Программа кружка Путешествие по тропе здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования...» (из материалов коллегии Министерства образования).

Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Поэтому я взяла данное направление для ведения кружка «Путешествие по тропе здоровья».

Цель программы: Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.

  2. Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

  3. Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.

  4. Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

  5. Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя - к другим.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра - это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придается особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами занятий: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» - к теме «Кожа - орган осязания», «Угадай по запаху» - к теме «Нос - орган обоняния» и др. Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводится в форме блицтурниров, КВНов, праздников.

Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр.

Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребенка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребенку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах.

В процессе приобщения к законам Своего развития ребенок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии» физиологии, психогигиены, психологии. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.


Требования к подготовке учащихся


Младшие школьники должны знать / понимать: - о важности воды для человека; - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей; - как следует питаться, спать, закаляться; - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит; - о полезных и вредных прививках; - правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током; - чего не надо бояться; - что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным; - как относиться к подаркам, к наказаниям; - как нужно одеваться; - как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах; - как вести себя, если что-то болит; - как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным; - чем заняться после школы; - что такое наше здоровье; - как сохранить своё здоровье; - вредные привычки. Младшие школьники научатся: - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых; - сдерживать себя в различных ситуациях; - прислушиваться к советам родителей; - пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания; - принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.

Темы 1 года обучения:

Советы доктора Воды

Друзья Вода и Мыло

Глаза - главные помощники человека

Чтобы уши слышали

Почему болят зубы

Чтобы зубы были здоровыми

«Рабочие инструменты» человека

Зачем человеку кожа

Если кожа повреждена

Питание - необходимое условие для жизни человека

Здоровая пища для всей семьи

Сон - лучшее лекарство

Как настроение?

Я пришел из школы

Я - ученик

Вредные привычки

Скелет - наша опора

Осанка - стройная спина!

Если хочешь быть здоров

Правила безопасности на воде

Русская игра «Городки»

Подвижные игры

Итоговое занятие (праздник) «Как стать Неболейкой»

Темы 2-4 года обучения:

Уроки Знайки

Здоровье. Что это такое

Признаки болезни, признаки здоровья

Наследственные заболевания (анкета)

Почему и как ремонтируется мой организм

Кто нас лечит.

Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах.

Как избежать отравлений.

Безопасность при любой погоде.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила безопасного поведения на воде.

Правила обращения с огнём.

Как уберечься от поражения электрическим током.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Как защититься от насекомых.

Предосторожности при обращении с животными.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Первая помощь при травмах.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Сегодняшние заботы медицины.

Чего не надо бояться.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Почему мы говорим неправду.

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо уметь сдерживать себя.

Не грызи ногти , не ковыряй в носу.

Как относиться к подаркам.

Как следует относиться к наказаниям.

Как нужно одеваться.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Как вести себя, когда что-то болит.

Как вести себя за столом.

Как вести в гостях.

Как вести себя в общественных местах.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Что делать, если не хочется в школу.

Чем заняться после школы.

Как выбрать друзей.

Как помочь родителям.

Как помочь беспомощным и больным.

КВН «Как же вы устроены, господин тело?»

Дневник здоровья «Когда я стану взрослым»

Результаты освоения курса:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные

· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука здоровья»;

· способность к самооценке;

· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· умение ставить и формулировать проблемы;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

· установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

· использование речи для регуляции своего действия;

· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· ставить вопросы;

· обращаться за помощью;

· формулировать свои затруднения;

· предлагать помощь и сотрудничество;

· слушать собеседника;

· договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· осуществлять взаимный контроль;

· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.


Материально-техническое обеспечение

  1. Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004г.

  2. Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2004г.

  3. Т. Н. Захарова и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель» 2007г.

  4. Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010г.

Г. А. Воронина и др. «Основы развития двигательной активности младших школьников», Департамент образования Кировской области, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2008г.


© 2010-2022