- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа для детей с ЗПР
Программа для детей с ЗПР
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колмыкова Е.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено «Утверждаю»
на педсовете Директор школы
30.08.2008года О.Н. Малая
Приказ №123 от31.08.2007г
Целевая программа
«Коррекционно-развивающее обучение»
МОУ средней общеобразовательной школы № 14
города Костромы
на 2007-2012 год
Паспорт целевой программы «Коррекционно- развивающее обучение»
Наименование Программы «Коррекционно- развивающее обучение» Нормативная база для разработки Программы 1.Закон РФ «Об образовании» ст. 50 п. 10 2.«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01 г. ч. 2 п. 30. 3.Инструктивное письмо МО РФ от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».
Заказчик программы Педколлектив школы, родители ( в том числе законные представители, родители замещающих семей) Основные разработчики Программы Творческая группа педагогов школы ( администрация, члены ПМПк, члены методического совета) Цель Программы Создание условий в общеобразовательной школе, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития образовательного стандарта, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся.
Задачи Программы 1.Обеспечить своевременное выявление детей с образовательными затруднениями. 2.Осуществлять комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности. 3.Проводить индивидуальную коррекцию развития детей с ЗПР. 4.Оказывать помощь семье в коррекционно-развивающем процессе. 5.Осуществлять сотрудничество с учреждениями социокультурной среды микрорайона и города для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности.
Основные направления работы 1.Организация коррекционно-развивающего обучения в ОУ. 2.Диагностическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения. 3.Кадрово-методическое обеспечение 4. Управление коррекционно-развивающим обучением. 5. Сотрудничество с семьей, учреждениями микрорайона, города.
Ожидаемый результат 1.Овладение учащимися специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР образовательными стандартами. 2. Положительная динамика развития учащихся. 3. Переход учащихся на более высокий уровень развития, увеличение числа учащихся, интегрированных в общеобразовательную среду. 4. Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) VII вида 9 классов.
I. Концептуальные подходы.
1.1. Обоснование проблемы и необходимость её решения
В условиях модернизации российского образования, исходя из потребностей обучающихся школы, коррекционно-развивающее обучение является актуальным.
Социальный состав контингента обучающихся:
воспитанников детских домов -12% ,
детей из приёмных семей -2,2%,
детей опекаемых -2,2%,
детей, находящихся в Центре реабилитации несовершеннолетних, -3,8%,
детей с задержкой психического развития, обучающихся в специальных (коррекционных 7 вида) классах ,-16%,
детей-инвалидов -1,2 %,
больных детей, находящихся на индивидуальном обучении, -1,9%,
детей, состоящих на учете в школе,- 2,5%,
детей, состоящих на учете в ПДН,- 1,6,
многодетных семей- 4%,
неблагополучных семей-7,3%,
малообеспеченных семей -14,3%
-безработных -3,8%
-детей-чернобыльцев -0,6%,
детей, страдающих хроническими заболеваниями -14,7%
Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития.
Недостаточное формирование способностей к усвоению знаний у этих учащихся сочетается с ослабленным нервно-психическим или соматическим здоровьем. Трудности в обучении могут быть обусловлены незрелостью эмоционально-личностной сферы, снижением уровня развития познавательной деятельности или сочетанием тех и других неблагоприятных факторов. Значительную роль в неуспеваемости детей играет неблагоприятная ситуация развития, в частности - отсутствие стимуляции развития познавательной деятельности. Итак, задержка психического развития может быть обусловлена следующими причинами: - социально-педагогическими (отсутствие заботы родителей, нормальных условий для обучения и воспитания детей, педагогическая запущенность, нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации); - физиологическими (тяжелые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.) Задержка психического развития проявляется в нарушении познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, возбудимости или вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций, понятий. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании. Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, осваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания отличает детей с ЗПР от олигофренов. У детей с ЗПР потенциально сохранены возможности интеллектуального развития. Им необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную среду. Коррекционно-развивающее обучение позволяет обеспечить оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Коррекционно-развивающее обучение - форма дифференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов КРО, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье. Коррекционная направленность обучения обеспечивается набором базовых учебных предметов .Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований стандарта. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально- групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть коррекционно-развивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря, но могут быть и предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения . Значительное место занимают также логопедические занятия для детей, имеющих речевые нарушения.
Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется ее комплексностью, то есть тесным взаимодействием педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников.
Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в развитии психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно -развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся
Развитие системы КРО требует реализации новых подходов к системе подготовки и переподготовки кадров. Для работы с детьми необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук и хорошо ориентирующихся в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии.
Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка специалистами школьного психолого-педагогического консилиума. Для четкого определения задач коррекционной работы необходимо проводить диагностику причин, вызывающих у детей трудности в обучении. Коррекционно-развивающее обучение должно осуществляться в единстве с этой диагностикой. При соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности, и своевременном выявлении возникающих у ребенка проблем можно получить хорошие результаты. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обучению дети поступают в обычные классы традиционной системы обучения или, наоборот, при необходимости продолжения коррекционной работы, - в классы КРО.
Учитывая особенности контингента обучающихся, педагогам школы необходимо решать проблемы детей с трудностями в обучении, , поиска дифференцированных форм организации обучения, обеспечивающего полноценное образование и развитие детей с задержкой психического развития, охрану их соматического и психического здоровья.
1.2. Цель и задачи коррекционно-развивающего обучения.
1.2.1 Цель коррекционно- развивающего обучения Целью коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР является создание условий в общеобразовательной школе, способствующих освоению ими образовательного стандарта, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся. 1.2 .2.Задачи коррекционно-развивающего обучения. Задачи коррекционно- развивающего обучения:
- обеспечить своевременное выявление детей с образовательными затруднениями,
- осуществить комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности,
- проводить индивидуальную коррекцию развития детей с ЗПР,
- оказывать помощь семье в коррекционно-развивающем процессе,
- осуществлять сотрудничество с учреждениями социокультурной среды микрорайона и города для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности.
1.3. Принципы коррекционно-развивающего обучения.
1. Единство диагностики и коррекции недостатков развития. 2. Системность. 3. Комплексность. 4. Индивидуализация коррекционной работы. 5. Дифференциация. 6. Сотрудничество с семьей, учреждениями социокультурной среды.
1.4. Нормативно-правовое обеспечение коррекционно-развивающего обучения.
Перечень нормативных документов.
- Письмо Управления специального образования Минообразования России от 30 мая 2003 г. № 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»
- Закон РФ «Об образовании» ст. 51 п. 10.
- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01 г. ч. 2 п. 30.
- «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии» от 12.03.1997 г.
- Постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №212 от 10.03.2000 г.
- Приказ МО РФ «Положение о классах компенсирующего обучения» от 8 сентября 1992 года
- Инструктивное письмо МО РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов».
- Приказ МОРФ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии».
- Письмо МО РФ «О специальных классах выравнивания для детей с ЗПР» (сборник приказов № 21 за 1988 год).
- Письмо МО РФ № 72-М от 17.09.85, 17-154-6 от 30.06.89, 252-М от 27.05.76. 17-122-6 от 25.05.90. 22-0208/11 от 23.01.90.
- Решение коллегии МО РФ № 3/1 от 09.02.99 г. «О психолого-педагогической социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования».
- Письмо МО РФ «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР» от 30.06.89 г. № 17-154-6.
- Письмо МО РФ «О приведении в соответствие с законом РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 5.04.1993 г. №63-м.
- Письмо МО РФ «О приведении государственной аттестации выпускников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII вида» № 29/21-6 от 15.05.2002.
- Письмо МО РФ от 03.08.2000 № 22-06-862 «Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии».
