Конспект урока по литературному чтению: Братья наши меньшие (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«О братьях наших меньших»

Учебный проект

Резюме проекта

Характеристика проекта:

По профилю знаний: литературное чтение, 2 класс. УМК «Школа России. Автор учебника Климанова Л.Ф.

По числу участников: групповой (24 ученика).

По уровню контактов: внутришкольный - проект, организуемый на уроках по литературному чтению и во внеурочное время.

По продолжительности: краткосрочный - 2,5 недели.

Тип проекта: творческий, познавательный, исследовательский, монопроект.

Проблема: современные дети мало знают о природе, ее представителях - животных, недостаточно развито чувство видения прекрасного в самом простом, бережного отношения к хрупкому миру природы.

Почему?


  • Отсутствие родительского внимания к данной проблеме.


  • Незнакомы с произведениями детских писателей о животных.


  • Недостаточно времени уделяется объяснению того, что книги полны превосходных идей, которые можно использовать в своей жизни.


  • Преобладание компьютера над книгой.


Что делать? Ознакомиться с произведениями раздела «О братьях наших меньших» на уроках литературного чтения.

Как?

Проведение самостоятельных наблюдений в природе.

Разработка индивидуальных творческих заданий.

Что получить? (Результат) Видеофильм, проектная папка «О братьях наших меньших».

Какие задачи решает проект:



  • Познавательные: знания о природе, животных, их повадках.


  • Воспитательные: бережное отношение к хрупкому миру природы, умение видеть прекрасное в простом;


  • Развивающие: коммуникативная, информационная компетентность.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка, запуск проекта: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование проектной деятельности: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Реализация проекта: Сбор информации. Решение промежуточных задач.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.

5. Презентация проекта: Выступление перед одноклассниками.

6. Подведение итогов, рефлексия: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

1 - 4 этапы реализуются во внеурочное время, 5 - 6 этапы реализуются на уроке обобщения знаний по разделу «О братьях наших меньших»

1. Подготовка, запуск проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

При прогнозировании содержания раздела «О братьях наших меньших» учащимся был заданы вопросы: - О ком будет данный раздел? - Кто такие братья? - Почему животные наши братья? - Почему они меньшие братья? - Как вы думаете, а какие писатели тоже пытались ответить на это вопрос? - Что вы об этом знаете? - Хотите узнать?

Я предлагаю вам разбиться на группы, выбрав для исследования одного писателя и его произведения. Каждая группа получит свое задание.

Вы можете обратиться за помощью к своим родителям, поискать нужный материал в книгах, использовать Интернет - ресурсы.

В результате вашей интересной, а главное познавательной работы, у нас должна получиться проектная папка «Наши меньшие братья».

- А что нам даст этот проект? Какая нам от этого польза? Давайте определим наши личные учебные цели (ответы детей записываются на доску)

Ответы учащихся.

Выбраны группы, название которых совпало с фамилией писателя:

1 группа - Берестов В.Д.,

2 группа - Чарушин Е. И.,

3 группа - Бианки В.В.,

4 группа - Житков Б.С.


Ответы учащихся.

Приветствие детей, настраивание на работу. Мотивация учащихся на запуск проекта. Определение групп, распределение ролей. Формирование учебной задачи. Предложение выбрать название проекта, определить учебные цели. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера - координатора.

2. Планирование проектной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

- Итак, цели поставлены. А что дальше?

- Верно. Попытаемся найти действия, которые помогут нам реализовать нашу учебную задачу.

- Так какие у нас будут действия, чтобы предъявить этот проект? Пропишите, пожалуйста, это в группах.

- Теперь нам предстоит обсудить, каким должен быть наш проект, чтобы можно было назвать его успешным. Для этого определим критерии эффективности проекта.

Прописывают в группах действия, которые помогут реализовать проект. Определяют, какую информацию будет собирать для проекта каждая группа. Распределяют обязанности между собой внутри каждой группы.
Разрабатывают критерии оценки проекта. Выбирают один из вариантов срока реализации проекта.

