- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока. Литературное чтение (букварный период) (ОС «Школа России»)
Конспект урока. Литературное чтение (букварный период) (ОС «Школа России»)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нургалиева Л.С. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Оборудование: УМК "Школа России", "Азбука" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, с.39; презентация; карточки для индивидуальной работы; конверты с сюжетными рисунками
Ход урока. 1.Организационный момент -Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть. Прозвенел звонок, Начинается урок. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. 2. Актуализация знаний. - Ребята, мы продолжаем знакомиться с жителями города Алфавитинск. Давайте вспомним кто живёт в этом городе? (буквы) -На какие две большие группы делятся все буквы? (гласные и согласные) а) Дом с гласными буквами. - Какие буквы живут на первом этаже? (буквы, которые указывают на мягкость согласного звука). - Какие буквы живут на втором этаже? (буквы, которые указывают на твёрдость согласного звука). б) Дом с согласными буквами - Какие буквы живут на первом этаже? (глухие согласные) Какие буквы живут на втором этаже? (звонкие согласные) г) Дом с Ь, который звука не обозначает 3. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы - Для чего мы всё это вспомнили? (Эти знания нам помогут при изучении нового звука.) - А какой это звук вы узнаете, отгадав загадку. Этот маленький зверёк Зёрна запасает впрок. Щёки набивает так, Это делает ….(хомяк) - Верно. А теперь выделите первый звук в этом слове. Итак, тема сегодняшнего урока: «Звуки [х] и [х'] и буква, которая их обозначает». Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Я вам помогу, продолжите начало моего предложения: -Мы познакомимся… (со звуками [х], [х'] и буквой, которая их обозначает. - Мы научимся отличать…(звуки [х] [х'] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв. -Мы научимся читать…(слоги, слова с новой буквой). - Ребята, определите место новой буквы в городе Алфавитинске. (Предположения детей) Вывод: для того, чтобы это сделать, нужно сначала дать букве характеристику. А поможет нам это сделать наш друг - звуковичок. 4.Открытие нового знания. (На доске неоформленная схема-человечек)
?
- Подумайте, где может проживать этот звук: в доме гласных или согласных звуков? (предположения детей) - Значит, этот звук согласный? Давайте убедимся в этом. Попробуйте пропеть этот звук. Значит это какой звук? А какую же шапочку носят согласные звуки? (учитель надевает синюю шляпу на схему-человечка) - Раз он согласный, что мы можем про него еще узнать? (твёрдость и мягкость) - Составьте звуковую схему слова Хомка. (Делим слово на слоги, выделяем первый звук в первом слоге) _ Он твёрдый, значит, покрасим один башмачок синим цветом. Посмотрите, что держит Хомка в руках? (Орехи). Составьте схему этого слова. Что можно сказать о звуке [х] в этом слове? (он мягкий, значит, второй башмачок будет зелёного цвета). - Всё ли мы узнали о звуке? (нет, нужно определить глухой или звонкий) _Какой же это звук? (глухой, так как произносится без голоса) Вывод: звук [х] согласный, он может быть твёрдым и мягким, глухой. Какой же буквой обозначаются эти звуки при письме? (показ буквы) . Можно ли теперь определить, где будет проживать наша новая буква? (да, в доме с согласными буквами, на 1этаже) - А есть ли сосед у буквы на втором этаже? Значит, что еще можно добавить в характеристику звука? (она непарная) 5.Первичное закрепление. - Рассмотрите заглавную и строчную букву Хх. Чем они отличаются? - На что похожа буква "ха"? (ответы детей) (Стихотворение читает учитель). Х на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь - порешь, хочешь - шьешь, Хочешь - сам себя стрижешь. - Найдите и покажите новую букву в алфавите.
Физминутка.
Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать. - Рассмотрите рисунок. Назовите слова, где есть звуки [х]. 6.Организация работы по чтению и анализу слогов, создание проблемной ситуации. - Ребята, буква Х дружит с гласными буквами и если она встанет с ними рядышком, то получатся слоги. Давайте попробуем определить с какими буквами дружит буква Х. Для этого на карточках, которые лежат у вас на партах, соедините стрелками букву Х с гласными, образуя слог. Придумайте слово с этим слогом. (самостоятельная работа детей: хо - хорёк, ха - хата и т.д.). - Где у вас возникло затруднение? ( с гласными Я, Ы, Ё) -Какой вывод можно сделать? (сверка с эталоном) Вывод: буква Х не дружит с гласными Я, Ы, Ё. 7. Упражнение в чтении слогов. -А теперь поупражняемся в чтении слогов. - чтение слогов в полголоса - чтение слогов хором - прочитайте слоги, которые начинаются с твердого согласного звука - прочитайте слоги, которые начинаются с мягкого согласного звука. 8.Организация работы по чтению и анализу слов. - Давайте откроем стр. 39 учебника и прочитаем слова с новой буквой. - жужжащее чтение - чтение слов хором - чтение слов парами, объяснить чем похожи, чем отличаются - чтение слов не составляющих пару (слова с противоположным значением) 9.Организация работы по чтению и анализу текста - А теперь прочитайте текст. Придумайте заголовок к тексту. 1).Чтение текста учителем (двух предложений, остальное - хорошо читающими детьми). 2). Подбор заголовка («Скоро осень») 3). Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Что надо убрать до холодов? - Какие машины выходят на поля? 4).Работа над развитием речи. - Ребята, посмотрите, что держит в руках Хомка? (хлеб, батон, булка) - Хомка хочет узнать, как хлеб на стол пришёл? (дети высказывают свои предположения, затем парная работа с сюжетными картин- ками). - Достаньте картинки из конвертов и расположите их по порядку. Подготовьтесь рассказать. Определитесь, кто будет рассказывать. - Давайте проверим, правильно ли вы рассказали (проверка по эталону) Рассказ учителя: Сначала зёрнышки сажают в землю. Из них вырастают вот такие колосья. Когда колоски созревают,выходят в поле комбайны и скашивают их. Зерно сыплется в машину. После специальной обработки зерно отвозят на мельницу, где из него получают муку. Из муки в пекарне замешивают тесто, из которого выпекают хлеб и другие кондитерские изделия. Затем его отвозят в магазины. - Очень долог и труден путь хлеба к нашему столу. Чтобы в каждой семье был хлеб, трудится очень много людей. И вам, наверное, не раз говорили, что хлеб нужно беречь. - А как вы бережёте хлеб?(ответы детей)
VIII. Подведение итогов Оцените свою работу на уроке продолжив предложения: - Сегодня на уроке я узнал…. - Меня удивило…. - Я запомнил….