Конспект урока литературного чтения на тему Д. Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко». Учебные задачи: - познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко»; - отрабатывать навык правильного и выразительного чтения; - продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка - сочувствие, сопереживание, сострадание; - создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других). Учебные умения: - определять эмоциональный настрой произведения; - выделять главную мысль произведения; - самостоятельно работать с текстом; - читать правильно вслух и про себя. Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки. Ход урока: I. Организационный момент - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других. Давайте прочитаем эпиграф нашего урока Слайд №1 Эпиграф урока. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

  1. Актуализация знаний. "Мозговой штурм"
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде. Слайд №2
  • Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
  • Мамин - Сибиряк - это ………… писателя?
  • Жанр произведения «Умнее всех»?
  • Как назвал Ёж Индюка?
  • Кто ухаживал за Приёмышем?
  • С кем дружил Приёмыш?
  • Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
  • Кто предположил, что Ёж -это гриб?
Ответы: Мамин псевдоним сказка глупый Тарас Соболько Курочка Гусак - Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать) Дети пишут на листочках. Первое слово Третья буква слова «Курочка» - Р Третья буква слова «сказка» - А Первая буква слова «сказка» - С Третья буква слова «Гусак»- С Шестая буква слова «Курочка» - К Вторая буква слова «Мамин» - А Четвертая буква слова «сказка» - З

Второе слово Первая буква слова «псевдоним» - П вторая буква слова «Соболько» - О первая буква слова « сказка» - С первая буква слова « Тарас» - Т четвёртая буква слова «Курочка» - О последняя буква слова «глупый» - Й пятая буква слова «Гусак» - К шестая буква слова «псевдоним» - О - Прочитайте тему нашего урока. ( Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко» III. Подготовка к восприятию нового материала -Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему? - О чём ещё захотелось вам узнать? ( О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?) - На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим. IV. Этап осмысления Слайд №4 На слайде слова:
  • собака;
  • приют;
  • хозяин.
- Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах. - Зачитайте свои мини- сочинения. Дети читают. - Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на стр. 30 V. Работа с текстом -Ребята, читать рассказ мы будем по частям. При чтении встретятся трудные слова и выражения.
  • Словарная работа
Слайд №5 На слайде слова:
  • Аргус;
  • аркан;
  • роковое (слово);
  • приют;
  • франт;
  • масть.
Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41
  • Чтение текста
Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд № 6 На слайде вопросы:
  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)
  • Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Какое настроение преобладало.
(Дети высказывают предположения: "Я думаю..", "Я считаю..", "По-моему.." и т.д.)
  • Работа с текстом после чтения
Слайд № 7 На слайде иллюстрация, вопрос и задание:
  • Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
  • Что изображено на иллюстрации?
  • Найдите в тексте соответствующий эпизод.
Слайд № 8 На слайде вопросы:
  • О каких породах собак говорится в рассказе?
  • Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.
Слайд №9 На слайде вопросы:
  • Кто из героев тебе понравился? Почему?
  • Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?
VI. Физминутка 1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»). 2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой). VII. Продолжение работы с текстом Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)
  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:
Слайд №10 На слайде вопросы и задания:
  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)
  • Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  • Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.


  • Работа с текстом после чтения.
Слайд №11 Люди в приюте. ( заголовок) Вопросы:
  • Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
  • Чем они занимались?
  • Как они относились к собакам?
Слайд №12 Собаки в приюте. (заголовок) Вопросы:
  • Как писатель описывает собак?
  • О чём думает каждая собака?


  • Прогнозирование
- Как вы думаете, каким будет конец этой истории? Ребята отвечают. - Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор. Слайд № 13 На слайде задания:
  • Напишите отзыв или небольшое "эссе".
  • Составьте коллективно пятистишие.
Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости. - Кто желает прочесть свою работу? Заслушиваются пятистишия, отзывы или «эссе». - Спасибо, молодцы. VIII. Домашнее задание. Прочитать текст до конца и ответить на вопрос: - Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом? IX. Итог урока, рефлексия, оценивание. Слайд № 14 На слайде вопросы: - Что вы узнали нового на уроке? -Что понравилось? -Что не понравилось? - Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.



© 2010-2022