- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике на тему Нахождение делимого при делении с остатком (3 класс)
Урок по математике на тему Нахождение делимого при делении с остатком (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайдулина Л.М. |
Дата | 17.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижнеилимского района Иркутской области
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А. Н. Радищева»
УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
3 КЛАСС
ТЕМА: «Нахождение делимого при делении с остатком»
учитель начальных классов
Зайдулина Лилия Минсагировна
г. Железногорск-Илимский
2014 год
Пояснительная записка Данный урок составлен для учащихся 3 класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает гарантированность достижения планируемых результатов освоения математического материала, на основе самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций и способов деятельности. Материал урока отражает современный уровень преподавания и соответствует современным требованиям ФГОС НОО. Целью урока является знакомство с правилом нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком. Также на уроке решается ряд важных задач, направленных на формирование метапредметных умений: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения взаимодействовать и сотрудничать друг с другом, помогать друг другу. У детей в ходе уроке развивается логическое мышление, они проявляют самостоятельность и инициативность, а также учатся контролировать себя, свои эмоции, поведение товарищей. Так как системно-деятельностная парадигма Стандарта диктует, что усвоение и присвоение ребёнком накопленного опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общенческого взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослым, так и с ровесником, то я использовала на уроке следующие технологии:
- технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г. - групповые технологии;
- технология проблемно-диалогического обучения по Мельниковой;
- ИКТ технологии;
- здоровье сберегающие технологии.
Предмет: математика
Класс: 3 класс
ФИО: Зайдулина Лилия Минсагировна
Название ОУ: Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»
Раздел программы: деление.
Тема урока: Нахождение делимого при делении с остатком.
Тип урока: урок открытия нового знания. Методы обучения: метод стимулирования мотивации учения; методы организации и осуществления учебных действий: словесные, наглядные, практические; методы устного контроля и самоконтроля. Формы обучения: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии используемые на уроке:
-
технология деятельностного метода по Петерсон Л.Г. - групповые технологии;
-
технология проблемно-диалогического обучения по Мельниковой.
-
ИКТ технологии;
-
здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, учебно-лабораторное оборудование: система голосования «Живой опрос»(Optivote), мультимедийная презентация в программе Power Point; карточки для групповой работы.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. - Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
-
slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich/
-
ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%F3%F8%EA%E0
Воспитательные: формирование норм нравственного - эстетического поведения в разных формах;
Планируемые образовательные результаты: Предметные: имеют представление о понятиях «делимое», «делитель», «частное»; умеют находить делимое по значению частного и остатку, решать задачи и записывать решение задачи сложным выражением. Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности, ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: определяют цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнение других людей, доказывают свою точку зрения, делают выводы.
Этапы урока
Цель / задача этапа
Планируемое время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Запланированный результат этапа
I. Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке, психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки в классе, организация внимания на уроке.
5 мин.
- Добрый день, дорогие ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
А также порадуемся улыбчивым лицам
И всем, кто живёт на этой планете,
«Добрый день» скажем мы вместе.
«Добрый день!» взрослые и дети.
- «Не по чужой, по доброй воле, он стал разумен и велик». (Слайд 2)
- Ребята! А как вы думаете, о ком так говорят? (Ответы детей)
- Это сказано о великом человеке. О Ломоносове М.В.
- Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей) (Слайды 3-4)
- А кто из вас хочет стать разумным и великим? Что для этого надо сделать?
- Значит, вперед! Сегодня мы будем много исследовать, и открывать новые знания!
Приветствуют учителя и друг друга.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Познавать, узнавать
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
II. Актуализация опорных знаний
Обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций.
10 мин.
- - Сравните выражения:
- - Решите задачу. (СЛАЙД 5)
- - Расшифруйте слово (СЛАЙД 6). Работа в группах.
9 (ост. 2)
3 (ост. 2)
7 (ост. 3)
5 (ост. 1)
8 ост. 3)
9 (ост. 2)
6 (ост. 4)
8 (ост. 1)
- Что это за слово?
- Молодцы! Мои дорогие маленькие философы! Я думаю, что Михаил Васильевич был бы за вас рад! Потрудились вы на славу!
выполняют задания,
считают,
объясняют свои действия
Философы
Познавательные: применяют алгоритм устного умножения, сложения, вычитания и деления с остатком
III. Постановка темы и цели урока
Подвести учащихся к формированию темы и цели урока.
5 мин. Работа в группах. (СЛАЙД 7) - Прочитайте математические записи. Заполните пропуски.
+ 6 = 12
13 - = 4
• 4 = 24
25 : = 5
: 5 = 6 (ост. 4) - Всё ли получилось? Какие пропуски вы не смогли заполнить? - Назовите это выражение, мои дорогие философы. - Можем ли мы его решить? - С какой трудностью столкнулись? - Так, значит, что мы сейчас должны сделать? - Какой компонент деления нам неизвестен? (делимое) - Значит, что будем учиться делать? (учиться находить неизвестное делимое). - В каком случае? (При делении с остатком) - Сформулируйте тему нашего урока.
