- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по правилам дорожного движения (1-4 классы)
Программа по правилам дорожного движения (1-4 классы)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Казакова Л.С. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 "
п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,
тел./факс (34934) 9-27-45, e-mail: [email protected]
ОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ПДД
Класс: 1-4
Возраст детей: 7 - 10 лет
Учитель начальных классов:
Казакова Любовь Сергеевна
2014/2015 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи программы - знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия; обеспечить грамотность и безопасность движения на дорогах, строгое соблюдение общепринятых правил. В программе описывается содержание занятий по правилам дорожного движения в 1-4 классах. Основными направлениями деятельности по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма являются: работа с учащимися, работа с родителями, работа с ГИБДД, информационно-методическое и материально-техническое обеспечение.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Данная программа: направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания; дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся школы и их родителям; в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания; изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Программа предусматривает такие содержательные линии: занятия по обучению правилам дорожного движения 1- 4 классы (в год по 9 часов в каждом классе); работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте (родительские собрания); проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице; проведение месячника безопасности; сотрудничество с ГИБДД по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах посёлка; Место программы в плане развития школы. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Особенности построения программы. Программа по профилактике предусматривает следующие направления работы:
- Работа с учащимися.
IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по трём ценностным направлениям: • Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. • Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. • Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I класс (9часов)
Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
Занятие № 1 На наших улицах и дорогах Правила поведения на улицах. Город, поселок, улица, где ты живешь.
Занятие № 2 По дороге в школу Переход улицы. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. Организация помощи шестилеткам при переходе улиц и дорого в школу и из школы.
Занятие № 3 Будь внимательным и осторожным Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге осенью и весной.
Занятие № 4 Наши верные друзья на улицах и дорогах Светофор и его сигналы.
Занятие № 5 Знакомство с дорожными знаками Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».
Занятие № 6 Где можно и где нельзя играть Правила поведения детей на улице. Почему нельзя играть на улицах и дорогах.
Занятие № 7 Мы пассажиры Знакомство с транспортом города (поселка). Правила поведения детей в транспорте.
Занятие № 8 Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
Занятие № 9 Экскурсия по городу (поселку) Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах.
II класс (9 часов) Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах (9 часов)
Занятие №1 На наших улицах Город, поселок, где мы живем. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы (мостовая). Перекрестки. Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить, находясь на улице?
Занятие №2 Мы идем в школу Рассказ о микрорайоне, в котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь - самый лучший. Где и как надо переходить улицу, дорогу?
Занятие №3 (ноябрь) Это должны знать все Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улице и дорогах? Как нужно ходить по улицам группами? Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой (дождь, гололед, снегопад) дороге.
Занятие №4 Наши верные друзья Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы: красный свет запрещает движение («Стой»), желтый свет предупреждает о смене сигналов светофора и запрещает движение («Внимание»), зеленый свет разрешает движение («Путь открыт»). Пешеходный светофор и его сигналы.
Занятие №5 Знакомство с дорожными знаками Дорожные знаки: «Пересечение равнозначных дорог», «Пешеходный переход» (предупреждающий знак), «Дети», «Въезд запрещен», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания».
Занятие №6 Где можно играть Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Места для игр и катания на самокатах и велосипедах, санках и коньках.
Занятие №7 Мы пассажиры Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нем. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса, троллейбуса», «Место остановки трамвая». В чем опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства?
Занятие №8 Мы учимся соблюдать правила движения Закрепление знаний и умений по всем темам программы с помощью моделей транспортных средств , макетов средств регулирования, схем улиц и дорог, настольных игр по правилам дорожного движения и подвижных игр и соревнований в зале или на специальной площадке.
Занятие №9 Экскурсия по городу (поселку) Практическое закрепление знаний дорожного движения пешеходов на улице (дороге) и перекрестке.
III класс (9 часов) Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах (9 часов)
Занятие №1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм Повторение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в 1-2 классах. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе, поселке (по материалам местной ГИБДД). Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и из школы, в КСК, библиотеку и т.п.
Занятие №2 Движение пешеходов по улицам и дорогам Соблюдение правил дорожного движения - залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны. Происхождение этого правила. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах. Выбор наиболее безопасного пути в школу.
Занятие №3 Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, посадочная площадка).
Занятие №4 Сигналы светофора и регулировщика Назначение светофора. Зеленый сигнал и его значение. Красный сигнал и его значение. Желтый сигнал и его значение. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходные светофоры и значение из сигналов. Регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
Занятие №5 Правила перехода улиц и дорог Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы (дороги): пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход. Переход улиц и дорог по сигналам светофоров и регулировщика. Переход улицы с односторонним и двусторонним движением. Особенности пересечения загородной дороги при отсутствии обозначенных пешеходных переходов. Выбор наиболее безопасных переходов улиц и дорог по пути в школу.
