- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению «Точность поэтических образов», 2 класс
Урок по литературному чтению «Точность поэтических образов», 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Саргова О.Н. |
Дата | 07.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным;
- развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы;
- вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
- воспитывать любовь к природе, к поэзии.
- Этап самоопределения. (8 мин.)
- Оргмомент.
- Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию произведения.
- Основной этап. (35 мин.)
- Постановка проблемы.
- Первичное восприятие произведения.
- Проверка первичного восприятия.
- Мотивация перечитывания и анализа произведения.
- Обобщение результатов анализа.
- Подготовка к выразительному чтению.
- Выразительное чтение.
Ход урока.
- Этап самоопределения.
- Оргмомент.
- Сегодня на уроке нас ждет много интересного. За окном последний месяц осени. Пока стоит теплая погода, но уже чувствуется дыхание зимы. А вот какая погода будет царить, на нашем уроке, во многом зависит от нас с вами.
- Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию.
Слайд 1-3
- Нашу страну называют страной зимы. Как вы думаете, почему? Нигде в Европе, за исключением севера Норвегии, Швеции и Шотландии, нет такой суровой зимы. А нам она нравится, нам она кажется сказочной:
- А вы любите зиму? За что вы её любите?
- В русской природе зима особенно привлекала художников и композиторов. Ей посвящены лучшие музыкальные произведения и полотна.
Слайд 4
- Сейчас зазвучит музыка. Отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Декабрь «Святки»). Вслушайтесь в звучание, всмотритесь в картины художников. Найдите созвучную картину. Интуиция должна вам подсказать.
- Какую картину вы выбрали?
Слайд 5
- Что вы себе представили, слушая музыкальный отрывок? Какой характер зимы вы почувствовали?
- С помощью чего композитор помог нам почувствовать образ зимы? (С помощью звуков.)
- Что вы чувствуете, когда смотрите на выбранную вами картину? (Чистый морозный воздух обволакивает предметы) Представьте себя участниками изображённого.
- Как художнику удалось передать образ зимы? С помощью чего? (Художник донес до нас то, что хотел с помощью красок и кисти.)
- Основной этап.
- Постановка проблемы.
- А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года? Я прошу вас не торопиться с ответом. Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам совершить медленное путешествие в далекое, далекое прошлое (начало XIX века), в то время, когда жил А.С.Пушкин.
Слайд 6
- Первичное восприятие.
- Представьте деревенский зимний пейзаж. (Прослушивается аудиозапись стихотворения, или учитель сам читает его.)
Слайд 7
- Проверка первичного восприятия.
- Что вы представили, прослушав это стихотворение? Создалось ли у вас ощущение праздника?
- А вот как поэт создаёт ощущение праздника, давайте попробуем разобраться.
- Чтобы нам ответить на следующий вопрос, надо перечитать стихотворение. (Дети читают молча.)
- Какие образы предстали перед нашим героем: много ли их? (4: речка, мальчишки, гусь, снег)
Слайд 7 (4 щелчка) Физминутка.
- Мотивация перечитывания и анализа произведения.
Первая картинка.
Слайд 8
- Давайте перечитаем первые 2 строки и выясним, что придаёт образу речки особую праздничность. С чем сравнивает поэт речку? (Гладь реки сравнивается с паркетом: т.е. она до блеска начищена морозом. Прозрачна - даже гусь обманулся - и, очевидно узорчата, раз сравнивается с «модным» паркетом; узорчатой её делают, видимо, пируэты конькобежцев. Поэт называет речку «опрятной», т.е. чистой и гладкой.)
- Сравните два глагола «блестит» и «блистает». О ком или о чём можно сказать «блистает»? (Дама на балу блистает в своём наряде, можно блистать остроумием, т.е. это глагол, который не просто отмечает, что предмет блестящий, но подчеркивает его необыкновенные качества.)
- Почему Пушкин называет речку блистающей?
Слайд 9
- Прочитайте следующие 2 строки. Почему поэт называет мальчишек «радостным» народом? Какой образ тем самым создается? (Оживления, гомона, общения, движения.)
Слайд 10
- Давайте обратимся к следующей картине, перечитаем её. Какое впечатление к общей праздничной атмосфере добавляет картинка с гусём? (Комическое.)