-Информация, представленная в проекте должна быть:



  • интересной


  • понятной


  • доступной


  • соответствующей теме проекта


  • быть четко поданной


  • ярко и красочно оформленной

Данный этап предполагает определение источников информации, способов сбора информации; анализ разнообразной информации; программу действий; разработку варианта реализации своей программы. Предложение описать конкретные действия, которые помогут реализовать учебные цели, и соответственно учебную задачу. Предложение разработать критерии оценки эффективности проекта. Предложение обсудить варианты сроков реализации проекта.

3. Реализация проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

На этом этапе дети самостоятельно собирают необходимую информацию, работают с литературой и другими источниками, оформляют проект. После двух недель сбора информации состоялась встреча с учителем, на которой дети представили свои наработки. Были совместно выявлены недостатки и уточнены критерии. Далее дети продолжают корректировать и добывать информацию, затем готовую информацию дети в группах будут размещать в проектных папках.

Реализация плана действий (проекта)

4. Анализ и обобщение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

- Итак, информацию мы собрали, красочно оформили. Но это еще не все. Теперь нам необходимо предъявить наш проект. И сделать это надо ярко, оригинально, так, чтобы у всех осталось незабываемое впечатление, чтобы всем зрителям очень понравилось.

- А как мы будем предъявлять свой проект? В какой форме? Ваши предложения.

Предлагают варианты реализации проекта. Выбирают форму - защита проектов групп. Выбирают ответственных представителей своих групп, которые будут представлять их работу.


На этом этапе проводится подготовка к защите проекта.

5. Презентация проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

На этом этапе учащиеся представляют проект, защищают его. Ответственные представители от каждой группы представляют собранный и систематизированный материал.

Этап подробно представлен в разработке проекта урока - презентации (см. ниже)

6. Подведение итогов, рефлексия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Предложение подвести итоги, проанализировать, что удалось сделать, а что нет и почему.

Словесная самооценка результатов деятельности. Дети высказывают свою точку зрения о работе над проектом. Самооценка настроения.

Самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления, повторная диагностика.

Урок- презентация проектов

Цель: создать условия для развития универсальных учебных действий средствами проектно-исследовательской деятельности в процессе обобщения результатов анализа литературных произведений раздела «О братьях наших меньших».

Задачи:

1. обобщить знания по разделу «О братьях наших меньших»;

2.формировать информационную и коммуникативную компетентности учащихся через использование справочной литературы, каталога в школьной библиотеке и «Библиотеке семейного чтения» при подготовке к уроку;

3.развивать навыки планирования и взаимодействия через организацию групповой работы и освоение учащимися навыков проектирования;

4. создать условия, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей; стремление учащихся к самостоятельному получению знаний;

5.воспитывать вдумчивых читателей и чувство ответственности,

6. обеспечить создание информационного продукта (проектной папки, видеофильма), сценария театрализованного представления отрывка художественного произведения.

Формируемые УУД:

Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.

Оценочные умения.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.

Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты).

Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения, проводить устный опрос.

Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности, умение отвечать на незапланированные вопросы.



Методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование:

В классе: портреты писателей, книги, подобранные детьми, стенд «Будь природе другом», номинации проектов.

У учителя: презентация урока, карточки с пословицами, видеофильм, составленный по рисункам ребят.

У учащихся: папки с материалами о писателях, их произведениях, с другими материалами по теме; эмблемы для оценивания проектов по номинациям.



Основополагающий вопрос урока: Почему животных мы считаем братьями нашими меньшими?


Темы исследований учащихся:

В. В. Бианки и его произведения о животных.

Б.С. Житков, животные в его произведениях.

Е. И. Чарушин - писатель и художник-анималист.

В.Д. Берестов, тема животных в его стихотворениях.

Условия, необходимые для проведения урока:

Мультимедийное компьютерное оборудование.

Ход урока:

I Оргмомент

Цель: Создание благоприятного климата в коллективе, среди сверстников и учителя, определенного положительного, эмоционального фона и развитие интереса к уроку

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

- Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

1.Учащиеся занимают места за столами (группы создаются по желанию на классном часе)

2.Распределение обязанностей в группе согласно памятке заранее на классном часе.


Эмоционально готовятся к занятию

II Определение и осознание учащимися целей и задач урока

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагаю провести сегодняшний урок под девизом:

Слайд 11

"Каждый по своему чем-то хорош. Поганка и ёжик, лягушка и уж! Нет ни цветка, ни зверька, ни куста, Где бы не встретилась нам красота!»