- Письмо МО РФ от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
II. Основные направления коррекционно-развивающего обучения в ОУ.
1. Организация коррекционно-развивающего обучения в ОУ. 2. Диагностическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения. 3. Кадрово-методическое обеспечение программы 4. Управление коррекционно-развивающим обучением. 5. Сотрудничество с семьей, учреждениями микрорайона, города.
2.1. Организация коррекционно-развивающего обучения. Специальные (коррекционные) VII вида классы для детей с ЗПР организуются в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (п. 10 ст. 51). ,«Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, на основании Письма Министерства общего и профессионального образования от 04. 09. 97 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида». Коррекционные VII вида классы в общеобразовательном учреждении открываются Управлением образования Администрации города Костромы по ходатайству муниципального общеобразовательного учреждения на основе заявления родителей и заключению-рекомендации ПМПК. В специальных (коррекционных) VII вида классах для детей с ЗПР образовательный процесс осуществляется на основе адаптированных учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения, календарно-тематического планирования. При адаптации программ особое внимание следует уделять овладению детьми практических умений и навыков, уменьшению объема теоретических сведений, включению отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения с учетом объяснительных записок с рекомендациями к изменениям, внесенным в программу массовой школы для обучения детей с ЗПР (5-9 классы), разработанных в НИИ дефектологии по согласованию с Министерством образования РФ. Обучение регламентируется базисным учебным планом. Перевод детей в общеобразовательные классы осуществляется по мере коррекции отклонений в развитии по рекомендации школьного ПМПк в 4, 5 - 9 классах, после повторного обследования на ПМПК по завершении начальной ступени образования. Наполняемость класса, группы продленного дня для детей с ЗПР - до 12 человек. Государственная (итоговая) аттестация за основную школу проводится в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) I - VII вида. Выпускники сдают экзамен по математике и русскому языку (диктант или изложение по решению педсовета) письменно и одному из выбранных обучающимися предметов устно. Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания билетов к устному экзамену составляются предметными педагогическими сообществами и утверждаются ГМЦ. В целях коррекции отклонений в развитии, ликвидации пробелов в знаниях проводятся индивидуально-групповые, коррекционные занятия. Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь.
2.2. Диагностическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения.
Цель диагностического сопровождения КРО - выявить затруднения учащихся, определить основные направления коррекционной работы. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе данных психолого-медико-педагогических диагностик. Педагог-психолог проводит систематическое отслеживание динамики развития ребенка. Изучается:
- уровень и динамика развития познавательной сферы;
- уровень и динамика развития эмоционально-волевой сферы;
- психологический микроклимат в классном коллективе, эмоциональное самочувствие ребенка;
- уровень адаптации к начальному, основному звену обучения;
- мотивация учащихся.
- уровень владения ЗУН ,учитель физической культуры определяет уровень физического развития детей с ЗПР;
- уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся (организационных, информационных, мыслительных, коммуникативных).
- уровень воспитанности;
- уровень участия в делах класса и школы;
- занятость в системе дополнительного образования.
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- «трудных учащихся», определяет причины отклонений в поведении.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развития зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени; развитие слухового внимания и памяти; развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков соотносительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции ,алгоритму; формирование умений планировать свою деятельность; развитие комбинаторных способностей.
- Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умений видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
- Развитие речи, владение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- Коррекция девиантного поведения.
2.3. Кадрово-методическое обеспечение программы «Коррекционно-развивающее обучение».
Продуктивность коррекционно-развивающего обучения зависит от квалификации кадров ОУ. Методическая работа направлена на совершенствование владения педагогами технологии коррекционно-развивающего обучения, оказание помощи учителям при работе в специальных (коррекционных) VII вида классах для детей с ЗПР. В педагогической деятельности КРО реализуются следующие принципы:
Принципы
Методы и приемы реализации 1. Мотивация к учению
- Ситуация успеха.
- Актуализация и обогащение жизненного опыта.
- Рефлексивная деятельность.
- Планирование учебной деятельности, ее результатов.
