- Преподавателю
- Начальные классы
- ОРКСЭ рабочая программа
ОРКСЭ рабочая программа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нигматуллина Ф.М. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ с.Чалпы»
Азнакаевского муниципального района РТ
_____________________
Рабочая программа по курсу
внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов
филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Чалпы» -«Начальная школа села Татарский Шуган»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан за 2014-2015 учебный год
Классы : 4
Учитель : Нигматуллина Фарида Мударисовна
Количество часов:
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Учебник: « Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) М.Т. Студеникин, 2012 г.
Пояснительная записка к рабочей программе « Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс)
Модуль « Основы светской этики»
По программе -1 час в неделю, всего 35 часа
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.)
В содержание системы обучения заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Важнейшая задача российской школы - становление российской гражданской идентичности обучающихся реализуется различными средствами.
Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предмета « Основы светской этики» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
Поликультурность содержания носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.
В этой связи, важное место занимает курс «Основы светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-
представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
-
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
-
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
-
уважение к защитникам Родины;
-
умение отвечать за свои поступки;
-
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
различение хороших и плохих поступков;
-
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-
элементарные представления об основных профессиях;
-
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
-
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
-
бережное отношение к растениям и животным.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
представления о душевной и физической красоте человека;
-
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
-
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-
интерес к занятиям художественным творчеством;
-
стремление к опрятному внешнему виду;
-
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
-
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
-
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
-
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
-
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
-
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
-
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
-
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
-
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
-
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
-
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-
элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
-
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
-
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-
элементарные представления о различных профессиях;
-
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
-
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Содержание учебного курса
№
Разделы
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
II.
Основы светской этики
25
III.
Духовные традиции многонационального народа России
9
Всего
35
№
Тема
Кол-во часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества - 1 час
Россия - наша Родина.
1
II.
Основы светской этики - 25 час
Что такое светская этика?
1
Мораль и культура
1
Особенности морали
1
Добро и зло
1
Добро и зло
1
Добродетели и пороки
1
1
Свобода и моральный выбор человека
1
Свобода и ответственность
1
Моральный долг
1
Справедливость
1
Альтруизм и эгоизм
1
Дружба
1
Что значит быть моральным?
1
Подведение итогов
1
Подведение итогов
1
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
1
Нравственный поступок
1
Золотое правило нравственности
1
Стыд, вина и извинение
1
Честь и достоинство
1
Совесть
1
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
1
Нравственные идеалы
1
Образцы нравственности в культуре Отечества
1
Этикет
1
III.
Духовные традиции многонационального народа
России - 8 часов
28.
Джентльмен и леди
1
29.
Семейные праздники
1
30.
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
1
31. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много профессионального народа России.
1
32. Подготовка творческих проектов.
1
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
1
33. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
1
34.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
2
Всего
35 ч
Тематическое планирование
4 класс
Автор учебника «Основы светской этики» Студеникин
№ те
Тема
Кол-во час
Планируемые результаты
Дата
планир
фактич
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час
1
Россия - наша Родина.
1 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
06.09
II.
Основы светской этики - 25 час
2
Что такое светская этика?
1
-
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-
уважительное отношение к традиционным религиям;
-
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
-
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
13.09
3
Мораль и культура
1
20.09
4
Особенности морали
1
27.09
5
Добро и зло
1
4.10
6
Добро и зло
1
18.10
7
Добродетели и пороки
1
25.10
8 Добродетели и пороки
1
01.11
9
Свобода и моральный выбор человека
1
15.11
10
Свобода и ответственность
1
22.11
11
Моральный долг
1
29.11
12
Справедливость
1
06.12
13
Альтруизм и эгоизм
1
13.12
14
Дружба
1
20.12
15
Что значит быть моральным?
1
27.12
16
Подведение итогов
1
24.01
17
Подведение итогов
1
31.01
18
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
1
07.02
19
Нравственный поступок
1
14.02
20
Золотое правило нравственности
1
21.02
21
Стыд, вина и извинение
1
28.02
22
Честь и достоинство
1
7.03
23
Совесть
1
14.03
24
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
1
21.03
25
Нравственные идеалы
1
4.04
26
Образцы нравственности в культуре Отечества
1
11.04
27
Этикет
1
18.04
III
Духовные традиции многонационального народа России - 8 часов
28
Джентльмен и леди
1
-
ценностное отношение к природе;
-
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
-
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи
25.04
29
Семейные праздники
1
02.05
30
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
1
16.05
31 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
1
23.05
32 Подготовка творческих проектов.
1
27.05
33
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
1
28.05
34 -35 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д.
2
29.05
30.05
Всего
35ч
Учебник: « Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) М.Т. Студеникин, 2012 г.