- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа русский язык 4 класс Школа 2100
Рабочая программа русский язык 4 класс Школа 2100
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Снакина А.С. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №44 им. Деева В.Н.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры
учителей начальных классов
Руководитель кафедры
____________________
Протокол № 1 от
«» августа 2015г.
Заместитель директора по УВР
Л.В. Лавренюк
« » 2015г.
Директор МБОУ гимназия №44
Л.С. Жуковская-Латышева
Приказ № от
« » 2015г.
Рабочая программа Наименование учебного предмета _Русский язык ___ _________ ____________________ Класс____________4Б____________________________________________________________________________ ___ Уровень общего образования начальное общее образование Учитель Снакина Алла Сергеевна ____________________________________________________ ______________________ Срок реализации программы___2015-2016 учебный год____________________________________________________ _________ Количество часов по учебному плану всего 170 часов в год; в неделю 5 часов Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Примерной основной образовательной программы. В 2-х Книгах. Книга 2. Под науч.ред. Д.И. Фельдштейна. Образовательная система «Школа 2100» 2012г. Учебник Русский язык авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронин; М.БАЛАСС 2012г. Министерством образования и науки РФ. (название, автор, год издания, кем рекомендовано) Рабочую программу составил (а)______________________________________________________Снакина А.С. _________
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, О.В.Чиндиловой «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»). Согласно учебному плану гимназии на изучение курса выделено 170 часов (5 часов в неделю). Цель курса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык». Задачи курса: - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; - осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; - формирование у детей чувства языка; - воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; - сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи четвероклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях: 1. Количественное (в ходе образования слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей. 2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными- членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3. Развитие связной устной речи, письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4. Обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию. Обучение каллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыков письма в одну линейку. Формы организации образовательного процесса:
- Метод сотрудничества;
- Методики проектирования;
- Деятельностный подход;
- Работа по алгоритму.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и при выявлении качества освоения учащимися знаниями и овладения предметными и метапредметными УУД, требования к уровню подготовки учащихся задаются в соответствии с требованиями ФГОС НОО на двух уровнях:
- учащиеся научатся;
- учащиеся получат возможность научиться.
Выявление уровня овладения учащимися предметными, надпредметными и личностными УУД наиболее приемлемыми являются следующие формы контроля достижений учащихся:
Контрольных диктантов- 10
Контрольных работ - 1
Проверочных работ - 7
Контрольное списывание- 2
Обучающее изложение - 7
Обучающее сочинение - 11
Свободный диктант - 2
Учебно-тематический план по курсу «Русский язык»
-
Тема блока
Количество часов
Примечание Повторение Предложение и текст Слово Повторение Резерв
17
35
101
8
9
Содержание учебного предмета «Русский язык»
170 часов (5 часов в неделю)
Вводный урок (2 ч)
Повторение. (15 ч)
Предложение и текст. (35ч.)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово. (101ч.)
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч.)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч.)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч.)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина - длинный, сон - сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1-3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (8 ч.)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (9 ч.)
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
-производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
-правильно писать слова с изученными орфограммами;
-видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
-находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
-пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
-различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
-ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
-производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
-разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
-писать подробное изложение текста повествовательного характера (90-100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
-читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
-воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
-создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- владеть типом правильной читательской деятельности;
-читать учебно-научный текст изучающим чтением;
-читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);
-составлять предложения по схемам;
-читать и составлять простые таблицы;
-писать подробное изложение доступного текста-повествования;
-писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
-использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
-подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи
-выполнять фонетический разбор доступных слов;
-выполнять разбор по составу доступных слов;
-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
-выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
-выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
-видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
-писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
-писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;
-писать частицу не с глаголами;
-писать буквосочетание -тся--ться в глаголах;
-писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
-ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
-ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
-графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
-находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться: Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действия:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно определять цель урока, находить несколько вариантов решения учебной задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильности выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя в учебнике и в словаре; - строить логическое рассуждение, включающее установление прчинно-следственных связей; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении; -понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; -ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -понимание чувств одноклассников, учителей.
учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
-
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
-
Компьютер с учебным программным обеспечением.
-
Ксерокс и принтер.
-
Магнитофон.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Веселая азбука Кирилла и Мефодия (CD).
- БДЭЭ: Детский энциклопедический словарь (CD).
Литература для учителя
1. Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева; БАЛАСС 2011г. Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса.
2. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./ Под науч.ред.
Д.И.Фильдштейн. Изд.2-е, доп.-БАЛАСС 2011г. Сборник программ.
4. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; БАЛАСС 2012г. Учебник Русский язык для 4 класса.
Литература для ученика
1. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина; БАЛАСС 2012г. Учебник Русский язык для 4 класса.
3. Н.А.Исаева; БАЛАСС 2012г. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» для 4 класса.
4. М.А.Яковлева; БАЛАСС 2014г. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык» для 4 класса.
5. Л.Ю.Комиссарова; БАЛАСС 2012г. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 4 класса.
6. Е.В.Бунеева; БАЛАСС 2013г. Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар.1,2) для 4 класса.
7. Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, С.А.Козлова, О.В.Чиндилова; БАЛАСС 2011г. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального
образования для 4 класса.
Наглядные пособия. Таблицы и схемы по основным темам курса «Русский язык. 4 класс»:
- Предложение
- Части слова
- Алфавит
- Связь слов в предложении
- Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу
- Написание ь
- Безударная гласная в корне
- Главные и второстепенные члены предложения
- Род имён существительных
- Число имён существительных
- Падежи