Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика ПНШ 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района Московской области



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Сосново-Борской СОШ

___________И.В.Шустрова

Приказ от____________________

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)

2-А класс





Составитель: Елена Александровна Лисун

учитель высшей квалификационной категории




Коломенский муниципальный район

2015 год




  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (в действующей редакции от 29.12.2014 №5)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010.; 2015
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г., Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.)
  5. Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы
  6. Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.
7. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2012. - Ч. 2 8. УМК «Перспективная начальная школа»

9. Положение о рабочей программе и программе по внеурочной деятельностиМОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы.


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы. Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования. Основная масса обучающихся класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности будут использованы нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.

2. Общая характеристика курса Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс ВД предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса ВД «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Цель: привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи: - расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики; - обучение правильному применению математической терминологии; - развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах; - развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы. Методы и формы работы На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная. Для реализации программы можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.

3.Описание места дополнительной образовательной программы

в учебном плане Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе).

По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 34 учебные недели.

4.Описание ценностных ориентиров содержания дополнительной образовательной программы Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.


5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Предполагаемая результативность курса: - усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия; - улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися; - успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах - участие в международном конкурсу «Кенгуру»; - выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»; - построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского сада «Ромашка». личностных результатов:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;
  • опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов: Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД:
  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



6.Содержание дополнительной образовательной программы

Учебно-тематический план

Наименование разделов Количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1. Весёлый счёт 7 8 10 9 2. Геометрия вокруг нас 4 8 5 5 3. Танграм: древняя китайская головоломка 6 1 - - 4. «Спичечный» конструктор 2 3 2 2 5. Секреты задач 7 8 12 9 6. Математические игры 6 5 3 5 7. Выпуск математической газеты 1 1 2 4
Всего 33 34 34 34

2 класс

Содержание программы

Тема 1. «Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».

Тема 2. Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

Тема 3. Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

Тема 4. Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Тема 5. Секреты задач

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Темы 6-7. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Тема 8. Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

Тема 9. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Тема 10. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

Тема 11. Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 12. Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной

последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Тема 13. «Шаг в будущее»

Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

Тема 14. Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Тема 15. Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15.

Темы 16-17. «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 18. Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 20. Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

Тема 21. Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

Тема 22. Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

Тема 23. «Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

Тема 24. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 25. Дважды два - четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра

«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне -задание, на другой - ответ.

Темы 26-27. Дважды два - четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Тема 28. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Тема 29. Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

Тема 30. Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

Темы 31-32. Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

Тема 33. Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

Тема 34. Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).


7.Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формируемые УУД

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки 1.

«Удивительная снежинка» В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностных результатов: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы; -опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

01.09-05.09


2.

Крестики-нолики

08.09-12.09


3.

Математические игры

15.09-19.09


4.

Прятки с фигурами

22.09-26.09


5.

Секреты задач

29.09-03.10


6.

«Спичечный» конструктор

06.10-10.10


7.

«Спичечный» конструктор

13.10-17.10


8.

Геометрический калейдоскоп

20.10-24.10


9.

Числовые головоломки

27.10-31.10


10.

«Шаг в будущее»

10.11-14.11


11.

Геометрия вокруг нас

17.11-21.11


12.

Путешествие точки

24.11-28.11


13.

«Шаг в будущее»

01.12-05.12


14.

Тайны окружности

08.12-12.12


15.

Математическое путешествие

15.12-19.12


16.

«Новогодний серпантин»

22.12-26.12


17.

«Новогодний серпантин»

12.01-16.01


18.

Математические игры

19.01-23.01


19.

«Часы нас будят по утрам…»

26.01-30.01


20.

Геометрический калейдоскоп

02.02-06.02


21.

Головоломки

09.02-13.02


22.

Секреты задач

23.02-27.02


23.

«Что скрывает сорока?»

02.03-06.03


24.

Интеллектуальная разминка

09.03-13.03


25.

Дважды два - четыре

16.03-20.03


26.

Дважды два - четыре

01.04-03.04


27.

Дважды два - четыре

06.04-10.04


28.

В царстве смекалки

13.04.-17.04


29.

Интеллектуальная разминка

20.04-24.04


30.

Составь квадрат

27.04-01.05


31.

Мир занимательных задач

04.05-08.05


32.

Мир занимательных задач


33.

Математические фокусы


34.

Математическая эстафета

8.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. 6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 7. Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы). Литература

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  4. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997
  5. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва «Просвещение», 1985
  6. Лавриненко Г. А. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей», 2002
  7. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
  8. Мартин Г. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999
  9. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006
  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  13. 30astr-nosh60.edusite.ru/DswMedia/zanimatel-nayamatematika.doc
  14. nsportal.ru›Начальная школа›Математика›…-deyatelnosti-po…

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по ВР

_________________О.А. Эктова

«___» __________2015г.


Коломенский муниципальный район

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


















© 2010-2022