Выполняют задание,
Объясняют свои действия
Анализируют
: 5= 6(ост.4)
Остановиться и подумать.
Намечают цель урока,
определяют тему
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
IV. Открытие нового знания
Вывести правило нахождение делимого с помощью компонентов действия деления с остатком.
10 мин. Коллективная работа (Задание № 99). Запись на доске: х : 7 = 9 и е : 7 = 9 (ост. 3) - Сравните равенства. - Чем они отличаются? - Решите уравнение. (Один ученик работает у доски) З а п и с ь: x : 7 = 9 x = 9 • 7 x = 63 63 : 7 = 9 9 = 9 - Чему равен корень уравнения? - Предположите, как можно найти неизвестное число во втором равенстве? (устные высказывания) - Проанализируйте решения учащихся, которые предложены в учебнике на с. 48 в пункте 4. - Кто из ребят прав? - Почему вы так считаете? Как Ваня находил неизвестное делимое? - Давайте проверим: 66 : 7 = 9 (ост.3) 63 : 7 = 9 66 - 63 =3 - Найдите делимое в равенствах пункта 5. Ученики работают в группах. З а п и с ь: а) y : 6 = 8 (ост. 2) y = 6 • 8 + 2 = 50 б) b : 8 = 7 (ост. 5) b = 8 • 7 + 5 = 61 в) с : 9 = 4 (ост. 8) с = 9 • 4 + 8 = 44 - Какой вывод можно сделать? - Сравните наш вывод с правилом учебника. Что можете сказать? (Мы были правы) - Давайте вернёмся к выражению и попробуем найти неизвестное делимое. 5 • 6 + 4 = 34 5 • 6=30 30+4=34
Анализируют,
вычисляют.
Во втором равенстве есть остаток при делении.
Прав Ваня.
В ы в о д: при делении с остатком делимое равно произведению делителя на значение частного плюс остаток.
Познавательные: выводят правило нахождения делимого с помощью компонентов действия деления с остатком.
Регулятивные: самостоятельно находят решение учебной задачи.
V. Первичное закрепление
Формирование мотивации учения и обучения. Реализация принципа деятельности.
7 мин. Работа в парах.
- Предлагаю выполнить деление и проверить результаты, п.6.
- Сначала давайте проговорим, как вы будете выполнять деление. Вспомним алгоритм.
- Этот алгоритм в учебнике на с.41.
- Выполните эту работу в парах. (одна пара работает у доски)
83: 9=9(ост2) 75:8=9(ост.3) 81:9=9 72:8=9
83-81=2 75-72=3
36:5=7(ост1) 69:7= 9(ост.6)
35:5=7 63:7=9
36-35=1 69-63=6
- Проверьте работу.
Если без остатка не делится, то ищем ближайшее число, которое делится, затем от делимого вычитаем ближайшее число.
Познавательные и коммуникативные: принимая участие в работе парами систематизируют знания о действии деления с остатком.
VI. Включение новых знаний в систему знаний
Формирование положительной мотивации учения, познавательной активности, Повышение эффективности урока.
5 мин. - Прочитайте задачу №100. - Что известно? - Что требуется узнать? - Заполните самостоятельно кратко условие задачи, заполнив таблицу. - Сравните свою краткую запись с записью на слайде. - Решите её. (Ребята работают на компьютерах - вносят данные задачи в таблицу и записывают решение с помощью сложного выражения).
Анализируют задачу, составляют план решения задачи.
Познавательные: используют деление с остатком при решении задач. VII. Рефлексия учебной деятельности.
Подвести итог проделанной работе на уроке, формирование личной ответственности за результаты своего труда.
3 мин.
- Какую цель ставили
- С какими затруднениями столкнулись?
- Какого результата достигли?
- Кто при выполнении заданий сегодня на уроке совершил ошибки, а потом разобрался и исправил ошибки? Похлопайте в ладоши.
- Кто выполнял все задания без ошибок? Похлопайте в ладоши.
- Вот это шквал аплодисментов! И я, конечно рада, что вы такие отличные философы-исследователи!
- А, как вы считаете, надо ли потренироваться в решении примеров на деление с остатком?
Тогда - домашнее задание. Откройте дневник и запишите. (СЛАЙД 8)
(Учебник стр.52 №1, с. 49 №102)
- Как вы думаете, для чего нужны эти умения? Урок окончен. Спасибо за урок!
Определение достижения цели урока: Научиться находить делимое по значению частного и остатку
Не умели находить делимое при делении с остатком. Научились находить делимое по значению частного и остатку
Оценивают свою работу на уроке
Регулятивные
Личностные: адекватная самооценка обучающихся