- Как вы думаете, почему?

- Какие цели вы можете поставить на сегодняшнем уроке?

- Сформулируйте тему урока. Появляется слайд 2

- Предложите способы, с помощью которых мы сможем это сделать.

- С чего предлагаете начать?

Ответы детей.

- Обобщить, повторить, вспомнить


Дети формулируют тему.

-Отвечать на вопросы, инсценировать, читать наизусть, решать кроссворд, вспомнить биографию писателей


III. Работа по обобщению изученного материала. Защита проектов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель координирует работу учащихся.

- Оцените работу групп по подготовке биографий писателей.

Вопросы учителя:

- На какой главный вопрос вы отвечали с помощью произведений этих писателей?

- В конце урока мы сделаем общий вывод, отвечая на этот вопрос.

- Вы узнаете, какая команда первой начнет представлять свою работу, когда отгадаете загадки:

1) Даже по железной крыше 2) Поперек крылечка лег

Ходит тихо, тише мыши. Лохмоногий наш замок.

На охоту ночью выйдет

Но и ночью он, и днем

И как днём всё видит. Чужаков не пустит в дом.

Часто спит, а после сна

Умывается она.

- Назовите команду.

Появляются слайд 3-9
Учитель координирует работу учащихся.

Выполни задание №1: соотнесите фамилию автора и его произведение. Слайд 10

2)Узнайте, какая группа будет представлять свою работу следующей по картинке слайд 11

-Как называется рассказ?


-Кто является автором?

Появляются слайды с 12-18

- Определите жанр рассказа Е.Чарушина? Докажите.

- Ребята из группы Чарушина приготовили для вас и другие рассказы из жизни ежа.

- Определите их жанр



Выполни задание №2: убери лишний персонаж. Слайд 19

Представление командами результатов самостоятельной подготовки к уроку

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку, содержащую собранные материалы, и рассказывает биографию писателя.

Взаимооценка.
- Почему животные наши меньшие братья?

Творческая работа учащихся

Отгадывают загадки

- Команда Валентина Берестова.

1 команда -

1) представляет видеофильм, составленный по своим рисункам к стихотворению «Кошкин щенок» В. Берестова, 1 ученик - читает стихотворение выразительно.

- Ребята не только приготовили для вас выставку книг, но и хотят познакомить с некоторыми стихотворениями.

2) остальные участники группы читают наизусть другие стихотворения В. Берестова, иллюстрируя их рисунками

3) «Задай вопрос!»

- Что использовала кошка вместо губки и мыла?

- Автор называет подросшего пса «лохматый …»?

Выполняют задание и оценивают.

Ответы учащихся



2 команда -

1) инсценирование отрывка из «Страшного рассказа» Е. Чарушина

Определяют жанр, доказывают.

2) научно-познавательные сообщения из жизни ежа

Определяют жанр, доказывают.

3) «Задай вопрос!»

- Где происходит действие рассказа?

- Что зажгли родители, для того чтобы увидеть ежа?

- В чем унесли ежика в чулан?

Выполняют задание и оценивают.

IV Физминутка

Цель: развитие двигательной сферы детей, снятие умственного утомления и статического напряжения; эмоциональный подъем.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Веселые зверята.

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам,

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек

Катится колючий ежик.

Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.


Прыгают, согнув руки перед грудью.
Идут вперевалку.

Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

V. Работа по обобщению изученного материала (продолжение)

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Определите из какого произведения эти строки?

- Кто автор этих произведений?

Учитель координирует работу учащихся.


Слайды 20-23

- Меня тоже заинтересовала эта тема, и я приготовила для вас презентацию о талантливых животных.

Совсем недавно, многие ученые рассматривали способность к искусству одним из главных отличий человека от животных. На самом деле, животные не менее талантливы, чем мы, просто многим из них не попадались в руки лапы кисть и краски, и они не могли доказать обратного.

