- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика ПНШ 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательная математика ПНШ 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лисун Е.А. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа
Коломенского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Сосново-Борской СОШ
___________И.В.Шустрова
Приказ от____________________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(общеинтеллектуальное направление)
2-А класс
Составитель: Елена Александровна Лисун
учитель высшей квалификационной категории
Коломенский муниципальный район
2015 год
-
Пояснительная записка
- Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373 (в действующей редакции от 29.12.2014 №5)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М. : Просвещение, 2010.; 2015
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г., Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г.)
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы
- Учебный план МОУ Сосново - Борской средней общеобразовательной школы на 2015 - 2016 учебный год.
9. Положение о рабочей программе и программе по внеурочной деятельностиМОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы. Одной из основных задач образовательной программы начального общего образования МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы является создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, обеспечивающей готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Рабочая программа является составным элементом содержательного раздела образовательной программы начального общего образования. Основная масса обучающихся класса - это дети со средним уровнем способностей и мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности будут использованы нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы, дифференцированные задания, индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным способностям, так и при выборе форм, методов его освоения. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения часы.
2. Общая характеристика курса Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс ВД предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание курса ВД «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Цель: привитие интереса учащихся к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи: - расширение кругозора учащихся в различных областях элементарной математики; - обучение правильному применению математической терминологии; - развитие умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, развитие концентрации внимания на количественных сторонах; - развитие уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы. Методы и формы работы На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная. Для реализации программы можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово-развлекательную.
3.Описание места дополнительной образовательной программы
в учебном плане Программа рассчитана на 4 года обучения, объёмом в 135 часов, и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 - 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 мин, в год 34 часа (33 часа в 1 классе).
По годовому календарному графику МОУ Сосново-Борской средней общеобразовательной школы 34 учебные недели.
4.Описание ценностных ориентиров содержания дополнительной образовательной программы Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Предполагаемая результативность курса: - усвоение основных базовых знаний по математике; её ключевые понятия; - улучшение качества решения задач различного уровня сложности учащимися; - успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах - участие в международном конкурсу «Кенгуру»; - выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка»; - построение «Спичечной игрушки» и подарить воспитанникам детского сада «Ромашка». личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы;
- опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
6.Содержание дополнительной образовательной программы
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов Количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1. Весёлый счёт 7 8 10 9 2. Геометрия вокруг нас 4 8 5 5 3. Танграм: древняя китайская головоломка 6 1 - - 4. «Спичечный» конструктор 2 3 2 2 5. Секреты задач 7 8 12 9 6. Математические игры 6 5 3 5 7. Выпуск математической газеты 1 1 2 4
Всего 33 34 34 34
2 класс
Содержание программы
Тема 1. «Удивительная снежинка»
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия».
Тема 2. Крестики-нолики
Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».
Тема 3. Математические игры
Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».
Тема 4. Прятки с фигурами
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Тема 5. Секреты задач
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Темы 6-7. «Спичечный» конструктор
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 8. Геометрический калейдоскоп
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
Тема 9. Числовые головоломки
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема 10. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Спички», «Полимино» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
Тема 11. Геометрия вокруг нас
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Тема 12. Путешествие точки
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Тема 13. «Шаг в будущее»
Конструкторы: «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
Тема 14. Тайны окружности
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Тема 15. Математическое путешествие
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15.
Темы 16-17. «Новогодний серпантин»
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 18. Математические игры
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».
Тема 19. «Часы нас будят по утрам…»
Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Тема 20. Геометрический калейдоскоп
Задания на разрезание и составление фигур.
Тема 21. Головоломки
Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
Тема 22. Секреты задач
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
Тема 23. «Что скрывает сорока?»
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Тема 24. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Дважды два - четыре
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения» 1. Игра
«Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки-считалочки» (сторонки): карточки двусторонние: на одной стороне -задание, на другой - ответ.
Темы 26-27. Дважды два - четыре
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Тема 28. В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 29. Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 30. Составь квадрат
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
Темы 31-32. Мир занимательных задач
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».
Тема 33. Математические фокусы
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
Тема 34. Математическая эстафета
Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).
7.Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема аудиторного и внеаудиторного занятия
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формируемые УУД
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки 1.
«Удивительная снежинка» В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностных результатов: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы; -опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий; -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы -учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные: -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
01.09-05.09
2.
Крестики-нолики
08.09-12.09
3.
Математические игры
15.09-19.09
4.
Прятки с фигурами
22.09-26.09
5.
Секреты задач
29.09-03.10
6.
«Спичечный» конструктор
06.10-10.10
7.
«Спичечный» конструктор
13.10-17.10
8.
Геометрический калейдоскоп
20.10-24.10
9.
Числовые головоломки
27.10-31.10
10.
«Шаг в будущее»
10.11-14.11
11.
Геометрия вокруг нас
17.11-21.11
12.
Путешествие точки
24.11-28.11
13.
«Шаг в будущее»
01.12-05.12
14.
Тайны окружности
08.12-12.12
15.
Математическое путешествие
15.12-19.12
16.
«Новогодний серпантин»
22.12-26.12
17.
«Новогодний серпантин»
12.01-16.01
18.
Математические игры
19.01-23.01
19.
«Часы нас будят по утрам…»
26.01-30.01
20.
Геометрический калейдоскоп
02.02-06.02
21.
Головоломки
09.02-13.02
22.
Секреты задач
23.02-27.02
23.
«Что скрывает сорока?»
02.03-06.03
24.
Интеллектуальная разминка
09.03-13.03
25.
Дважды два - четыре
16.03-20.03
26.
Дважды два - четыре
01.04-03.04
27.
Дважды два - четыре
06.04-10.04
28.
В царстве смекалки
13.04.-17.04
29.
Интеллектуальная разминка
20.04-24.04
30.
Составь квадрат
27.04-01.05
31.
Мир занимательных задач
04.05-08.05
32.
Мир занимательных задач
33.
Математические фокусы
34.
Математическая эстафета
8.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др. 6. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 7. Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы). Литература
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996
- Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. - Сталкер, 1997
- Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике 1класс», Москва «Просвещение», 1985
- Лавриненко Г. А. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей», 2002
- Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
- Мартин Г. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
- 30astr-nosh60.edusite.ru/DswMedia/zanimatel-nayamatematika.doc
- nsportal.ru›Начальная школа›Математика›…-deyatelnosti-po…
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по ВР
_________________О.А. Эктова
«___» __________2015г.
Коломенский муниципальный район
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений
Содержание
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)
Подпись лица, внесшего запись