- Ликвидация пробелов в знаниях.
- Мобилизующее начало урока.
- Индивидуальные задания.
- Задание по степени нарастающей трудности.
- Паузы перед заданиями.
- Использование ярких примеров, образов, интересных познавательных сведений.
- Наглядные средства обучения.
- Нетрадиционные уроки.
- Выполнение задания по образцу.
- Самостоятельная работа.
- Помощь педагога.
- Перенос способа умственной деятельности.
- Минутки развития.
- Упражнения по коррекции высших психических функций.
2.4. Управление коррекционно-развивающим обучением.
Целью управления коррекционно-развивающим обучением является создание условий для усвоения учащимися специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР образовательного стандарта, для позитивной динамики развития детей Задачи управления:
- осуществлять анализ состояния и результатов КРО;
- принимать управленческие решения по устранению негативных тенденций, выявлению передового педагогического опыта;
- выявлять методическое обеспечение образовательного процесса, состояние воспитательной, профилактической работы;
- развивать ученическое самоуправление;
- привлекать родителей (законных представителей) к управлению образовательным процессом;
2.6. Сотрудничество с семьей, учреждениями социокультурной среды микрорайона и города. Цель сотрудничества: обеспечение оптимальных условий для коррекции развития учащихся с учетом их индивидуальных способностей, потребностей. Задачи:
- осуществить просвещение родителей по вопросам коррекционно-развивающего обучения, оказать содействие семье в воспитании детей с отклонениями в развитии,
- содействовать профопределению учащихся 9 классов,
- осуществлять профилактику правонарушений, беспризорности, безнадзорности, вырабатывать потребность в здоровом образе жизни,
- способствовать развитию интересов, потребностей учащихся через систему дополнительного образования.
Объекты сотрудничества
Формы сотрудничества Детдом №1, детдом п. Волжский, городской центр реабилитации несовершеннолетних.
- Консультации.
- Профвсеобуч.
- Участие в работе ПМПк, педсоветах, совещаниях при директоре, «круглых столах», торжественных линейках, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, профсовете, родительском комитете.
- Рейды в семьи.
- Индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
- Профилактические мероприятия.
- Участие в работе профсовета
- Беседы.
- Консультации.
- Дни открытых дверей.
- «Круглые столы».
- Участие в работе родительских собраний.
- Участие в презентации элективных курсов.
- Участие в работе кружков.
- Совместные внеклассные мероприятия.
III. Мероприятия по реализации программы «Коррекционно-развивающее обучение».
№ п/п
Содержание
Дата
Ответственные
I. Организация коррекционно-развивающего обучения
1 Изучение нормативных документов, связанных с обучением детей с ЗПР. Регулярно Администрация ОУ, учителя
2 Составление учебного плана.Отражение в школьном компоненте коррекционно- развивающей направленности обучения Ежегодно Администрация ОУ
3 Направление на ПМПК учащихся с трудностями в обучении для определения маршрута обучения. Ежегодно Февраль-март Администрация ОУ, кл. руководители
4 Комплектование специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР. Апрель-август ежегодно Администрация ОУ
5 Открытие специальных (коррекционных) VII вида классов по разрешению Управления образования Администрации города Костромы, на основе заключений ПМПК, заявлений родителей. Август Малая О.Н.
6 Организация групп продленного дня. Сентябрь Зам.директора по УВР
7 Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации в 9 классе. Май-июнь Зам.директора по УВР
II. Диагностическое сопровождение учащихся специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР
1 Изучение:
- уровня и динамики развития познавательной сферы;
- уровня и динамики развития эмоционально-волевой сферы;
- уровня адаптации к начальному, основному звену обучения, вновь прибывших обучающихся, выявление причин дезадаптации;
- мотивации учащихся;
-
психологического микроклимата в классном коллективе, эмоционального самочувствия;
- уровня развития общеучебных умений и навыков (организационных, информационных, мыслительных, коммуникативных);
- уровня владения ЗУН;
- уровня обученности;
- уровня познавательной и творческой активности;
- уровня физического развития;
- уровня воспитанности;
- уровня участия в делах класса и школы;
- занятость в системе дополнительного образования.
Январь-февраль Ежегодно
Сентябрь-май
Регулярно
Регулярно
Январь-май
Октябрь
Педагог-психолог
Учитель-предметник
Учитель физической культуры Классные руководители
2 Выявление:
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определение причин отклонений в их поведении;
- детей с нарушением речи, определение динамики развития.
Регулярно
Сентябрь-май
Социальный педагог
Учитель -логопед
3 Изучение рекомендаций ПМПк по обучению детей с ЗПР Сентябрь Кл. руководители, учителя
4 Знакомство с результатами диспансеризации детей, медицинскими обследованиями. Ежегодно Медицинский работник
III. Кадрово-методическое обеспечение программы «КРО»
1 Курсовая подготовка учителей, работающих в специальных (коррекционных) VII вида классах для детей с ЗПР. Ежегодно Малая О.Н.
2 Составление тематического планирования. Сентябрь Учителя
3 Разработка программ личностного развития учащихся на основе диагностик, их реализация. Ежегодно Учителя
4 Работа творческой группы учителей «Коррекционно-развивающее обучение». Ежегодно Психолог, зам. директора по УВР
5 Пополнение картотеки «Коррекционно-развивающее обучение». Ежегодно Зав. метод. кабинетом
6
7 Семинары по проблемам коррекционно-развивающего обучения Семинары по распространению опыта работы: «Организация коррекционно- развивающего обучения в общеобразовательном учреждении»; «Коррекционно-развивающая направленность обучения в общеобразовательном учреждении»
Ежегодно
2007-2008
2008-2009 Зам. директора по УВР Администрация школы
8 Работа школьного ПМПк. Ежегодно Зам. директора по УВР, психолог
8 Совершенствование дидактической системы учителя по работе в классах КРО. Ежегодно Зам. директора по УВР, психолог
9 Пополнение банка передового опыта по работе с детьми с ЗПР. Распространение передового опыта работы в специальных (коррекционных) VII вида классах: - проведение открытых уроков, коррекционно-развивающих занятий; - участие в методической декаде «Механизмы совершенствования образовательного процесса», -конференции « Использование современных образовательных технологий для повышения эффективности образовательного процесса» Ежегодно
В течение года Ежегодно Учителя, зам. директора по УВР
Учителя
Администрация
10 Обобщение опыта работы в специальных (коррекционных) классах: Королевой О.А. Балагуровой О.Ю.
2007-2008 2008-2009 Руководители педагогических сообществ, зам. директора по УВР
11 Аттестация учителей, работающих в специальных (коррекционных) VII вида классах на квалификационную категорию. 2008-2009уч.год Администрация ОУ
12 Проведение коррекционно-развивающих занятий. В течение года Учителя,педагог-психолог
13 Организация работы по коррекции ЗУН на основе индивидуально- тематических диагностик, карт знаний обучающихся В течение года Учителя
14 Работа творческой группы «Коррекционно- развивающее обучение» В течение года Педагог- психолог
15 Организация занятости детей в системе дополнительного образования. Сентябрь-май Кл. руководители
16 Обсуждение рейтинга класса по качеству знаний, уровню обученности, посещаемости. 1 раз в четверть Кл. руководители
17
Педсоветы:
«Возможности базисного учебного плана для развития личности ребёнка, его способностей, удовлетворения образовательных потребностей, адаптации к жизни в обществе»
«Эффективность информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе» 2007-2008 г.