- На чём держится комический эффект? (По привычке, спускаясь к реке, тяжелый сытый гусь, мгновение раздумывает и обманутый прозрачностью льда, важно ступает на него, скользит и падает. Падение и создаёт комический эффект.)
Слайд 11
- Прежде чем обратимся к последнему образу, я прошу вас вспомнить первый снег в этом году. Какой он был?
- Прочитайте, как поэт создаёт образ первого снега. Что придает этому образу праздничность? (Первый снег - особенно яркий, он видимо сухой и мелкий, раз он «мелькает и вьётся», поэтому видны звёздочки - «звездами падая на брег».)
- Почему поэт в такой очередности расположил эти образы? (Чтобы сложилась целостная картина зимнего денька)
- Что здесь главное: красота зимнего пейзажа или его наполненность звуками? (Важно и то и другое; дети перечисляют движения и звуки.)
- Обобщение результатов анализа.
- Давайте теперь вернёмся к нашему вопросу. (А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года?) Удалось ли нам почувствовать, представить образ зимнего дня.
- Какой предстала зима в этом стихотворении? (выбирают эпитеты).
Слайд12
- Много ли в стихотворении красок? (нет, цветовая гамма у Пушкина как всегда сдержанна). Тогда с помощью чего поэту удалось передать образ зимнего дня, что мы его почувствовали. (Поэт - это тот же художник. Кисти и краски ему заменяют слова.)
Слайд 13
- А зачем мы выполняли эту работу? (Чтобы лучше прочувствовать текст и прочитать его выразительно.)
- Подготовка к выразительному чтению.
- Какие три условия надо соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Выбрать нужный тон, выделить главные слова, определить скорость чтения.)
Слайд 14
- С одинаковой ли интонацией мы будем читать стихотворение? От чего будет зависеть тон чтения. (От содержания) Выберите для каждой картинки тон чтения. (опора)
Слайд 14, гиперссылка на 16 слайд
- Все ли слова произносятся с одинаковой силой? Найдите слова, которые надо выделить голосом.
Слайд 14
- Что поможет нам определить место остановок (пауз)?
- Выразительное чтение стихотворения. (конкурс чтецов) .
- Рефлексия.
Слайд 15
- Урок подошел к концу. Создать теплую дружественную обстановку помогла ваша работа, заинтересованность, любознательность.
- Какое домашнее задание вы хотели бы получить?
Методическая литература.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Версия 2008г.
- Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса./ Под редакцией Чураковой Н.А. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- Пушкин А. С. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.
- Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А.Чураковой. 2 класс - Москва: Центр общего развития, 2000.
Интернет-ресурсы.
- omsk.edu
- uobr.net
- km.ru
- files.school-collection.edu.ru
- maslovka.org
- ru.wikipedia.org
- pedsovet.org
- classic.chubrik.ru
Самоанализ урока литературного чтения.
2 класс. В классе 25 учащихся. На уроке присутствовало 25 учащихся. Уровень детей разный: 2 человека с высоким уровнем развития, 18 человек - среднего уровня и 5 человек - низкого уровня развития. Дети активны и работоспособны на протяжении всего урока. Урок по теме «Точность поэтических образов» является вторым в разделе «Мир глазами поэта». При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока. Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, в которой слайды демонстрируются последовательными рядами, содержат гиперссылки, а также включают аудиосопровождение. Тип урока - открытие новых знаний с элементами интеграции. Целью урока было создание целостного эмоционального впечатления о зиме на примере стихотворения «Опрятней модного паркета …» из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
- Дидактическая - показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным; вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
- Развивающая - развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы. Развивать коммуникативные умения.
- Воспитывающая - прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, к поэзии.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
-
- Этап самоопределения. Цель: создание соответствующей эмоциональной атмосферы; оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия.
- Основной этап. Цель: пробуждение интереса к анализу; углубление восприятия произведения через аналитическую работу.
- Рефлексия. Цель: подведение итога урока.
- словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке первичного восприятия, при анализе картин, на этапе рефлексии);
- наглядные (на основном этапе - демонстрация слайдов).
- проблемно-поисковый (сопоставление иллюстраций на этапе самоопределения; на основном этапе - при определении и характеристике образов);
- практические (работа с текстом на основном этапе - перечитывание, выборочное чтение)
7