Эти несколько примеров - бесспорное тому доказательство:

Все знают, что слоны - очень не простые существа, но немногие из нас когда-либо предполагали, что они способны к созданию подлинных произведений искусства. Благодаря их невероятно гибкому хоботу, на который работает 40 000 мускулов, слоны могут нарисовать лучше, чем любые другие животные.

Дельфин из Циндао (провинция Шаньдун, Китай) научился рисовать. Естественно, под чутким руководством своего тренера.

Музой бландхаунда Сэма являются шикарные окрестности его дома, расположенного в штате Мэриленд.

Знакомьтесь, перед вами ещё один известный художник - чёрный носорог Мишинди. Он - одна из главных достопримечательностей в Денверском Зоопарке. Несмотря на то, что это животное одно из самых посещаемых в зоопарке, свободное время на занятия живописью у него всё же имеется. Все, в чем он нуждается, для творения своих полотен - большая кисть, краски и удерживаемый кем-то холст.

Мустанг Cholla - настолько талантливый живописец, что он был приглашен посетить художественную выставку, в Montigliano Venetto в Италии, вместе с 1 770 другими художниками-людьми. Организаторы выставки были потрясены, когда узнали, что автором отобранных ими художественных работ была фактически лошадь...

Выполни задание№3: угадай их каких произведений эти строки? Слайд 24

- Назовите автора. Слайды 25-28



Иллюстрация к какому произведению изображена? Слайд 29

Назовите автора. Слайд 30

Выполни задание №4: разместите в правильной последовательности отрывки из произведения.

Учитель координирует работу учащихся.

Учитель координирует работу учащихся.

Ученики представляют своё практическое задание: изготовление кормушки.

Разгадывают название произведений

Отвечают на вопросы



3 команда -

1) кроссворд по произведениям Б. Житкова

2) викторина по произведениям Б. Житкова

3) Телепередача «Диалоги о животных»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Диалоги о животных». Тема сегодняшней передачи «Талантливые животные». Сегодня к нам в гости пришли молодые ученые, которые хотят поделиться своими знаниями об этом.

Выступления «ученых» с сообщениями.


Учащиеся слушают сообщение учителя, рассматривают слайды презентации

Ответы учащихся.



4 команда -

1) представление учащимися «живого» диафильма по рассказу В. Бианки

Защита природных знаков, представленных на стенде «Будь животным другом»



«Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.



Ты пожалей - и тебя пожалеют.

Пуганая ворона и куста боится.

Кто скоро помог - тот дважды помог.

Материны глаза слепы. Без строгости и щенка не вырастишь



Выполняют задание и оценивают.



Выполняют задания и оценивают.


Оценивание практического задания.

VI. Рефлексия

Цель: формировать умения понимать и оценивать собственный вклад в решение общих задач; способности к оценке и самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обобщающий вопрос учителя. Слайд 31

- Почему животные наши меньшие братья?

- Вот и закончился наш урок-презентация проектов. Вы все немало потрудились и собрали объемный интересный материал.

- Проектные папки ваших групп предлагаю объединить в одну.


- Как ее назовем?

- Кому будет полезна и интересна наша работа?

- Где ее мы можем представить?

Оцените проекты групп по номинациям:

Самый интересный проект

Самый необычный проект.

Самый познавательный проект.

Самый увлекательный проект.

Прием «Комплимент»

- Подумайте, кому и за что в группе вы можете сказать комплимент, кого и за что можете похвалить?

Ответы учащихся каждой группы на основе выводов, сделанных при подготовке к уроку
Предложения учащихся.

Каждый ученик приклеивает эмблему группы в выбранную номинацию.


Дети говорят комплименты товарищам своей группы.

VII. Итог урока

Цель: формировать умения отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность; анализировать успехи и трудности в достижении целей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Какие задачи ставили?

- Удалось ли решить?

- О ком из авторов захотелось узнать подробнее?

- Можем ли мы сказать, что все знаем по данной теме?

- Предложите свои способы для дальнейшего развития.

- Можно воспользоваться списком произведений, которые приготовили команды

Ответы учащихся.

VIII. Домашнее задание (по выбору)

Цель: формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки учащихся к самообразованию;

формирование чувства ответственности, усидчивости

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Написать стихотворение о животном

- Написать рассказ о животном

Выбор и запись домашнего задания.


© 2010-2022