Урок по литературному чтению «Точность поэтических образов», 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс: 2 класс Тема раздела: Мир глазами поэта. Тема урока: «Точность поэтических образов». Форма проведения: урок с мультимедийным сопровождением. Цель урока: создание целостного эмоционального впечатления о зиме на примере стихотворения «Опрятней модного паркета …» из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Задачи урока:
  • показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным;
  • развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы;
  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
  • воспитывать любовь к природе, к поэзии.
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование. План урока (продолжительность урока - 45 мин)
  1. Этап самоопределения. (8 мин.)
  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию произведения.
  1. Основной этап. (35 мин.)
    1. Постановка проблемы.
    2. Первичное восприятие произведения.
    3. Проверка первичного восприятия.
    4. Мотивация перечитывания и анализа произведения.
    5. Обобщение результатов анализа.
    6. Подготовка к выразительному чтению.
    7. Выразительное чтение.
III. Рефлексия. (2 мин.)
Ход урока.
  1. Этап самоопределения.
  1. Оргмомент.
  • Сегодня на уроке нас ждет много интересного. За окном последний месяц осени. Пока стоит теплая погода, но уже чувствуется дыхание зимы. А вот какая погода будет царить, на нашем уроке, во многом зависит от нас с вами.
  1. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к первичному восприятию.

Слайд 1-3

  • Нашу страну называют страной зимы. Как вы думаете, почему? Нигде в Европе, за исключением севера Норвегии, Швеции и Шотландии, нет такой суровой зимы. А нам она нравится, нам она кажется сказочной:
  • А вы любите зиму? За что вы её любите?
  • В русской природе зима особенно привлекала художников и композиторов. Ей посвящены лучшие музыкальные произведения и полотна.

Слайд 4

  • Сейчас зазвучит музыка. Отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Декабрь «Святки»). Вслушайтесь в звучание, всмотритесь в картины художников. Найдите созвучную картину. Интуиция должна вам подсказать.
  • Какую картину вы выбрали?

Слайд 5

  • Что вы себе представили, слушая музыкальный отрывок? Какой характер зимы вы почувствовали?
  • С помощью чего композитор помог нам почувствовать образ зимы? (С помощью звуков.)
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на выбранную вами картину? (Чистый морозный воздух обволакивает предметы) Представьте себя участниками изображённого.
  • Как художнику удалось передать образ зимы? С помощью чего? (Художник донес до нас то, что хотел с помощью красок и кисти.)

  1. Основной этап.
  1. Постановка проблемы.
    • А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года? Я прошу вас не торопиться с ответом. Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам совершить медленное путешествие в далекое, далекое прошлое (начало XIX века), в то время, когда жил А.С.Пушкин.

Слайд 6

  1. Первичное восприятие.


  • Представьте деревенский зимний пейзаж. (Прослушивается аудиозапись стихотворения, или учитель сам читает его.)

Слайд 7

  1. Проверка первичного восприятия.
  • Что вы представили, прослушав это стихотворение? Создалось ли у вас ощущение праздника?
  • А вот как поэт создаёт ощущение праздника, давайте попробуем разобраться.
  • Чтобы нам ответить на следующий вопрос, надо перечитать стихотворение. (Дети читают молча.)
  • Какие образы предстали перед нашим героем: много ли их? (4: речка, мальчишки, гусь, снег)

Слайд 7 (4 щелчка) Физминутка.

  1. Мотивация перечитывания и анализа произведения.

Первая картинка.

Слайд 8

  • Давайте перечитаем первые 2 строки и выясним, что придаёт образу речки особую праздничность. С чем сравнивает поэт речку? (Гладь реки сравнивается с паркетом: т.е. она до блеска начищена морозом. Прозрачна - даже гусь обманулся - и, очевидно узорчата, раз сравнивается с «модным» паркетом; узорчатой её делают, видимо, пируэты конькобежцев. Поэт называет речку «опрятной», т.е. чистой и гладкой.)
  • Сравните два глагола «блестит» и «блистает». О ком или о чём можно сказать «блистает»? (Дама на балу блистает в своём наряде, можно блистать остроумием, т.е. это глагол, который не просто отмечает, что предмет блестящий, но подчеркивает его необыкновенные качества.)
  • Почему Пушкин называет речку блистающей?
Вторая картинка.

Слайд 9

  • Прочитайте следующие 2 строки. Почему поэт называет мальчишек «радостным» народом? Какой образ тем самым создается? (Оживления, гомона, общения, движения.)
Третья картинка.

Слайд 10

  • Давайте обратимся к следующей картине, перечитаем её. Какое впечатление к общей праздничной атмосфере добавляет картинка с гусём? (Комическое.)
  • На чём держится комический эффект? (По привычке, спускаясь к реке, тяжелый сытый гусь, мгновение раздумывает и обманутый прозрачностью льда, важно ступает на него, скользит и падает. Падение и создаёт комический эффект.)
Четвёртая картинка.

