- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока (выступление)
Технологическая карта урока (выступление)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шестопалова И.В. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
~ 5 ~
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе нового стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Как подготовиться к такому уроку и провести самоанализ? Новые стандарты требуют обновления методической системы, в том числе и подходов к планированию урока. На смену конспекту приходит технологическая карта урока (ТКУ). (слайд № 1) Разработчики технологической карты урока дают такое определение - это способ графического проектирования урока, позволяющий структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Урока для нас, учителей, начинается с осмысления темы, с написания конспекта или технологической карты. Чем технологическая карта урока отличается от традиционного конспекта? (слайд № 2) В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает видение взаимодействий этапов, методов, приемов и содержания урока, педагогического взаимодействия между участниками процесса. В результате все перед глазами учителя. И для администрации школы технологическая карта урока представляет интерес как основа для анализа урока при его посещении. (слайд № 3) Администратор на основе карты может осуществить комплексный анализ урока, включающий:
- оценку соответствия планируемых результатов требованиям ФГОС второго поколения;
- оценку соответствия задач урока планируемым результатам;
- оценку соответствия деятельности учителя и учащихся поставленным задачам урока;
- оценку наличия необходимых и достаточных этапов урока;
- оценку наличия необходимых для решения задач урока материалов и оборудования;
- оценку межпредметных связей, обеспечивающих достижения запланированных метапредметных и личностных результатов;
- оценку активности учащихся в ходе проведения урока.
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
Как видим, здесь отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Но есть предметы, которые предполагают формировать основы гражданственности и нравственные смыслы жизни человека, поэтому отсутствие этого модуля будет уже неправомерным. На основании этого возникает четырехмодульная модель технологической карты: (слайд № 5)
4-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. (слайд № 6)Поэтому, созданная пятимодульная модель карты рекомендуется более опытным учителям:
5-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________
В нашей школе мы пользуемся технологической картой урока, рекомендованной центром развития образования и мониторинга образовательной деятельности Воронежской области. (слайд № 7) Структура этой карты такова:
Ф.И.О. педагога:
Предмет /класс:
Общая информация о занятии
Дата:
Тема:
Цель:
Риски:
Тип занятия:
Материально-технические средства:
Технология (авторская методика):
Структурные параметры
Основные этапы организации учебного времени
Дидактическая цель этапа
Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося
Планируемые результаты
Форма организации межличностного коммуникативного
взаимодействия и вид контроля
Стратегия учителя
Действия ученика
Предметные УУД:
Метапредметные УУД:
познавательные,
коммуникативные,
регулятивные,
личностные
(слайд № 8) При конструировании технологической карты урока можно и нужно опираться на следующие позиции:
-
в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
-
должны быть указаны операции, их составные части.
- в период адаптации к введению ФГОС;
- как постоянная форма проектирования урока;
- в качестве формы - основы для конспекта при аттестации;
- как основа для разработки форм анализа урока, реализующего требования ФГОС.
- чётко фиксирует не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности.