Дополнительная общеобразовательная программа Школа АБВГДейка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа АБВГДейка»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа «Школа АБВГДейка» рассчитана на одногодичное обучение детей 6-7-летнего возраста. Развитие речи предполагает освоение детьми основных языковых единиц (звуков, слов, словосочетаний, предложений) и механизмов речи (восприятие речи, создание речевых высказываний, воспроизведение). Развитие речи идѐт по четырѐм основным направлениям: развитие звуковой стороны речи, обогащение словаря, работа над словосочетанием и предложением, развитие связной речи. На данных занятиях основное внимание уделяется развитию двух видов речевой деятельности: слушанию и говорению. Основная цель: всестороннее развитие ребенка: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению. Задачи программы:

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционный аппарат, дикцию;

- расширять словарный запас детей;

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать умение составлять речевые высказывания на основе личных впечатлений, на основе услышанного и прочитанного, на основе иллюстраций;

- обучать использованию в речи слов, словосочетаний и предложений разных видов;

- развивать умение отвечать и задавать вопросы;

- развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, созданию рассказов, сказок, стихотворений;

- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики (обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.).

Общая характеристика программы

Развитие речи - интегрированный курс, включающий основные направления развития дошкольников:

  • игра;

  • ознакомление с художественной литературой;

  • развитие речи;

  • развитие мелкой моторики;

  • обучение чтению.

Структурно занятия по развитию речи разделяются на несколько этапов. В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определённое количество времени. На некоторых занятиях работа с кубиками, таблицами и иллюстрациями может проводиться параллельно с работой над упражнениями по развитию мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. При дифференциации заданий может быть использована индивидуальная или групповая форма работы с детьми по формированию и развитию навыка чтения. Как известно, одним из мощнейших средств развития ребёнка является игра. Играя, ребёнок органично встраивается в сложный процесс овладения различными учебными умениями и навыками. При этом он осваивает то, что требует большого труда в школе. Буквально с первых шагов обучение превращается для детей в желанное, доставляющее радость занятие. Содержание программы Развитие звуковой стороны речи Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Выработка отчѐтливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков. Совершенствовать фонематический слух: дать представление о звуке, учить выделять отдельные звуки, называть слова с определѐнным звуком, определять место звука в слове. Развитие связной речи Развивать связную монологическую речь ребенка: построение связного высказывания, пересказ литературного произведения, составление рассказов, сочинение сказок, загадок. Воспитание культуры речевого общения: развернутость ответа, способность аргументировать свое мнение, умение слушать собеседника и задать ему вопросы. Обогащение словаря Упражнять детей в подборе слов со сходными (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями. Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Познакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов, в сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. Учить подбирать слова-ассоциации, рифмовать слова. Основные этапы обучения дошкольников I этап - установочные занятия На данном этапе дошкольники знакомятся с педагогом и ребятами группы, особенностями обучения. Происходит так называемое «вживание» в новую роль, в новые условия. Основными формами организации детской деятельности являются ролевые игры, игры с дидактическим материалом, беседы о правилах поведения в школе и дома и т.д. II этап - запоминание складов На этапе запоминания складов ребёнок должен осмыслить, понять складовые слияния (МА, МО, МУ, МЫ, МЭ, мя, ме, мю, ми и т.д.). При данной работе используются как индивидуальные, так и групповые формы организации занятий. III этап - выход в слово, предложение, текст Продолжительность данного этапа у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своем развитии (по особенностям психологических функций, темпераменту и т.п.). Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения слов носит индивидуально-дифференцированный характер. На данном этапе начинается работа по «печатанию» (написанию печатными буквами) складов и слов в тетради в крупную клетку. Ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение. Дети знакомятся с поговорками, пословицами, чистоговорками. Продолжается работа по развитию мелкой моторики: печатание, обвод пальчиками букв. Более успешные дети выходят в чтение текстов: отрывки из произведений, небольшие сказки, стихотворения. Введение книжного шрифта проходит постепенно, индивидуально в зависимости от усвоения навыка чтения каждым ребёнком. Организация занятий носит дифференцированный характер: работа в группе, в парах, индивидуальная работа, хоровое чтение. Тематическое планирование Программа курса: «Школа АБВГДейка» рассчитана на 1 год обучения в объёме 35 часов (1час в неделю).

№ п/п

Раздел

Количество часов

Практика

Теория

1

Установочные занятия

2


2

Запоминание складов

10


3

Выход в слово, предложение, текст

14


4

Ритмопластика


6

5

Культура и техника речи

3



ИТОГО

35 часов
Описание методического обеспечения образовательного процесса Учебно - методические пособия для учителя:

Овечкина А.Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет - М.: Школьная Пресса

Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста - М.: Под ред. 2-е издание

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - М.: Просвещение

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогическое общество России

Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента
Планируемые результаты освоения программы по развитию речи «Школа АБВГДейка» :

В результате воспитательно-образовательной работы дошкольники приобретают ряд навыков и умений, необходимых для успешного обучения и адаптации в школе.

Дети осваивают следующие конструктивные знания (понимание) и умения:

1.Сформированный навык осознанного чтения ( индивидуально по отношению к каждому ребёнку: выход ребёнка в слово или в книгу зависит от познавательного и психологического потенциала каждого)

2.Умение рассказывать по картинке, пересказывать рассказы, сказки

3.Умение выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы

4.Проявлять интерес к чтению, уважение к книге

5. Артикуляция, дикция, правильное произношение звуков


Календарно - тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Виды упражнений

1

Давайте знакомиться. Экскурсия по школе

Игра: Давайте знакомиться. Заучивание скороговорок

2

Вежливые слова. Правила школьной жизни. А. Барто «В школу»

Составление рассказа

3

Моя семья. Как хлеб на стол пришёл? Русская народная сказка «Лёгкий хлеб»

Пение «песенок» о членах семьи (м, п, б, д, с)

4

Животные дикие и домашние. Кто где живёт? Сказка «Зимовье зверей

Пение «песенок» о животных (в, г, з, к, л)

5

Птицы перелётные и зимующие. А. Фет «Ласточки пропали»

Пение «песенок» о животных (н, р, т, х)

6

Как дети помогают взрослым? Инструменты. А. Барто «Помощница»

Пение песенок. Закрепление.

7

Разные профессии. Мужественные профессии. Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

Знакомство со складами. Пение «песенок» по складам ( с буквами А, Я).

8

Пассажирский и специальный транспорт. Правила дорожного движения

Пение «песенок» по складам ( с буквами О, Ё).

9

Время суток. Режим дня. Дни недели. Сказка «Хаврошечка»

Пение «песенок» по складам ( с буквами У, Ю).

10

Игрушки. Моя любимая игрушка.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

Пение «песенок» по складам ( с буквами Ы, И).

11

Правила личной гигиены. К. Чуковский «Мойдодыр»

Пение «песенок» по складам ( с буквами Э, Е).

12

К. Чуковский «Доктор Айболит»

Пение «песенок» по складам. Закрепление.

13

Уроки вежливости. Добрые слова.

В. Осеева «Волшебное слово»

Составление слов из складов.

14

Школьные принадлежности. А. Барто «Как хорошо уметь читать!»

Составление слов из складов.

15

Здравствуй, гостья Зима! В.Одоевский «Мороз Иванович» сказка.

Составление слов из складов.

16

Народные зимние игры и развлечения.

Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.

17

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.

18

Что такое мороз? Н. Образцов «Морозный день»

Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек.

19

Что такое настроение? А. Барто «Морковный сок»

Составление слов из складов. Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

20

Что такое дружба? Н. Носов «Карасик»

Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

21

Что такое дружба? Л.Толстой «Два товарища»

Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

22

В гостях у сказки. Мои любимые сказки. Русская народная сказка «Колобок»

Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

23

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Два мороза»

Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

24

Сказки о животных. Русская народная сказка «Теремок»

Чтение слов из складных карточек. Печатание складов и слов.

25

Игра «Путешествие по сказкам»

Закрепление навыка чтения и письма.

26

Разговор по телефону. Игра «Телеграф».

Н.Носов «Телефон»

Закрепление навыка чтения и письма.

27

Упражнения на развитие словотворчества.

Игра «Закончи слово»

Закрепление навыка чтения и письма.

28

Занимательные сказки о Веселом Язычке

Закрепление навыка чтения и письма.

29

Учимся говорить правильно.

Игра «Живые слова» (составление картинного словаря)

Закрепление навыка чтения и письма.

30

Обучение творческому рассказыванию.

«Слова перепутались» (работа с деформированным текстом)

Закрепление навыка чтения и письма.

31

Обучение творческому рассказыванию.

Основы артикуляционной гимнастики.

Закрепление.

32

Обучение творческому рассказыванию.

Закрепление.

33

Культура общения. Речевой эпитет.

Чтение текстов.

34

Культура общения. Правила общения в школе.

Чтение текстов.

35

Скоро стану школьником. Правила поведения в школе. А. Барто «Я выросла»

Чтение текстов.



© 2010-2022