Слайд 11

  • Прежде чем обратимся к последнему образу, я прошу вас вспомнить первый снег в этом году. Какой он был?
  • Прочитайте, как поэт создаёт образ первого снега. Что придает этому образу праздничность? (Первый снег - особенно яркий, он видимо сухой и мелкий, раз он «мелькает и вьётся», поэтому видны звёздочки - «звездами падая на брег».)
  • Почему поэт в такой очередности расположил эти образы? (Чтобы сложилась целостная картина зимнего денька)
  • Что здесь главное: красота зимнего пейзажа или его наполненность звуками? (Важно и то и другое; дети перечисляют движения и звуки.)
  1. Обобщение результатов анализа.
  • Давайте теперь вернёмся к нашему вопросу. (А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года?) Удалось ли нам почувствовать, представить образ зимнего дня.
  • Какой предстала зима в этом стихотворении? (выбирают эпитеты).

Слайд12

  • Много ли в стихотворении красок? (нет, цветовая гамма у Пушкина как всегда сдержанна). Тогда с помощью чего поэту удалось передать образ зимнего дня, что мы его почувствовали. (Поэт - это тот же художник. Кисти и краски ему заменяют слова.)

Слайд 13

  • А зачем мы выполняли эту работу? (Чтобы лучше прочувствовать текст и прочитать его выразительно.)

  1. Подготовка к выразительному чтению.
  • Какие три условия надо соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Выбрать нужный тон, выделить главные слова, определить скорость чтения.)

Слайд 14

  • С одинаковой ли интонацией мы будем читать стихотворение? От чего будет зависеть тон чтения. (От содержания) Выберите для каждой картинки тон чтения. (опора)

Слайд 14, гиперссылка на 16 слайд

  • Все ли слова произносятся с одинаковой силой? Найдите слова, которые надо выделить голосом.

Слайд 14

  • Что поможет нам определить место остановок (пауз)?

  1. Выразительное чтение стихотворения. (конкурс чтецов) .
  1. Рефлексия.

Слайд 15

  • Урок подошел к концу. Создать теплую дружественную обстановку помогла ваша работа, заинтересованность, любознательность.
  • Какое домашнее задание вы хотели бы получить?


Методическая литература.
  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Версия 2008г.
  2. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса./ Под редакцией Чураковой Н.А. - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  3. Пушкин А. С. Евгений Онегин. М. : Художественная литература, 1981.
  4. Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А.Чураковой. 2 класс - Москва: Центр общего развития, 2000.

Интернет-ресурсы.
  1. omsk.edu
  2. uobr.net
  3. km.ru
  4. files.school-collection.edu.ru
  5. maslovka.org
  6. ru.wikipedia.org
  7. pedsovet.org
  8. classic.chubrik.ru

Самоанализ урока литературного чтения.

2 класс. В классе 25 учащихся. На уроке присутствовало 25 учащихся. Уровень детей разный: 2 человека с высоким уровнем развития, 18 человек - среднего уровня и 5 человек - низкого уровня развития. Дети активны и работоспособны на протяжении всего урока. Урок по теме «Точность поэтических образов» является вторым в разделе «Мир глазами поэта». При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой урока. Отличительной особенностью работы на данном уроке было использование мультимедийной презентации, в которой слайды демонстрируются последовательными рядами, содержат гиперссылки, а также включают аудиосопровождение. Тип урока - открытие новых знаний с элементами интеграции. Целью урока было создание целостного эмоционального впечатления о зиме на примере стихотворения «Опрятней модного паркета …» из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Дидактическая - показать разнообразие и точность поэтического образа зимы, созданного А.С.Пушкиным; вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста.
  2. Развивающая - развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические образы. Развивать коммуникативные умения.
  3. Воспитывающая - прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к природе, к поэзии.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
    1. Этап самоопределения. Цель: создание соответствующей эмоциональной атмосферы; оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия.
    2. Основной этап. Цель: пробуждение интереса к анализу; углубление восприятия произведения через аналитическую работу.
    3. Рефлексия. Цель: подведение итога урока.
Выбранная структура урока позволила рационально решить задачи, поставленные на уроке. Все этапы урока были продуманы, логично связаны и распределены по времени, что позволило хорошо усвоить материал урока. Выбранные методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы методы по виду источника информации:
  • словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке первичного восприятия, при анализе картин, на этапе рефлексии);
  • наглядные (на основном этапе - демонстрация слайдов).
По виду учебной деятельности:
  • проблемно-поисковый (сопоставление иллюстраций на этапе самоопределения; на основном этапе - при определении и характеристике образов);
  • практические (работа с текстом на основном этапе - перечитывание, выборочное чтение)
Все эти методы, форма урока и средства помогли осуществлению триединой дидактической задачи. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание эмоциональной активности и творческого воображения учащихся на протяжении всего урока. На уроке была создана атмосфера непринужденного общения заинтересованных собеседников. Демонстрация картин на большом экране помогла учащимся сохранить эмоциональность и непосредственность восприятия произведения искусства. Ценность урока заключается и в том, что в рамках одного урока учителю подвластны и аудиосопровождение и изобразительные средства. На уроке учитывался валеологический компонент - релаксация (отдых учащихся после этапа работы).




7

© 2010-2022