, в школу, по разным делам. Сегодня мне хочется, чтобы мы остановились и оглянулись вокруг.

Порадовались солнцу - оно же светит для нас. Птицам - они поют для нас, растениям - они радуют нас своей красотой. Попробуем?

- Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Актуализация

Цель для учителя: дать возможность самостоятельно вспомнить, выделить группы животных.

Цель для учащихся: уметь группировать животные по их признакам и свойствам.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хочу попросить вас вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке? Слайд №3

-Какую роль кошки и собаки играют в жизни человека?

-А как человек должен относиться к своим домашним питомцам?

- Да, за домашними животными и комнатными растениями мы будем учиться ухаживать и в дальнейшем.

Но, ведь животные и растения окружают нас не только дома. Большая их часть живет в дикой природе.

-Как вы думаете, должны ли мы заботиться о них в условиях дикой природы?

-Давайте послушаем стихотворение. (Читает подготовленный ученик)

-Согласны ли вы с этим? Почему? Слайд №4

- Но, к сожалению, не всегда люди понимали это, и многие животные и растения безвозвратно исчезли, некоторые и сейчас находятся на грани исчезновения. Узнать сведения о таких животных и растениях можно в специальной книге. Кто-нибудь догадался, о какой книге идет речь?

-О кошках и собаках


-Радуют человека, преданные друзья, перевозят людей и грузы, собаки-поводыри, собаки -спасатели, состоят на службе в полиции и др.
-Ответственно: кормить, гулять, играть, лечить и др.

(Ответы детей)

-Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете не останемся и мы.

(Ответы детей)

-Если растения будут уничтожены, то и мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

- Каждое растение, каждое животное необходимо беречь.

(Ответы детей) О Красной книге

Постановка учебной задачи

Цель для учителя: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока.

- Итак, тема нашего урока? Слайд № 5

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке?

-Давайте попробуем вместе найти ответы на ваши вопросы.

- Где вы встречались с красным цветом?


- Что означает в этих случаях красный цвет?

-О чем нам говорит красный цвет?

- Почему эту книгу назвали красной?

- Но о какой опасности?

- Попробуйте сформулируйте цель урока? Чему мы должны сегодня научиться, что должны узнать?

Красная книга

(ответы детей)

-Почему книга называется красной?

-Какие животные и растения туда занесены?
- Красный цвет можно увидеть на пожаре - огонь, в светофоре.

-Сигнал светофора красного цвета - опасность, переходить дорогу нельзя.

- В дорожных знаках красный цвет - цвет предупреждения.

- Красный цвет говорит об опасности.

Эта книга предупреждает об опасности.

Об опасности в природе

(Ответы детей)
-Узнать, что такое красная книга, для чего она создана.

Узнать какие растения и животные в нее внесены.

Построение проекта выхода из затруднения.

Первичное усвоение новых знаний

Физминутка

Работа с учебником

Цель для учителя: дать учащимся конкретное представление о существовании Красной книги, Красной книге Волгоградской области.

Цель для учащихся: уметь перечислить причины исчезновения животных, растений и птиц, выбрать способ защиты своей позиции в конкретной ситуации и аргументировать свой выбор.



Рассказ о неразумном уничтожении животных и растений и необходимости создания документа об охране природы. Слайд №6,7 (Приложение 1)

- А 49 лет назад, в 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё - красная, а страницы разноцветные.

- Как вы думаете, зачем?

- А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение.

Рассказ о животных и растениях расположенных на разноцветных страницах Международной Красной книги Слайд № 8-13 (Приложение 2)

Рассказ о Красной книге Волгоградской области (сопровождается показом книги) (Приложение 4) Слайд № 14

-А теперь отдохнем и продолжим урок.


-Откройте в учебнике с. 88-89. Какое животное узнали?

-Прочитайте названия растений и животных, которые тоже находятся под охраной. (Материал учебника расширяется дополнительной информацией учителя)

(Приложение 5)

-Венерин башмачок занесен в Красную книгу нашей Волгоградской области. Знаете в какой категории? - исчезнувший вид региона.