Занятие №6 Перекрестки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств Поведение пешеходов на перекрестках. Подача водителями предупредительных сигналов световыми указателями поворотов транспортных средств или рукой. Значение этих сигналов для пешеходов.
Занятие №7 Дорожные знаки Предупреждающие: «Пересечение с трамвайной линией», «Приближение к железнодорожному переезду», «Выброс гравия», «Дикие животные», «Падение камней», «Дорожные работы», «Пересечение с велосипедной дорожкой». Запрещающие: «Движение пешеходов запрещено». Информационно-указательные: «Место стоянки легковых такси», «Начало населенного пункта», «Конец населенного пункта». Сервиса: «Больница», «Место отдыха».
Занятие №8 Обязанности пассажиров Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Правила пользования городским и железнодорожным транспортом. Правила поведения учащихся на городском и железнодорожном транспорте. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях.
Занятие №9 Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице Проведение игр и соревнований на специально размеченной линиями дорожной разметки площадке. На площадке устанавливается оборудование: светофоры и дорожные знаки. На перекрестке движение регулируют юные инспекторы движения.
IV класс (9часов)
Занятие №1 Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах (9 часов) Перекрестки и их виды. Дорожная разметка Перекресток - место пересечения улиц и дорог. Виды перекрестов: трехсторонние, четырехсторонние, площади. Границы перекрестков. Дорожная разметка улиц и дорог. Основные линии дорожной разметки и их значение для пешеходов.
Занятие №2 Сигналы для регулирования дорожного движения Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофоров, их значение. Сигналы регулировщика и их значение. Действия водителей транспортных средств и пешеходов по сигналу светофора или регулировщика. Сигналы регулировщика важнее сигналов светофоров (при одновременном регулировании).
Занятие №3 Дорожные знаки и их группы Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Места установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам, изученным в 1-3 классах. Ознакомление учащихся с дорожными знаками: - предупреждающими: «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога», «Приближение к железнодорожному переезду»; - приоритета: «Главная дорога»; - запрещающими: «Движение на велосипедах запрещено»; - предписывающими: «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; - информационно-указательными: «Дорога с односторонним движением», «Дорога для автомобилей»; - сервиса: «Больница», «Пост ГАИ», «Гостиница или мотель».
Занятие №4 Правила перехода улиц и дорог Правила перехода улиц и дорог. Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрестки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора или регулировщика. Выбор наиболее безопасного пути в школу, библиотеку, магазин, на стадион и т.п. Переход улиц с односторонним и двусторонним движением.
Занятие №5 Тормозной путь транспортных средств Автомобиль и другие транспортные средства мгновенно остановить нельзя. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами.
Занятие №6 Виды транспортных средств Автомобили: грузовые, легковые, специальные. Их назначение. Автобусы и такси, трамваи и троллейбусы - городской общественный транспорт. Железнодорожный транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.
Занятие №7 Настольные игры по правилам дорожного движения Закрепление знаний по правилам дорожного движения с использованием наборов по правилам дорожного движения и настольных игр.
Занятие №8 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах проводятся на специально размеченной дорожной разметкой площадке, автогородке, автодроме, автотрассе и т.п. устанавливаются светофоры, дорожные знаки, на перекрестках и пешеходных переходах движение регулируют юные инспекторы движения, в качестве транспортных средств используются самокаты, велосипеды, педальные и электрические микроавтомобили.
Занятие №9 Итоговое занятие Проверка знаний учащихся по правилам дорожного движения и безопасности поведения на улицах и дорогах проводится в форме викторины, уроков вопросов и ответов и т.д. Родительские собрания (в течение года):
1.«Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения. Информация о ДДТТ за летний период. Правила личной безопасности для учащихся - создание индивидуальных маршрутных листов»;
2.«Психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде»;
3. «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма. Особенности зимнего периода в профилактике дорожного травматизма»;
4. «Ваш пассажир ребенок»;
5. «Если Вы купили ребенку велосипед и скутер»
В течение года:
-
Беседа с инспектором ГИБДД о профилактике ДДТП
-
Оформление стендов по ПДД
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
Характеристика деятельности учащихся
по плану
факти-чески
по плану
факти-чески
1 класс (9 часов)
1
На наших улицах и дорогах
1
сентябрь
Знать правила поведения на улицах.
Разбирать конкретные маршруты учащихся в школу.
Уметь ориентироваться по светофору и его сигналам.
Знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Дети».
Соблюдать правила поведения в транспорте.
Моделировать и изготовлять настольные игры по ПДД.
