- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Путешествие по тропе здоровья
Программа кружка Путешествие по тропе здоровья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Краснова С.Г. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования...» (из материалов коллегии Министерства образования).
Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования учебных программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.
Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.
Поэтому я взяла данное направление для ведения кружка «Путешествие по тропе здоровья».
Цель программы: Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-
Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиене.
-
Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.
-
Дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам.
-
Формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.
-
Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя - к другим.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра - это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства. В ходе реализации программы этому виду деятельности придается особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами занятий: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» - к теме «Кожа - орган осязания», «Угадай по запаху» - к теме «Нос - орган обоняния» и др. Итоговые занятия по закреплению полученных знаний проводится в форме блицтурниров, КВНов, праздников.
Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психологотехнических игр.
Предметом анализа для педагога здесь должны стать активность, состояние здоровья, а также продукты игровой и творческой деятельности ребенка, которые не могут быть подвергнуты количественной и сравнительной оценке. На протяжении всего учебного года ребенку предлагается ведение собственного дневника здоровья, в котором он делает записи и наблюдения, связанные с изменением в его физическом развитии (изменение роста, веса), размышления о своих привычках, желаниях, мечтах.
В процессе приобщения к законам Своего развития ребенок должен получить указанные ниже конкретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатомии» физиологии, психогигиены, психологии. Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младщих школьников необходима совместная работа педагогов и родителей, поэтому и они привлекаются к участию в кружковой работе.
Требования к подготовке учащихся
Младшие школьники должны знать / понимать: - о важности воды для человека; - о необходимости заботиться о глазах, ухаживать за ушами, зубами, руками, ногами, кожей; - как следует питаться, спать, закаляться; - почему мы болеем, как защититься от болезней, кто может лечит; - о полезных и вредных прививках; - правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при обращении с огнём, электрическим током; - чего не надо бояться; - что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным; - как относиться к подаркам, к наказаниям; - как нужно одеваться; - как вести себя с незнакомым человеком, за столом, в гостях, в общественных местах; - как вести себя, если что-то болит; - как выбрать друзей, помочь родителям, больным, беспомощным; - чем заняться после школы; - что такое наше здоровье; - как сохранить своё здоровье; - вредные привычки. Младшие школьники научатся: - оказывать первую помощь при порезах, ушибах, переломах, различных отравлениях, перегревах, обморожениях, травмах, при попадании инородных тел, при укусах животных, насекомых; - сдерживать себя в различных ситуациях; - прислушиваться к советам родителей; - пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания; - принять правильное решение, сказать «нет» вредной привычке.
Темы 1 года обучения:
Советы доктора Воды
Друзья Вода и Мыло
Глаза - главные помощники человека
Чтобы уши слышали
Почему болят зубы
Чтобы зубы были здоровыми
«Рабочие инструменты» человека
Зачем человеку кожа
Если кожа повреждена
Питание - необходимое условие для жизни человека
Здоровая пища для всей семьи
Сон - лучшее лекарство
Как настроение?
Я пришел из школы
Я - ученик
Вредные привычки
Скелет - наша опора
Осанка - стройная спина!
Если хочешь быть здоров
Правила безопасности на воде
Русская игра «Городки»
Подвижные игры
Итоговое занятие (праздник) «Как стать Неболейкой»
Темы 2-4 года обучения:
Уроки Знайки
Здоровье. Что это такое
Признаки болезни, признаки здоровья
Наследственные заболевания (анкета)
Почему и как ремонтируется мой организм
Кто нас лечит.
Прививки от болезней.
Что нужно знать о лекарствах.
Как избежать отравлений.
Безопасность при любой погоде.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила обращения с огнём.
Как уберечься от поражения электрическим током.
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Как защититься от насекомых.
Предосторожности при обращении с животными.
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Сегодняшние заботы медицины.
Чего не надо бояться.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
Почему мы говорим неправду.
Почему мы не слушаемся родителей.
Надо уметь сдерживать себя.
Не грызи ногти , не ковыряй в носу.
Как относиться к подаркам.
Как следует относиться к наказаниям.
Как нужно одеваться.
Как вести себя с незнакомыми людьми.
Как вести себя, когда что-то болит.
Как вести себя за столом.
Как вести в гостях.
Как вести себя в общественных местах.
«Нехорошие слова». Недобрые шутки.
Что делать, если не хочется в школу.
Чем заняться после школы.
Как выбрать друзей.
Как помочь родителям.
Как помочь беспомощным и больным.
КВН «Как же вы устроены, господин тело?»
Дневник здоровья «Когда я стану взрослым»
Результаты освоения курса:
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные
· самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
· осознание ответственности человека за общее благополучие;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
· положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука здоровья»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
· навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
· умение ставить и формулировать проблемы;
· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
· установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
· использование речи для регуляции своего действия;
· адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
· умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В процессе реализации программы формируются также ключевые и общепредметные компетенции:
Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
Коммуникативные компетенции, включают знание взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Здоровьесберегающие компетенции: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Материально-техническое обеспечение
-
Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», Москва «Вако» 2004г.
-
Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», Москва «Вако» 2004г.
-
Т. Н. Захарова и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель» 2007г.
-
Ю. В. Науменко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», Москва «Глобус» 2010г.
Г. А. Воронина и др. «Основы развития двигательной активности младших школьников», Департамент образования Кировской области, Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования 2008г.