2008-2009 г. Администрация ОУ
18
Участие в городском конкурсе «Инновационный проект» на гранд Главы города «Социальная адаптация, коррекция развития, реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях функционирования единого образовательного пространства» 2008 Администрация ОУ
Деятельность психолога
1 Знакомство педагогов с результатами диагностик на ПМПк, индивидуально, на заседаниях творческой группы. Регулярно Педагог-психолог
2 Оказание помощи педагогам по составлению программ личностного развития учащихся специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР. Сентябрь Педагог-психолог, заместитель директора по УВР
3 Составление и реализация программ по коррекции развития детей на основе диагностических данных. В течение года Педагог-психолог
4 Консультации для педагогов, родителей по коррекции развития детей. В течение года
5 Тренинги для педагогов по работе с детьми, имеющими в развитии.
6 Организация и проведение педмастерской «Приемы, направленные на самопознание, самоопределение, саморазвитие учащихся». 2007 г. Психолог, зам. директора по УВР
Деятельность логопеда
1 Логопедические занятия для детей с ЗПР. По расписанию Учитель-логопед
2 Работа с речевой картой детей. В течение года
3 Определение результативности работы. май
Деятельность социального педагога
1 Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации. Регулярно Соц. педагог
2 Организация работы шефов над «трудными». Рейды в семьи учащихся. В течение года
3 Просвещение родителей учащихся специальных (коррекционных) VII вида классов. В течение года
4 Организация недели правовых знаний. Октябрь
5 Проведение операции «Подросток». Май-сентябрь
6 Вовлечение в кружки, спортивные секции учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь Соц.педагог
7 Участие в месячнике по ЗОЖ. Октябрь
IV.Управление коррекционно-развивающим обучением
1 Подбор кадров для работы в специальных (коррекционных) VII вида классах. Май-август Директор ОУ
2 Контроль тематического планирования. Сентябрь Зам.директора по УВР
3 Контроль технологии преподавания в специальных (коррекционных) VII вида классах. Февраль Администрация ОУ
4 Контроль ЗУН учащихся, посещаемости. Декабрь-май Учителя, зам.директора по УВР
5 Контроль за составлением программ личностного развития учащихся. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в 9 классе. Сентябрь
Июнь-август Учителя, зам.директора по УВР
6 Классно-обобщающий контроль специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР. Анализ реализации программ личностного развития учащихся. Февраль
Май Администрация ОУ
Учителя, зам.директора по УВР
7 Анализ работы творческой группы «КРО». Май Зам.директора по УВР
8 Анализ работы учителей, социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда по работе с учащимися специальных (коррекционных) VII вида классов. Май Администрация ОУ
9 Мониторинг распределения выпускников 9 классов. Сентябрь Кл. руководители
10 Мониторинг развития детей с ЗПР. Оформление карт диагностических решений. Регулярно Кл. руководители, зам. директора по УВР
11 Контроль личных карт обучающихся май Зам. директора по УВР
V. Сотрудничество с семьей, учреждениями микрорайона.
1 Организация работы педвсеобуча. 1 раз в месяц Кл. руководители
2 Проведение родительских собраний, консультаций для родителей. Посещение семей учащихся Регулярно Кл. руководители .психолог, соц. педагог, администрация ОУ
3 Участие в работе педсоветов ПМПк администрации детских домов, ЦРН.
Администрация ОУ
4 Привлечение к работе с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, инспектора по делам несовершеннолетних, КДН и других правоохранительных структур. Регулярно Соц. педагог
5 Использовать сетевую городскую модель для осуществления предпрофильной подготовки учащихся. В течение года Администрация ОУ
6 Дополнительное образование детей на базе ДТЮ «Жемчужина», ДЮСШ №9, клубом «Спарта» и др. В течение года Кл. руководители
7 Сотрудничество с библиотекой №12. В течение года Кл. руководители
IV. Ожидаемые результаты
1. Овладение учащимися специальных (коррекционных) VII вида классов для детей с ЗПР образовательными стандартами. 2. Положительная динамика развития учащихся. 3. Переход учащихся на более высокий уровень развития, увеличение числа учащихся, интегрированных в общеобразовательную среду. 4. Профессиональное самоопределение выпускников специальных (коррекционных) VII вида 9 классов.