2
По дороге в школу
1
октябрь
3
Будь внимательным и осторожным
1
ноябрь
4
Наши верные друзья на улицах и дорогах
1
декабрь
5
Знакомство с дорожными знаками
1
январь
6
Где можно и где нельзя играть
1
февраль
7
Мы пассажиры
1
март
8
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах
1
апрель
9
Экскурсия по городу(посёлку)
1
май
2 класс (9 часов)
1
На наших улицах
1
сентябрь
Соблюдать правила поведения на улице.
Помогать малышам переходить улицу.
Знать дорожные знаки: «Пересечение равнозначных дорог», «Пешеходный переход», «Место стоянки», «Пункт первой медицинской помощи».
Закреплять знания и умения по ПДД с помощью моделей транспортных средств.
2
Мы идём в школу
1
октябрь
3
Это должны знать все
1
ноябрь
4
Наши верные друзья
1
декабрь
5
Знакомство с дорожными знаками
1
январь
6
Где можно играть
1
февраль
7
Мы пассажиры
1
март
8
Мы учимся соблюдать правила движения
1
апрель
9
Экскурсия по городу(посёлку)
1
май
3 класс (9 часов)
1
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм
1
сентябрь
Знать наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Соблюдать правила дорожного движения -залог безопасности пешеходов.
Различать элементы улиц: проезжую часть, тротуар.
Уметь ориентироваться по светофору и его сигналам.
Переходить улицы с односторонним и двусторонним движением.
Знать дорожные знаки: «Приближение к железнодорожному переезду», «Падение камней», «Движение пешеходов запрещено».
Знать правила посадки и высадки из общественного транспорта.
2
Движение пешеходов по улицам и дорогам
1
октябрь
3
Элементы улиц и дорог
1
ноябрь
4
Сигналы светофора и регулировщика
1
декабрь
5
Правила перехода улиц и дорог
1
январь
6
Перекрёстки и их виды
1
февраль
7
Дорожные знаки
1
март
8
Обязанности пассажиров
1
апрель
9
Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице
1
май
Участвовать в играх и соревнованиях на специально размеченной линиями дорожной разметки площадке.
4 класс (9 часов)
1
Перекрёстки и их виды
1
сентябрь
Знать виды перекрёстков: трёхсторонние, четырёхсторонние, площади.
Различать дорожные знаки: «Круговое движение», «Дорога для автомобилей», «Велосипедная дорожка», «Пост ГАИ».
Правильно переходить улицу и дорогу.
Учитывать факторы, влияющие на величину тормозного пути.
2
Сигналы для регулирования дорожного движения
1
октябрь
3
Дорожные знаки и их группы
1
ноябрь
4
Правила перехода улиц и дорог
1
декабрь
5
Тормозной путь транспортных средств
1
январь
6
Виды транспортных средств
1
февраль
Знать виды и назначение транспортных средств.
Закреплять знания по правилам дорожного движения с использованием наборов по ПДД и настольных игр.
Участвовать в соревнованиях на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
7
Настольные игры по правилам дорожного движения
1
март
8
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах 1
апрель
9
Итоговое занятие 1
май
VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по ПДД.
2.Книги Н.А.Извековой «Правила дорожного движения» (1-4 класс).
3.Макеты дорожных знаков, зебра, дорожные знаки (бумажные), жезл регулировщика, костюмы для выступления, наглядный материал для оформления праздников, воздушные шары, красный и белый флажки, демонстрационные плакаты по ПДД.
Технические средства обучения 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок. 2.Магнитофон. 3.Мультимедиапроектор. 5.Компьютер. 6.Проектор.
Экранно-звуковые пособия 1.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 2.СД-диски с записью музыки.
Игры и игрушки 1.Настольные развивающие игры, викторины, ребусы.
Оборудование класса 1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2.Стол учительский с тумбой. 3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. 4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. 5.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
Интернет-ресурсы
1.Газета «1 сентября». - Режим доступа: festival.1 september.ru
2.Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режимдоступа: http//uroki.ru
3.Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193
4.Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su. - Режим доступа: pedsovet.su
XIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсенина Е.Н. «Внеклассные мероприятия в начальной школе» - Вып.3., Волгоград: Учитель, 2007;
2. Воронова Е.А. «Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе», Ростов - на - Дону: Феникс, 2006г
3. Л.И. Жук «В лучах светофора», Изд. ООО «Красико-Принт», 2003;
4. Дитрук В.П. «Правила дорожного движения для школьников», Ростов - на - Дону: Феникс, 2006г.
5. Ковальчук В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 - 4 классы», М.: ВАКО, 2004г.
6. Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора»
7. Я иду через дорогу., М.: Арсенал - М, 2005 г.
8. Н.А.Извекова «Правила дорожного движения»: Учеб. пособие для 1-4 кл.-9-е изд.-М.: Просвещение,1985
12