(Ответы детей)

Сообщение о зубрах

(Приложение 3)

-Руки подняли и покачали,
Это деревья шумят.
В стороны руки и помахали,
Это к нам птицы летят.
Быстро присели, руки сложили,
В норке зверюшки сидят.
Встали и тихо за парты все сели,
Дети учиться хотят.

-Зубр

Читают названия животных, растений и сведения о них.

Рассказ ученика о венерином башмачке. (Приложение 6)

Первичная проверка понимания.

Цель для учителя: установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Цель для учащихся: формировать умение выделять главное; обучающийся сможет задуматься о том, кем он является природе и выразить своё отношение к ней.

Учиться работать в группе, умение договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого.

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах. На листке записаны высказывания, относящиеся к Красной книге. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, на ваш взгляд, то рядом ставьте знак "+", если неверным, то знак "-". (Приложение 7)

- А теперь проверим правильность ответов.

Слайд № 15



Работа в парах

1. Нет. Это список редких и исчезающих растений и животных.

2. Да.

3.Нет. В каждой стране есть своя Красная книга.

4. Да.

5.Нет, это вымершее животное

Рефлексия учебной деятельности

Цель для учителя: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

- Итак, ребята, вы получили ответы на вопросы, заданные в начале урока?

-А над чем вы задумались на уроке? Какие открытия сделали? Что вас удивило?

- А сейчас проверим, как внимательны вы были сегодня на уроке. Ваша задача - узнать по признакам редкое растение или животное.

- Копытное животное, родственник коровы. Живет в лесах.

- Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» или «корень жизни»

-Этот жук самый крупный в нашей стране.

-Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок.

-Журавль с белым оперением.

-И последний вопрос: для чего люди создали Красную книгу?

-Мы - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо уметь дружить с природой. Слайд № 16

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

-Каким был сегодняшний урок?

(ответы детей)

-Зубр



-Женьшень

-Дровосек реликтовый


-Венерин башмачок


-Стерх

-Для того чтоб люди знали исчезающие виды растений и животных;

Для того чтобы люди охраняли растения и животных, занесенных в Красную книгу, и бережно относились ко всем растениям и животным, защищали их.


(ответы детей)

Домашнее задание

Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Цель для учащихся: правильно выполнить домашнее задание

Домашнее задание. Слайд № 17

-Прочитать материал учебника с. 88-91, ответить на вопросы.

-тетрадь с.61 №5, выполняя задание в тетради, вам придется обратиться к разным источникам информации, потому, что вы должны найти интересный материал про редкие виды животных и растений из Красной книги. Где вы сможете его взять?

- Спасибо за урок! Было очень приятно с вами работать.

В библиотеке в книгах, в интернете, детских журналах.




Приложение 1

-Раньше на нашей планете существовало много разных видов животных и растений. И людям казалось, что они всегда будут жить и расти. Они использовали растения для своих нужд, безжалостно уничтожали животных. И пришло время, когда ученые забили тревогу: некоторые виды растений и животных исчезли бесследно.

Никто и ничто уже не вернет их. Некоторые виды растений и животных стоят на грани исчезновения.

Поэтому наступила необходимость создать документ, который бы смог остановить человечество от бездушного уничтожения живой природы, а следовательно, и самоуничтожения. В 1948 году (67 лет назад) учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет - сигнал опасности, он сигнализирует - защити.

Приложение 2

- Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер. Например, странствующий голубь, зебра Квагга, бескрылая гагарка, дронт. Странствующий голубь вымер из этого списка последним. Сначала они вымерли в дикой природе, а 101 год назад последний странствующий голубь умер в зоопарке. Жили они на территории Северной Америки и Канады. Их всех уничтожил человек из-за вкусного мяса или теплого пера.

- На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, т.е. их очень мало, но еще можно встретить. Например: красный волк, лошадь Пржевальского, гепард, синий кит, касатик тонколистный, спепная пустельга и др. Красного волка, например, в нашей стране можно встретить только в одном месте, на реке Амур. А лошадь Пржевальского в дикой природе уже не встретишь, эти лошади живут только в заповедниках и зоопарках.

- На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных - амурский тигр, полосатая гиена, рябчик малый, черный аист, стерлядь и др. Стерлядь имеет очень ценное мясо. В нем содержится много питательных веществ, оно улучшает работу сердца, нервной системы. Из-за вкусного мяса и ценной черной икры, рыбу вылавливали в больших количествах. А еще она гибнет из-за загрязнения вод, потому, что жить может только в пресной и чистой воде.

- На белых - сведения о редких видах, численность этих животных всегда была мала. Например, египетская цапля, слоновая черепаха, жук-геркулес, решеточник красный, карликовый тушканчик, бабочка лента орденская малиновая. О размерах слоновой черепахи можете судить по фотографии. Она живет только в одном месте на планете, на Каймановых островах. А от ядовитого гриба решеточника красного, практически никто не получал отравления. Потому, что встретить его можно очень редко, только в теплых местах, где нет зимы.

- На серых - сведения о малоизученных и редких видах. Например, белобокий дельфин, окапи - лесной жираф, черная касатка, желтая цапля, пчела -плотник. В нашей Волгоградской области живет желтая цапля, но увидеть ее можно только в одном районе области, их насчитывается только 10 пар.

- На зеленых - сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Это, например, зубр, который подвергался большому истреблению, ладожская нерпа, новоземельский северный олень и другие. Об одном из этих животных расскажет … (ученик заранее готовит сообщение о зубрах)

Приложение 3

Сообщение ученика о зубрах: когда-то эти животные водились в больших количествах в лесах Белоруссии. Это очень крупное животное высотой до 2 м, длиной до 3 м. Живет зубр до 27 лет. Из-за вырубки лесов и охоты на этого зверя, их почти не осталось. Встретить зубра можно было только в зоопарке. Тогда люди переселили этих животных в заповедники и стали охранять, сейчас численность этих животных удалось восстановить.

Приложение 4


- Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Впоследствии каждая страна создала свою Красную книгу.

В нашей стране такая книга появилась 37 лет назад, в 1978 году.

-Россия очень большая страна, и в каждом краю или области обитают свои охраняемые растения и животные. И поэтому каждая область нашей огромной страны создала свою Красную книгу. У нас - это Красная книга Волгоградской области.

- Здесь мы не видим разноцветных страниц, но узнать какой статус имеет животное или растение мы сможем по категории. Каждому цвету соответствует своя категория: Слайд № 13

Черный -0

Красный -1

Желтый -2

Белый -3,

Серый -4,

Зеленый -5


Приложение 5

Стерх - очень интересная птица. Она может научиться есть и летать, только если ее будет учить взрослая птица. А так как этих птиц разводят в питомниках, то людям приходится играть роль взрослых птиц. Они надевают на себя костюмы и учат птенцов есть. А для того, чтобы научить их летать, придумали специальные дельтапланы, покрасили их в белый цвет, чтобы они были похожи на птиц. Наш президент В.В. Путин участвовал в этой программе, сам учил летать молодых птиц. Урок окружающего мира по теме Красная книга

Лотос - в нашей области есть одно озеро, которое полностью покрыто этими цветами. Люди, побывавшие на этом озере, говорят, что оторвать глаза от этой красоты невозможно.

Жук дровосек реликтовый - имеет очень большие размеры,

чтобы их представить, покажу его реальные размеры.


Приложение 6

Венерин башмачок- довольно крупное растение. Высота - до 50см. На стебле 3-4 листа и 1-2 цветка. Зацветает только на 15-17 году жизни. Окраска цветов самая разная. Свое название получил по форме цветка, который похож на туфельку, а венериным назван в честь древнеримской богини красоты. Имеет несколько названий -дамская туфелька или девичий башмачок.

Приложение 7

1. Красная книга - это список исчезнувших навсегда растений и животных. -

2. Человек виноват в том, что многие растения и животные стали редкими.+

3. Существует только одна Красная книга.-

4. Красный цвет предупреждает об опасности.+

5. Странствующий голубь относится к редким видам животных. -



© 2010-2022